9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
Выполнение любого научного исследования начинается с выбора направления проблемы, темы научного исследования и постановки научных вопросов, что является очень ответственной задачей.
Актуальные для страны направления и комплексные проблемы исследований формулируются в директивных документах Президента и Правительства Украины, Национальной академии наук Украины на основании всестороннего изучения состояния и перспектив социально-экономического развития государства.
Практика разработки крупномасштабных народно - хозяйственных программ показала, что они должны базироваться на единой научной основе последовательного и целенаправленного решения экономических и социальных проблем в условиях динамического развития мирового хозяйства. Такой научной основой стали целевые комплексные народно - хозяйственные программы, которые включают в себя отдельные социально-экономические, производственные, научно-исследовательские, организационно-хозяйственные и прочие программы, направленные на решение народнохозяйственных проблем наиболее эффективными методами в установленные сроки. Эти программы выходят за рамки отдельных областей и регионов. Они имеют точно определенную целевую ориентацию всех мероприятий, задач, ресурсов на всестороннее решение четко определенного народнохозяйственного задания. Например; основными направлениями экономических исследований являются такие виды комплексных программ:
- Социально-экономические, направленные на решение проблем развития, упрочения и совершенствования основ образа жизни, повышение материального и культурного уровня жизни людей;
- Научно-технические, связанные с решением фундаментальных проблем в разных областях науки, изучением возможности практического использования результатов исследований в конструкторских разработках, обеспечением внедрения лучших из них в серийное производство;
-Производственно-технические, направленные на решение проблем развития и совершенствования производства, повышение его технического уровня и экономической эффективности;
-Региональные, предназначенные для урегулирования территориальных различий уровней социально-экономического развития регионов, освоение новых территорий, а также для формирования и развития народнохозяйственных территориально-производственных комплексов;
-Экологические, рассчитанные на разработку и осуществление мероприятий по рациональному природопользованию, проведение важнейших природоохранных мероприятий.
Одним из важнейших направлений экономических исследований являются
также внешнеэкономические программы сотрудничества. Кроме того, экономические исследования входят в комплексную программу научно-технического прогресса, которая представляет собой долгосрочный прогноз развития экономики. В рамках таких технико -экономических копмплексных программ Кабинетом Министров Украины утверждается перечень Государственных научно-технических программ по приоритетным направления развития науки и техники на определенный срок, на 3, 5, 10 лет.
Программно-целевые целевые методы в планировании и организации научных исследований позволяют сконцентрировать в определенном направлении значительные народнохозяйственные ресурсы, обеспечить их высокоэффективное целевое использование.
На организационной стадии научно-исследовательского процесса выбор проблемы обосновывается, прежде всего, ее актуальностью, то есть тем, насколько решение данной проблемы будет оказывать содействие выполнению программ экономического и социального развития государства, города, региона. Проблема должна быть четко определенной, последовательной и не противоречить экономическим законом. Поскольку научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования ее разделяют на основные элементы – темы.
Определение теоретических основ разработки темы предусматривает установление полноты освещения ее в ранее проведенных исследованиях, необходимости дальнейшего изучения, исходя из практических потребностях в этих знаниях. При этом следует собрать материал: ознакомиться с результатами ранее выполненных научно-исследовательских работ и защищённых диссертаций, просмотреть техническую документацию, сертификаты, рекламные проспекты и образцы передовой отечественной и зарубежной продукции, изучить директивные документы и т. п. Значительную помощь в изучении состояния вопроса могут предоставить консультации с ведущими специалистами в определенной области науки, учеными, производственниками. Потом проводится первоначальная обработка и обобщение собранного материала, представляется теоретическое подкрепление цели исследования, делаются практические выводы, рекомендации с начала по одному вопросу, а затем переходят к исследованию следующего вопроса темы. Однако при любых условиях исследователь должен начинать свою работу с изучения теоретических предпосылок, которые дают возможность понять научную значимость проблемы в целом и определить в ней место темы исследования. Это позволяет установить ее связь с тенденциями развития исследуемого объекта и общими закономерностями определенной науки.
История вопроса и современное состояние излагаются вслед за теоретическими основами. Такой порядок поясняется тем, что исследователь, подходя к освещению истории, должен определенной мерой владеть теорией вопроса, поскольку именно она ориентирует его при подборе исторического материала.
На этом этапе работы исследователи, как правило, пользуются методами документалистики, то есть исследования документов, которые отражают информацию о состоянии, поведении, использовании объектов исследования. Документальные источники информации позволяют исследовать объекты в динамике по определенным периодам, что необходимо для изучения и сопоставления влияющих на них факторов. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий в научных исследованиях не подменяет собой документальные источники информации, а, наоборот, увеличивает потребность в документах как источниках информации.
Выполненные на этом этапе работы позволяют избежать дублирования исследований, ошибок других исследователей, и в то же время использовать их знания и опыт. Дальнейший сбор, отбор и изучение информации осуществляются так же, как правило, по литературным источникам. Это могут быть монографии, статьи в профессиональных изданиях, отчеты научно-исследовательских, проектных, технологических организаций и прочие документы, которые отражают наиболее современное состояние исследований в этой области.
Завершает изучение теоретических предпосылок этап выдвижения и обоснование гипотез. На этом этапе анализируется современное состояние проблемы, очерчивается круг вопросов оставшихся неисследованными, но способных сыграть значительную роль в дальнейшем развитии определенной области знаний. Выдвижение гипотез должно основываться на научном прогнозировании тенденций развития исследуемых явлений. Выдвинутые гипотезы станут отправным пунктом при определении перспектив дальнейшего изучения проблемы и установлении параметров исследования.
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників