10.6. Методика использования литературных источников
В процессе научного исследования работа над литературой осуществляется на всех его стадыях скорочтению. . Работа над литературой ставит перед исследователем требование – научиться скорочтению., воспринимать и анализировать прочитанное, концентрировать внимание на прочитанном.
Процесс чтения включает: восприятие печатного слова вначале глазами, потом произношение про себя и только после осознаёт прочитанное. Такой поход значительно тормозит процесс чтения и не способствует. Можно указать несколько причин медленного чтения:
звуковой бартер – произношение читателем текста про себя, когда для произношения звука работает речевой аппарат;
при произношении глаза долго задерживаются на одном слове, хотя читатель может мгновенно фотографировать несколько строк.
Обращая внимание на указанные причины, специальные пособия рекомендуют тренировать зрительное восприятие текста, который читают, способом «всеобъёмностью», т.е. водить глазами по тексту, сосредотачиваясь на середине листа. Если быстрое зрительное восприятие текста мешает понять содержание, то необходимо прочитать этот ряд ещё раз. Тренироваться быстрому чтению текста необходимо каждый день на протяжении 2 - 3 часов сроком до одного месяца. Конечно, эти советы можно воспринимать в зависимости от психофизиологического состояния каждого человека отдельно.
Быстроту чтения необходимо чередовать с выписыванием отдельных определений терминов, понятий, подвергать логическому анализу, статистическим расчётам, группировать количественные (цифровые) показатели экономических процессов, стремиться понять обоснованность выводов автора произведения. Вмести с этим это не механическое переписывание отрывков, а следствие кропотливой и вдумчивой обработки и группировки начальных данных. Такая методика работы над литературными источниками даёт возможность отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, чётко сформулировать гипотезу исследования. После первоначального осмотра литературы, отобранной из библиотечных каталогов, ознакомления с аннотацией, вступлением, структурой, выводами и пересмотра содержания выбирают способ изучения источника. Это тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение, которое сопровождается выписками и т.д.
Результаты изучения литературы по вопросам темы исследования оформляются в виде тематических обзоров, рефератов, где излагается суть наиболее важных научных положений, определяются основные концепции (сходства и отличия), группируются малоразработанные, неясные,
дискуссионные и не изученные положения. Важно выяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, выразить своё отношение к его концепции и определить возможность её использования в своём исследовании.
Работая над литературными источниками, исследователь может наткнуться на информацию, которая представляет общеобразовательную ценность.
Отдельные положения лучше фиксировать на листках бумаги с одной стороны, оставляя большие поля. Это даёт возможность при необходимых случаях делать дополнительные вставки, параллельные выписки из других книг для сравнения, сопоставления, а также изложение собственной мысли по этому вопросу. Для этой цели можно использовать перфокарты, которые удобно группировать по однородности вопросов, которые изучаются, чтобы избежать изложения в обзоре литературы концепций каждого автора отдельно. Целесообразно делать цветное выделение заметок.
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників