logo
Учебн

5.5.Гипотеза в научных исследованиях

0дним из важнейших структурных элементов науки является гипотеза.

Гипотезой называют систему умозаключений, научных предложений, с

помощью которых на основании ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот не является абсолютно достоверным. Потребность в гипотезе возникает в науки тогда, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известно множество обстоятельств, предшествующих или сопровождающих их; когда по некоторым характеристикам современного надо установить картину прошлого; на основании минувшего и современного надо сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – лишь первый шаг. Сама гипотеза носит вероятностный характер и требует проверки, доказательства После такой проверки гипотеза становится научной теориейиливидоизменяется, а если проверка дает отрицательный результат, то от-брасывается-совсем.

Для выдвижения гипотезы необязательно полное ее соответствие фактическому материалу исследований, но гипотеза должна находиться в согласии или, в крайнем случае, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. Для объяснения одних и тех же явлений, событий могут выдвигаться различные гипотезы. Это обусловлено многомерными связями объекта с другими явлениями, выявленными в процессе исследования. Поэтому выдвижение нескольких гипотез не может считаться ошибочным. Пока не установлено, в чем состоит индивидуальная особенность объекта исследования, наличие разных гипотез обеспечивает его всесторонне изучение, без чего невозможно установить новые закономерности и сделать на их основе научные обобщения. Но для объяснения серии фактов, связанных между собой многочисленными внутренними связями, следует выдвигать по возможности меньше гипотез и их логическая связь должна быть как можно более тесной. Из множества противоречивых гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, преимущество отдается той гипотезе, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов. Конечно, гипотезы, которые противоречат друг другу, не могут быть истинными одновременно, за исключение того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта.

Не существует и запрета на выдвижение гипотез, которые противоречат даже устоявшимся научным теориям и взглядам. Поэтому гипотеза полноправно входит в научную теорию до тех пор, пока дальнейшие научные исследования не докажут или не опровергнут ее. В процессе развития гипотезы накопление теоретических и эмпирических знаний об объекте исследования в процессе его изучения, обоснования на их базе научных предположений о возможности получения новых знаний об объекте характеризуют стадию выдвижения гипотезы. На стадии формулировании гипотезы выполняются теоретические выкладки, экспертная оценка, очерчивается методика исследования гипотезы, выполняется подбор доказательств. По результатам доказательства, предварительная гипотеза применяется как достоверная научная теория, или отбрасывается.

Можно выделить четыре стадии развития гипотезы (рис. 5.1.).

Для того, чтобы гипотеза могла выполнять свою основную функцию как форма развития знаний, она должна отвечать основным критериям философии. В частности, основное содержание гипотезы не должно противоречить законам, установленным в определенной системе знаний. Например: ни одна из гипотез в области конкретной экономики не должна противоречить закону соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Однако, как уже упоминалось, это требование нельзя абсолютизировать, т.к. это исключило бы возможность развития знаний. Если возникает разногласие между выдвинутой гипотезой и раннее доказанными положениями определенной науки, то подвергают сомнению в первую очередь истинность гипотезы. Но если новые аргументы все больше подкрепляют гипотезу, то приходится проверять на сколько достоверна та теория, которая противоречит выдвинутой гипотезе.

Гипотеза в научных исследованиях

Выдвижение

Формулирование

Доказательство

Результаты доказательства

Изучение объекта исследования

В производсвен-ных условиях

По литературным источникам

Предвидение возможности получения новых данных

Исследование гипотез

Экспериментальная проверка результатов исследования гипотез

Уточнение и корректирование гипотез

Дополнение предварительно вдвинутых гипотез

Отклонение ранее выдвинутых гипотез

Выдвижение .новых гипотез по результатам исследования

Получение новых знаний


Выдвижение и обоснование гипотез

Определение методов исследования гипотез

Выбор доказательств


Рисунок 5.1.Процесс выдвижения гипотезы

При выдвижении гипотезы необходимо стараться с ее помощью объяснить не часть некоторых фактов, а всю их совокупность. При этом сформулированные положения не должны быть логически противоречивыми. Гипотеза должна быть предельно простой, т.е. такой, которая не требует введения новых гипотез и предположений. Простота выступает своеобразным Критерием, дающим возможность выбирать между несколькими разными гипотезами

Гипотеза должна на основе обобщения уже имеющихся знаний выходить за их рамки, формулировать новые положения, истинность которых еще не доказана.

Кроме того, гипотезе присуще следущее:

Выдвижение гипотезы, фундамента будущих исследований, - сложный творческий процесс, в результате которого очерчиваются границы и определяются основные направления всего исследования. Одновременно гипотеза выступает основой для определения той системы показателей, которые необходимы для данного исследования.

Доказательство гипотезы происходит в процессе ее теоретического исследования, экспериментальной проверки результатов теоретического изучения. На этой стадии гипотеза, безусловно, уточняется и видоизменяется в зависимости от полученных результатов.

Процедуру, с помощью которой устанавливается истинность гипотезы или любого другого утверждения, в логике называют доказательством. При доказательстве используют два способа установления истины: прямой и опосредованный.

Прямой способ заключается в том, что в процессе практических действий происходит сопоставление некоторого предложения с фактическим состоянием объекта исследований. Видами таких практических действий могут быть наблюдение, эксперимент, демонстрация, измерение, расчет, учет и прочие эмпирические процедуры. В практике, например, экономических исследований чаще применяется способ доказательства, поскольку существует реальная возможность измерять и сопоставлять показатели экономических процессов на основе статистических и бухгалтерских отчетов или иных данных, собранных с помощью эмпирических методических приёмов исследования.

Однако в практике часто истинность гипотезы может быть доказана путем умозаключений на основ уже имеющихся знаний в виде различных законов и положений. Например, в исследованиях по математике, теоретической физики, астрономии, особенно там, где существует возможность значительной формализации и широкого применения математического аппарата. Такой способ установления истины называют опосредованным.

Необходимо отметить, что в качестве доказательств не могут рассматриваться цитаты, заимствованных из опубликованных работ других авторов, независимо от степени авторитетности этих авторов в научном мире. Исключение составляют только те работы, которые содержат аксиома-тизированные знания, сформированные теории, могущие послужить отправными позициями в исследованиях по этой тематике.

С развитием науки, расширением её теоретической базы значение опосредованных методов установления истинности научных положений постоянно возрастает. Это обусловило необходимость совершенствования процедур доказательства гипотез с одновременным ограничением критерия интуитивности. Замена интуитивного доказательства формальным, сопровождает ся формулированием правил доказательства, которые разрешают на каждом этапе проверить их правдивость. Формальные доказательства широко используются в логике, математике, экономике и др. науках.

Таким образом, при опосредованном способе доказательство гипотеза является логической процедурой установления ее истинности с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана. Оно представляет собой процесс мышления, результатом которого становится последовательность утверждений, расположенных в определенном логическом порядке.

В структуре доказательств выделяют такие элементы как тезис, аргумент и форма.

Утверждения, которые подлежит доказательству тезисом. Он должен быть точно и четко сформулирован и оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Положение, которое используется для доказательства истинности тезиса, называют аргументом. Аргументами могут выступать научные положения истинность которых уже доказана ранее (теоремы, законы), аксиомы, определения и утверждения, которые содержат достоверную информацию о конкретных фактах. Аргументы должны быть истинными утверждениями. При этом истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточно обоснованными для доказательства тезиса.

Под формой доказательства понимают способ связи аргументов между собой и с тезисом, логическую последовательность перехода от аргумента к аргументу, а потом к тезису. Формой доказательства в научных исследованиях могут быть таблицы, графики, аналитические расчеты, другие материальные носители информации, преобразованной в соответствии с целью исследования (тезисом).

Существует несколько видов доказательств. Наиболее распространенным являются прямые и косвенные доказательства.

Прямым доказательством называют такое, которое представляет собой логическую цепочку выводов и умозаключений, где последним звеном является сам тезис. Например: затраты труда на изготовление костюмов из дорогих шерстяных тканей и дешевых смешанных тканей одинаковы, но по данным экономического анализа рентабельность костюмов из дорогих тканей значительно выше и к тому же они пользуются большим спросом и не залеживаются на складе. Итак, изготовление костюмов из дорогих тканей для фабрике выгоднее, чем из дешевых смешанных.

Под косвенным доказательством понимают такую логическую цепочку умозаключений и выводов, при которой доказывается ошибочность отклонения тезиса, и на этой основе делается вывод об его истинности. Иногда такой способ называют «доказательством от противного». Его используют в том случае, когда прямые доказательства представить по какой-либо причине невозможно. Большую роль в научных исследованиях играют опровержения. С их помощью наука освобождается от ошибочных утверждений, необоснованных догм, ошибок, совершенствует свой теоретический аппарат. Как и доказательство опровержение имеет свои тезис, аргумент и форму.

Опровержение тезиса может быть признано, если, во-первых будет доказана истинность антитезиса, или, во-вторых, доказана ошибочность следствий, которые вытекают из тезиса.

Говоря об ошибках необходимо отметить, что они могут носить различный характер. При доказательстве или опровержении может быть допущен ряд неумышленных логических ошибок, которые называют паралогизмами. В отличие от них софизмы – намеренно построенные, заведомо ошибочные логические выводы. Цель использования софизма – выдать за истину ложные утверждения, придав логически безосновательным соображения видимость логической правильности. Иногда в теориях, содержащих недостаточно определенные фундаментальные понятия, могут возникать парадоксы, которые представляют собой умозаключения, которые в равной степени как доказывают, так и опровергают истинность тезиса. Все виды логических ошибок в процессе доказательства гипотезы должны быть выявлены, классифицированы и устранены.