logo
Учебн

10.3.Влияние внешних факторов на мышление

В разгар своего творческого процесса Пуанкаре предпочитал оставаться во внутреннем одиночестве, наедине с ускользающей истиной. В эти минуты он должен был быть свободен от любых забот и обязательств. "... Только тогда его дух мог воспарить в такие выси, куда не забиралось воображение ни одного из смертных. ... Разговоры и шум не мешали Пуанкаре работать, поскольку они не посягали на его внутреннюю жизнь. ... Но засевшая в его мозгу мысль о том, что его ждут, не давала покоя, тревожила и отвлекала от того главного, на чем он должен был сосредоточиться"

Пешие прогулки были единственным видом физических упражнений, которыми Пуанкаре занимался охотно и систематически. Он мог пройти до 15 километров. Ходьба была неотъемлемым атрибутом активной работы его мозга. Известно выражение: "Ноги - колесо мысли".

Из этих двух заметок можно сделать вывод, что для творче­ской работы не мешает монотонный шум небольшой силы. Замечено; что человек, изолированный от обычного шума, начинает испытывать беспокойство и напрягать непроизвольно слух, чтобы его услышать. Не мешает, а, по-видимому, способствует мышлению однообразное движение (ходьба), когда человек на него не затрачивает много сил и оно не требует особого внимания и внутреннего напряжения. Мешают умственные усилия не забыть что-либо важного или сильные физические нагрузки. Из повседневной практики следует, что, вряд ли возможна творческая работа, когда вы испытываете прилив физических сил и жизнерадостности.

В научной работе не должно быть спешки и суеты, но недостаточно активная работа не только требует больше суммарного времени, но и малоэффективна, как считает академик А. Мигдал. Лучше садиться за выкладки, когда у вас есть достаточный запас времени для работы. Определенное время занимает процесс вхождения в работу. Недостаток времени приводит к нервному стрессу. Работу лучше заканчивать после достижения маленького успеха.

Бывает, что достаточно продолжительная работа не дает возможности найти свою ошибку или выбраться из-за привычных научных представлений. Известен факт, когда легковому, автомобилю сложно свернуть с колеи, проложенной большегрузными машинами. Аналогичная ситуация возникает и в психологии мышления. В этом случае нужно или ждать помощи со стороны или постараться "забыть" навязчивое решение. Для этого следует отвлечься с помощью достаточно сильных средств. Это может быть другая, совершенно из другой 'области интересная задача, занимательный детектив (боевик), сильная физическая нагрузка. Время отвлечения выбирается индивидуально.

Большое психологическое значение имеет уверенность в успехе выполнения научного исследования. Эта уверенность основана, с одной стороны, на принципиальной выполнимости работы. Исследователь должен быть уверен, что он работает не над созданием "вечного двигателя". С другой стороны, должна быть и вера в свои потенциальные возможности.

Важными психологическими стимулами выполнения исследования являются личный интерес к теме, работы и дух соперничества. Эти стимулы особенно важны для молодого исследователя.

Психологическим побуждением к научному творчеству явля­ется пусть и наименее близкий духу науки мотив - мотив само утверждения. "Есть люди, для которых стремление к самоутверждению представляет сильнейший стимул к творческой активности. Но в тех случаях, когда это стремление не обуздано безупречной добросовестностью; оно почти неизбежно превращается в погоню за эффективными результатами и при водит к невольной подтасовке фактов" - считает академик А. Мигдал.

Самым важным психологическим стимулом для настоящего ученого должно стать любопытство, желание узнать, как устроена природа. Каждое маленькое достижение, личное открытие должно стать радостью.