10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
Человек проявляет различную степень активности в разные периоды жизни. К 26-30 годам людям удается освоиться в своей профессии. Неудачи в этом периоде приводят к перемене места работы или специальности. К 40 годам человек уже приспособился к своей деятельности и может отдать ей много сил. Этот возраст совпадает и с творческой вершиной. От 40 до 50 - лучший возраст для руководителя, так как человек уже имеет большой профессиональный и социальный опыт. К 50-56 годам происходит стабилизация памяти. Позже происходит период ухудшения памяти, но этот процесс очень индивидуален. У людей умственного труда он происходит медленнее. Производительность труда профессиональных работников растет с возрастом до 55 лет. Речь идет о физически здоровых людях. Хотя психофизические показателя с возрастом ухудшаются, большой опыт и знания компенсируют этот недостаток. Творческие люди переживают пик творческой активности и после 70 лет.
Лауреаты Нобелевской премии (физики) совершили свои открытия до 30 лет, а 90% всех ученых - до 40. Главный вклад в науку сделали: химики к 40,5 годам, медики - к 39 годам, технические специалисты – к 45, астрономы и ботаники - к 46, антропологи - к 47 годам.
Ученый-химик П. Вальден подробно исследовал 233 открытия. По его данным, 68% открытий принадлежит людям 48-49летнего возраста. Те, кому удалось достичь высоких результатов до 30 лет, составил 14%. В области фундаментальных понятий материи и её состояния открытия распределяются между людьми следующим образом:
свыше 40 лет – 43%;
свыше 50 и 60 лет – 50%;
меньше 30 – 7%.
Как видно из приведенных фактов и цифр, корреляция между возрастом учёного и научными успехами имеется, но не следует её преувеличивать. Академик А. Мигдал видит причину "научной старости" не в возрасте исследователя, а в психологии. А. Мигдал. так описывает опасность наступления «научной старости». Очень заманчиво, "маститому" ученому передать всю техническую работу молодым помощникам (ученикам). Передаются вычисления, часть теоретических построений. Но как только ученый перестает работать своими руками, начинается процесс "старения". Теряется способность удивляться «малым» открытиям, появляются важность и чванство, желание всех "удивить". Возникает преувеличенное' ощущение своих советов, вера в их непогрешимость.
Понемногу научное сдержание работ такого учёного начинает уступать место рассуждениям общего характера, увеличевается описательная часть статей уменьшается число формул, возникает неудовлетворённость результатами свого труда.
А. Мигдал считает, что если действительно ученый теряет творческие способности, фантазию, то остается, достойный выход из этого положения - помогать своим ученикам. Так в спорте бывший чемпион становится тренером' и гордится успехами своих учеников.
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників