logo
Учебн

10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”

Человек проявляет различную степень активности в разные периоды жизни. К 26-30 годам людям удается освоиться в своей профессии. Неудачи в этом периоде приводят к перемене места работы или специальности. К 40 годам человек уже приспособился к своей деятельности и может отдать ей много сил. Этот возраст совпадает и с творческой вершиной. От 40 до 50 - лучший возраст для руководителя, так как человек уже имеет большой профессиональный и социальный опыт. К 50-56 годам происходит стабилизация памяти. Позже происходит период ухудшения памяти, но этот процесс очень индивидуален. У людей умственного труда он происходит медленнее. Производительность труда профессиональных работников растет с возрастом до 55 лет. Речь идет о физически здоровых людях. Хотя психофизические показателя с возрастом ухудшаются, большой опыт и знания компенсируют этот недостаток. Творческие люди переживают пик творческой активности и после 70 лет.

Лауреаты Нобелевской премии (физики) совершили свои открытия до 30 лет, а 90% всех ученых - до 40. Главный вклад в науку сделали: химики к 40,5 годам, медики - к 39 годам, технические специалисты – к 45, астрономы и ботаники - к 46, антропологи - к 47 годам.

Ученый-химик П. Вальден подробно исследовал 233 открытия. По его данным, 68% открытий принадлежит людям 48-49­летнего возраста. Те, кому удалось достичь высоких результатов до 30 лет, составил 14%. В области фундаментальных понятий материи и её состояния открытия распределяются между людьми следующим образом:

свыше 40 лет – 43%;

свыше 50 и 60 лет – 50%;

меньше 30 – 7%.

Как видно из приведенных фактов и цифр, корреляция между возрастом учёного и научными успехами имеется, но не следует её преувеличивать. Академик А. Мигдал видит причину "научной старости" не в возрасте исследователя, а в психологии. А. Мигдал. так описывает опасность наступления «научной старости». Очень заманчиво, "маститому" ученому передать всю техническую работу молодым помощникам (ученикам). Передаются вычисления, часть теоретических построений. Но как только ученый перестает работать своими руками, начинается процесс "старения". Теряется способность удивляться «малым» открытиям, появляются важность и чванство, желание всех "удивить". Возникает преувеличенное' ощущение своих советов, вера в их непогрешимость.

Понемногу научное сдержание работ такого учёного начинает уступать место рассуждениям общего характера, увеличевается описательная часть статей уменьшается число формул, возникает неудовлетворённость результатами свого труда.

А. Мигдал считает, что если действительно ученый теряет творческие способности, фантазию, то остается, достойный выход из этого положения - помогать своим ученикам. Так в спорте бывший чемпион становится тренером' и гордится успехами своих учеников.