logo
Учебн

2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов

Законодательством Украины по высшему образованию определены требования по ускорению научно-техническому прогресса и переводу экономики на рыночные отношения. Эти требования должны дать навыки студентам выполнять технико-экономические расчеты по прогнозированию развития производства, конкурентно способной продукции на внутреннем и зарубежных рынках, учету и аудиту производственно-хозяйственной деятельности предприятий, выполнение технико-экономических обоснований и расчета экономической эффективности инвестиций, а также применение новых технологий с использованием компьютеров, экономико-математических моделей в микро- и макроэкономике, направленных на удовлетворение социальных, материальных и культурных потребностей людей в условиях общества с рыночной экономикой.

Исходя из квалификационных требований и требований к специалистам с высшим образованием, они должны объединить в себе знания бакалавра, магистра и экономиста исследователя, которые усваиваются при выполнении научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении.

Таким образом, основными задачами при подготовке экономистов для народного хозяйства с целью усвоения ими приёмов научных исследований являются:

- овладения студентами научных методов познания и применения его для углубленного и творческого усвоения учебного материала, а также использование этого материала в будущей практической деятельности;

- изучение методологии научных исследований и применение ее в предпринимательской деятельности;

- овладение методами и приемами самостоятельного решения научных и научно-технических проблем на производстве и в научных заведениях;

- приобретение трудовых навыков при решении производственно-технических задач;

- внедрение достижений научно-технического прогресса в практику предпринимательской деятельности.

Таким образом, задача освоения методологии научных исследований при подготовке специалистов по экономическим вопросам состоит в воспитании активных, всесторонних развитых специалистов по экономике и бизнесу.

В основу методологического обеспечения научно-исследовательской работы студентов положена комплексно-целевая программа. Сущность ее состоит в создании системы научных исследований студентов на все время обучения в соответствии профилю выбранной специальности и специализации, которая включает элементы научных исследований по всем видам учебного процесса, направленные на подготовку специалистов, способных творчески решать задачи управления экономикой в условиях рынка. Использование элементов научных исследований при занятиях в кружках студенческого научного общества, начиная с первого года обучения, подготовке рефератов, курсовых и дипломных работах, а также в выпускных работах магистров.

Организовывает научную работу студентов выпускная кафедра, которая является базовым методическим центром по работе со студентами. Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 5-7 студентов).

Научно-исследовательская работа студентов проводится по двум направлениям :

научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс;

научно-исследовательская работа, вне учебного процесса.

Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс предусматривает следующее:

подготовка рефератов;

выступление на семинарах с рефератами, а также на студенческих научных конференциях с докладами, представляющими собой расширенное содержание рефератов;

подготовка отчётов по производственной практике;

выполнение курсовых и дипломных работ;

выполнение магистровской научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская работа вне учебного процесса:

участие в хоздоговорных работах, выполняемые кафедрами;

подготовка научных докладов на студенческие научные конференции.