10.1.Научное мышление
Научное творчество является частью процесса научной деятельности. Научное творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей научного плана. Английский учений Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творчества:: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральным моментом творчества считается озарение как интуитивное охватывание искомого результата. Озарение связьівают с интуитивньм решением вопроса.
Несмотря на огромное количество работ по психологии творчества, общепринятого представления зтого процесса нет. Для того чтобы его можно било лучше представить, рассмотрим работу ЭВМ в режиме решения поставленных сложных задач. Компьютер (ЭВМ) характеризуется объёмом. памяти. перечнем выполняемых операций (обычно это операции логической алгебры)
и быстродействием. т.е. числом выполняемых операции в единицу времени. К зтому следует добавить такие качества, как надёжность работы и время непрерывной работы. По аналоги можно выделить следующие качества творческой личности исследователя (ученого). Творческая личность обладает интеллектом как суммой мыслительных функций (по аналогии с возможностью компьютера выполнением набора операции). Интеллект - способность мышления, рационального познания . В психологии под интеллектом понимается относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Разными авторами выделяется от 1-2 до 120 факторов интеллекта.. Во всяком случае, интеллект отделяют от таких понятий как культура, образование, с одной стороны, так и от таких, как воля, интуиция, воображение. По-видимому, в интеллекте. по аналогии с компьютером следует включить как набор умственных способностей, так и быстроту их использования.
Величина интеллекта. определяется одаренностью природным качеством, Степень одаренности определяется талантом и его высшей ступенью - гениальностью. Очевидно, что набор мыслительных способностей превосходит набор операции, заложенных в компьютере.
Опять-таки по аналогии с компьютером у творческой личности можно выделить обладание памятью как оперативной, так и долговременной. Однако, если компьютер "запоминает" раз и навсегда мгновенно, то человек обладает инерцией процесса запоминания. Хотя есть люди, которые запоминают сразу целые страницы текста, иногда всей книги.
Крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам человеческий мозг может вместить 1023 единиц информации, то есть каждый из нас способен запомнить всю информацию в миллионах книг.
Математик Л.Эйлер помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Некто 3. Гаон заучил наизусть все 2500 книг, которые прочел за свою жизнь и мог мгновенно вспомнить любой отрывок. Репортер Шерешевский таблицу в 20 цифр запоминал в 35-40 секунд, таблицу в 50 цифр - за 2-3 минуты
Во Франции Морис Дагбер вступил в спор с ЭВМ, делающей до миллиона операции в секунду. Даггер решил 10 задач за 3 минутиы43 секунды, машина - только за 5 минут 18 секунд. Человек
может прочитывать до тысячи слов в минуту.
Надежность работы человека определяется его психической устойчивостью, его нервной системой. Работоспособность зависит от физического здоровья. В отличие от компьютера человек обладает волей и настойчивостью. Воля - процесс сознательного управления деятельностью, проявляющегося в преодолении трудностей и препятствий на пути к решению проблемы . Эти препятствия могут быть внешними и внутренними. Внешние - сложность решаемой задачи, различные помехи, сопротивление людей, тяжелые внешние условия. К внутренним препятствиям относятся - лень, усталость, нежелание работать над этой проблемой, болезнь. Можно считать, что компью-тер лишен внутренних препятствий. Настойчивость - волевое свойство личности доводить дело до конца, т.е. до получения результата.
Вместе с тем, личность в отличие от компьютера обладает такими качествами, как эмоции и воображение (фантазия).
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників