9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
Стадия обобщения, апробации и реализации результатов исследования является завершающей стадией научно–исследовательского процесса.
Завершающая стадия научно-исследовательского процесса также проходит в несколько этапов (рис. 9.3):
Обобщение результатов исследований включает следующие этапы:
обобщение результатов;
коллективное обсуждение;
рецензирование.
Апробация и реализация результатов исследований включает следующие этапы:
рецензирование и экспертиза;
опытное внедрение;
корректировка и доработка результатов исследований;
реализация результатов исследований.
Обобщение результатов исследования представляет собой литературное изложение результатов исследования в виде отчета о выполненной научно-исследовательской работе.
За обобщением результатов исследований наступает очередь небольшого, но довольно важного этапа обсуждения работы. Если работу выполнял коллектив ( лаборатория, группа), то обсуждение проводится при полном его составе. Работа может быть поставлена на обсуждение и более крупного подраздела (отдела, сектора) в зависимости от численности и компетентности коллективного исполнителя и от темы исследования – ее новизны, сложности, комплексности или заслушивается на ученом совете.
Наряду с членами коллектива к обсуждению привлекаются работники смежных отделов, а при возможности – и работники смежных институтов, вузов и лабораторий, которые имели отношение к выполненной работе. Большую пользу приносит и приглашение к обсуждению специалистов-практиков. Следует заранее раздать участникам тезисы или хотя бы перечень вопросов, по которым особенно необходимы их советы и помощь. В тезисах излагаются только основные положения работы без аргументации, но так, чтобы была понятной их логическая связь. В отличие от авторефератов и резюме, тезисы могут охватывать не все части работы, а только те, что могут служить пред-метом научной дискуссии.
При обсуждении работы обязательно выступают рецензенты.
Рецензия(отзыв о научной работе) – работа, в которой критически оцениваются основные положения и результаты исследования. Особое внимание при этом обращается на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность примененных методов исследований, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность.
Рисунок .3. Схема завершающей стадии научно-исследовательского процесса.
При составлении рецензии, как правило, придерживаются такой последо-вательности:
обоснование необходимости (актуальность) темы исследования;
оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля изложения;
последовательность изложения результатов исследования;
оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи (рекомендации относительно сокращения или дополнения);
общие выводы; итоговая оценка исследования.
Совет принимает решение о завершении работы и предоставление ее заказчику.
Заказчик, как правило, вышестоящий орган, который финансировал работу может послать ее на экспертизу.
Согласно законодательству Украины, под научной и научно-технической экспертизой понимают деятельность, целью которой является исследование, проверка, анализ научно-технического уровня объекта экспертизы и подготовка обоснования выводов для принятия решений относительно таких объектов. Это наиболее детальный и объективный метод оценки научной деятельности ее результатов.
На основании решений органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, по инициативе научных организаций и учреждений, в рамках заключенных ими договоров на проведение научной и научно-технической экспертизы, такая экспертиза проводится относительно:
отдельных научно-технических проектов;
научно-технической продукции;
научно-исследовательских работ (как фундаментальных, так и прикладных) во всех областях научной деятельности;
опытно-конструкторских работ (комплекса работ, который выполняяется на основе технических задач с целью разработки опытно-конструкторской документации);
научных работ в виде специально подготовленных рукописей.
Основными задачами рукописи могут быть:
проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства;
оценка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогрессса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности;
анализ уровня использования научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских работ и опытно- конструкторских разработок;
прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации или деятельности объекта экспертизы;
подготовка научно обоснованных экспертных выводов.
К проведению научной и научно-технической экспертизы привлекаются предприятия, учреждения, организации, творческие коллективы, которые осуществляют научную и научно-техническую деятельность; специализированные экспертные организации; отдельные эксперты и группы экспертов.
Экспертами могут быть только высококвалифицированные специалисты, которые имеют глубокие специальные знания в той области, к которой относится объект экспертизы. Деятельность, связанная с предоставлением экспертных услуг, должна быть сертифицирована согласно действующему законодательству, что подтверждает квалификацию получателя документа по вопросам организации и проведения научной и научно- технической экспертизы. При этом эксперты, группы экспертов и организации и учреждения, которые осуществляют экспертную деятельность, несут ответственность за достоверность и полноту анализа, обоснованность рекомендаций экспертизы.
Внедрение результатов научных исследований представляет собой передачу на производство или в повседневную практическую деятельность научной продукции (отчетов, инструкций, технических условий, технических проектов, временных указаний и т. п.), что обеспечивает технико-экономический эффект, в удобной для реализации форме. НИР превращаются в продукт лишь с момента их «потребления» производством.
Формы внедрения результатов НИР могут быть разнообразными. Наиболее простой формой внедрения в практику научных достижений, характерной для всех научных тем, является опубликование материалов исследования. Более того, для целого класса работ опубликование материалов является основной формой реализации их результатов. К этому классу относятся работы, которые, например, ограничиваются только постановлением новой проблемы, исследования поискового характера и т. п. Но для преобладающего числа работ опубликование – только первый шаг к внедрению.
Например, если после внедрения работы изменяются отдельные параметры технологического процесса (химический состав, физико-химические характеристики сырья и т. п.), а принципиальные основы технологических процессов остаются неизменными, то результатом внедрения такой работы могут быть изменения (дополнения) технологической конструкции.
Внедрение результатов НИР по разработке новых видов сырья может найти воплощение в виде новых межотраслевых или внутризаводских технических условий.
Результатом НИР может стать технологический процесс, для которого необходимо создать оборудование (механическое, электрическое и т. п.), что связано с реконструкцией или строительством новых участков, цехов или их отделений. В этом случае одной из форм внедрения НИР является выдача или утверждение технического задания на проектирование цеха (отделения), его строение и освоение нового технологического процесса.
Теоретические и научно-методологические положения, методики, рекомендации, созданные в результате выполнения НИР, например, по экономике, реализуются на практике путем применения их при внедрении новых технологий организации и экономического стимулирования производства конкурентоспособной продукции, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, совершенствования банковского дела при усовершенствовании менеджмента, маркетинга, учета контроля и аудита в условиях рыночных отношений. Для теоретических и исторических работ одной из форм внедрения является включение их результатов в учебные курсы по соответствующим дисциплинам.
Важной формой внедрения результатов законченного научного исследования следует признать и последующее их использование в разработке других проблем.
Ответственность за внедрение НИР возлагается на организацию-заказчика работ, а организация-исследователь обязана принимать непосредственное участие в выполнении работ по исследовательской эксплуатации и введению объекта в действие. В случае необходимости за промышленной эксплуатацией внедренных результатов научных исследований может осуществляться авторский надзор научно-исследовательской организацией. Порядок его осуществления устанавливается по договоренности сторон.
Cдача заказчику выполненной работы оформляется актом сдачи-приемки завершенной научно-исследовательской работы по теме, в составлении которого принимает участие комиссия из представителей заказчика и исполнителя. В необходимых случаях для приема работ создается специальная комиссия.
Однако, как бы тщательно не проводились НИР в научно-исследовательских организациях или творческих коллективах, все же они не могут всесторонне учесть разнообразные, часто случайные факторы, которые действуют в условиях производства. Поэтому научная разработка на первом этапе внедрения требует исследовательской проверки в производственных условиях. Учитывая это, процесс внедрения часто проводят в два этапа: опытно-производственное внедрение и серийное внедрение (внедрение достижений науки, новой техники, новой технологии).
Опытно-производственное внедрение результатов технических исследований проходит, как правило, в три стадии.
Первая стадия – подготовка к внедрению. Совместно с заказчиком или потребителем составляется план внедрения с указанием фронта внедрения, который определяется на основе сопоставления технико-экономических показателей производства при существующем технологическом процессе, оснащений, организаций производства и с учетом их изменений или дополнений, которые рекомендованы исследованием. При этом определяются отдельные и конечные сроки и последовательность внедрения по агрегатам, цехам, предприятиям; исполнители, распределение функций между ними; потом подготавливается документация, проводится испытание отдельных узлов и блоков, их монтаж, доводка агрегатов в лабораторных условиях.
Вторая стадия – собственно внедрение. При проведении конструкторских разработок – это монтаж конструкций и ее испытание на рабочем месте; изготовление опытных партий и их лабораторное испытание; обучение персонала методам эксплуатации; передача потребителю систем учета, планирования и управления; оформление акта. При технологических разработках в стадию внедрения входит уточнение технологий на рабочем месте и корректирование технологической документации.
Третья стадия – завершение внедрения. На этой стадии проводится испытание внедренной конструкции (технологии, системы организации производства и т. п.) в производственных условиях; устраняются выявленные при испытании дефекты, конструкция приводится к надлежащим требованиям и показателям; происходит передача документации, оформление акта.
Участие исследователя необходимо на всех трех стадиях, так как он лучшее всех может найти способы устранения препятствий, подчас возникающих, внести необходимые уточнения и усовершенствования. При внедрении работ, направленных на совершенствование планирования и организации труда и производства, участие исследователя необходимо и на стадии перехода к массовому или серийному производству, так как лишь здесь может быть на практике проверена эффективность предложенной методики и отработаны необходимые коррективы.
После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологии, рекомендации, методики и прочие результаты НИР внедряют в серийное производство или повседневную практическую деятельность. На этом, втором этапе, научно-исследовательские организации не принимают участие во внедрении. Они могут давать консультации или предоставлять незначительную научно-техническую помощь по просьбе организации, которые осуществляют внедрение.
Один из вариантов внедрения, например, предусматривает завершение НИР на стадии промышленно-серийного производства продукции по новой технологии, то есть с полным внедрением. Таким образом, использование тех или иных путей внедрения новой техники и технологии определяется характером НИР, особенностями объекта исследования, задачами и целью работы.
Надо отметить, что большое значение имеют сроки реализации научных разработок и их распространение в народном хозяйстве, которые имеют свои рамки. Максимальным сроком реализации считается срок «морального старения» разработки, а минимальный, до истечения которого невозможно реализовать разработку, определяется техническими, научными, информационными и другими факторами внедрения. Существует также экономическая граница сокращения сроков реализации, когда затраты, необходимые для сокращения срока, возрастают на столько, что ускорение реализации становится просто нецелесообразным с экономической точки зрения. С учетом этого, оптимальным можно считать срок, дальнейшее сокращение которого требует прироста дополнительных затрат, которые не перекрываются приростом народно-хозяйственного эффекта от внедрения научной разработки. Такой срок внедрения обеспечивает максимальную эффективность реализации.
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників