logo search
Учебн

5.2.Объекты научных исследований и их классификация

Основной формой осуществления и развития современной науки является научное исследование – изучение явлений и процессов, анализ влияния на них разнообразных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений с максимальным эффектом.

Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Если объектом научного познания выступает весь материальный мир и формы его отображения в сознании людей, то объектом научного исследования является определенная часть действительности – довольно конкретный предмет или явление, на которое направлена познавательная деятельность исследователя с целью познания его сути, закономерностей развития и возможностей последующего использования в практической деятельности.

Отметим четыре особенности объектов исследования, которые оказывают непосредственное влияние на организацию и эффективность научно-исследовательских работ.

  1. Обязательность наличия непознанных качеств объекта на момент возникновения «проблемной ситуации». Например, необходимость установления себестоимости продукции (эмпиричный объект).

  2. Динамичность объекта исследования. Эта особенность состоит в том, что ни одно научное исследование не может привести к конечному выявлению и изучению свойств объекта. К одним и тем же объектам исследователи могут возвращаться много раз.

  3. Делимость объекта исследования. Любая научно-исследовательская задача в соответствии с наличием многих свойств объекта может быть расчленена на отдельные относительно самостоятельные задачи, которые разрешаются теми или другими методами и средствами исследования в определенном порядке, то есть по определенным стадиям и этапам.

  4. Преемственность объектов исследования.Исследователь не ограничивается описанием изученных объектов. Он формулирует новые проблемы, которые вытекают из выполненного исследования

Предметом научного исследования могут выступать причины возникновения этого процесса или явления, закономерности его развития, разнообразные свойства, качества и т.д. Так, например, объектом исследования всех общественных наук является, конечно, общество, но предмет исследования у каждой науки свой: у политической экономии – система производственных отношений; у экономической статистики – количественная сторона экономических явлений и т.д. Конкретное научное исследование, например, по политической экономии имеет своим объектом систему производственных отношений или определенный элемент системы, а предметом избирает конкретную характеристику или закономерность существования или развития объекта исследования.

Исходя из этого, цель научного исследования можно сформулировать как определение конкретного объекта и всестороннее достоверное изучение его структуры, характеристик с целью получения и внедрения в практику полезных для человека результатов.

Например. Научное исследование в области экономики по теме «Рычаги и стимулы формирования инвестиционных ресурсов в промышленности» выполняется с целью разработки и теоретического обоснования рекомендаций относительно усовершенствования методологических и организационных основ формирования инвестиционных ресурсов в промышленности. Объектом этого исследования выступают экономические отношения в процессе формирования собственных инвестиционных ресурсов в промышленности в условиях экономической реформы в Украине. Предметом исследования являются теоретические и методологические проблемы усовершенствования организационно-экономических условий формирования инвестиционных ресурсов в промышленности.

Объекты научного исследования можно классифицировать по определенным признакам. Различают эмпирические и теоретические. Эмпирические подразделяют на естественные и искусственные. В зависимости от степени сложности различают объекты простые и сложные. К простым относят объекты, которые состоят из одного или из нескольких элементов. Сложные представляют собой объекты с неопределенной структурой, которую необходимо сначала исследовать, а потом описать .

Кроме того, каждый объект исследования окружен определенной средой, с которой он взаимодействует. Под средой понимают все то, что окружает объект исследования и определенной мерой на них влияет. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить конкретные факторы, которые влияют на объект исследования и отобрать наиболее важные из них. Это имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования: если не учтен какой-нибудь важный фактор, результаты исследования и сделанные на их основе выводы могут быть неполными или ошибочными.

Выполняя научное исследование, исследователь опирается на определенные научные методы. Под методом понимают способ исследования или практического осуществления какого-либо явления. Таким образом, метод – в самом общем значении – это способ, определенным образом упорядоченная деятельность и своеобразный инструмент для достижения конкретной цели.

В качестве примера приведем современную общепринятую классификацию научных методов, которые применяются в экономических исследованиях (таблица 5.1).

Таблица 5.1.Классификация научных методов исследований в экономике

Общенаучные методы

Конкретно научные (эмпирические) методы

теоретические

методические приемы

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Аналогия

Моделирование

Абстрагирование

Конкретизация

Идеализация

Обобщение

Системный анализ

Формализация

Гипотетический метод

Аксиоматический метод

Исторический метод

Сравнение

Измерение

Наблюдение

Эксперимент

Однако, такое распределение методов в значительной степени условно, так как любой из методов может переходить из одной категории в другую категорию по мере развития познания.

Сумма отдельных методов, которые применяются при проведении научных исследований в рамках той или иной науки, составляют ее методологию. Это понятие может иметь два значения. Во-первых, методология представляет собой совокупность познавательных средств, которые применяются в определенной науке, а во вторых, - это область знаний, которая изучает средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности человека. Таким образом, можно дать наиболее общее определение: методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практике.

Для более детального ознакомления с методами научных исследований целесообразно сначала рассмотреть обще научные методы исследований.

Анализ - метод познания, при котором выполняется практическое или мысленное расчленение объекта исследования на его составные элементы. Это позволяет обнаружить структуру объекта, отделить важное от несущественного, свести сложное к простому. Например, чтобы определить в каком направлении проводить работу по снижению себестоимости продукции необходимо установить как влияют различные факторы на себестоимость: затраты времени на изготовление единицы продукции, качество сырья, уровень механизации процесса изготовления и др.

Анализ неразрывно связан с синтезом – процессом объединения в одно целое частей, признаков, свойств объекта, определенных с помощью анализа. Например, при анализе себестоимости можно объединить такие показатели как затраты времени и механизация процесса изготовления в единый показатель – производительность труда.

Индукцией называют такой исследовательский прием, при котором общий вывод о характеристиках множества элементов делается на основании изучения этих характеристик, какой-то части элементов данного множества. Таким образом, индукция обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям.

Например, путем изучения изменения в одном предмете (явлении) можно установить. Как будут происходить изменения в другом предмете (явлении) т.к. изменении в одном явлении приводит к. изменению в другом явлении, если эти явления находятся в причинной связи.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, когда вывод о характеристиках любого элемента множества делается на основания общих характеристик всего множества.

Одним из общенаучных исследовательских приемов, является метод анологии, при котором вывод о предмете или явлении делается на основании его сходства с другими, уже известными. Обычная схема умозаключения по аналогии: объекту А присущи признаки a,b,c,d,e; объекту В присущи признаки b,c,d,е. Значит, объекту В присущий и признак а. Аналогия, если рассматривать ее изолированно, не имеет большой доказательной силы не только потому, что вывод ее может быть лишь вероятным, но и потому, что степень этой вероятности может быть совсем низкой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков объектов сравнения. С целью повышения вероятности вывода по аналогии выдвигаются следующие требования:

аналогия должна базироваться на существенных признаках и наибольшем количестве схожих характеристик объектов сравнения;

связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными у объектов общими признаками должна быть очень тесной;

вывод по аналогии должен дополняться исследованиями отличий и доказательствами того, что эти отличия не могут служить основой отказа от выводов по аналогии.

В современной науке развитой областью систематического применения аналогии является так называемая теория подобия, которая широко используется в моделировании.

Моделирование – воссоздание характеристик объекта исследования на другом объекте, созданном для их изучения.

Например, чтобы выбрать характеристику самолета, автомашины делают модель объекта в масштабе 1:10 или 1:100, помещают модель в аэродинамическую трубу и пускают туда с такой скоростью, с какой может двигаться объект и исследуют как влияет скорость на параметры объекта: сопротивление движению, устойчивость обшивки и др. или развивается. При моделировании могут быть изучены сложные и сверхсложные системы. Например, чтобы знать, как происходит загрязнение окружающей среды делают модель поселка города и изучают как происходит загрязнение объекта от вредных выбросов завода. На основании этого устанавливают, какая должна быть охранная зона, какая должна быть высота трубы, чтобы загрязнения не попадали в жилую зону.

Это мы остановились на физических моделях. Есть математические модели. Они могут быть осуществлены в виде зависимостей, описывающих те или иные процессы. Большое значение имеет разработка математических моделей экономики и основанное на них прогнозирование экономических процессов и управление ими.

Наиболее распространенный метод моделирования экономико-математических задач – метод линейного программирования. Основателем линейного программирования является академик АР СССР Л.В. Канторович, лауреат нобелевской премии (1935г.). Он в 1939 году занимался вопросами планирования работы агрегатов фанерной фабрики, решил математически несколько задач. При решении этих казалось бы частичных задач им были сформулированы общие экономико-математические понятия оптимизации планирования. Лишь в 40-50 годах в этой области многое сделал американский математик Дж. Донциг.

Метод линейного программирования включает теорию массового обслуживания, теорию игр, сетевое планирование и управление.

Теория массового обслуживания рассматривает разнообразные процессы в экономике, связанные с наличием очереди на обслуживание и ограниченным числом каналов на обслуживание. Теория на основе статистических закономерностей вырабатывает решения, которые минимизируют затраты на ожидание очереди, с одной стороны, и на простой каналов обслуживания с другой.

Теория игр – раздел современной математики, изучающей так называемые конфликтные ситуации, где интересы участников противоположны. Первооткрывателем теории игр был математик Джон дин Нейман. Он пришел к идеям своей теории из наблюдений за игрой в покер. Каждый участник “игры” принимает такие решения, которые обеспечивают ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш.

Сетевое планирование и управление – строго распространенный метод в экономике строительства крупных объектов, основанных на использовании сетевых графиков. Такой график отражает цели работ и событий в технологической последовательности управления. В каждый данный момент проводится анализ состояния процесса, определяется последовательность работ, которые могут задержать выполнение плана и вырабатываются рекомендации руководству для оперативного принятия необходимых мер.

Следует отметить многообразие объектов в экономических исследованиях: участок, завод, отрасль, экономика страдает в целом, экономика общества, экономика группы стран. Объектом экономического анализа может быть технический государственный проект: строительства атомной электростанции, космической ракеты, создание оборотного ракетного щита и др. Чем крупней проект, тем больше должна быть определена роль математическим моделям. Наконец предметом математического моделирования может быть процесс перехода страны на рыночную экономику. Можно моделировать и исследовать влияние налогового или таможенного законодательства на экономику страны.

Абстрагирование – мысленное освобождение от ряда несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение некоторых сторон объекта для исследования. Процесс абстрагирования осуществляется в два этапа. На первом этапе изучаются характеристики объекта и разделяются на существенные и несущественные. На втором – объект исследования заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, которая сохраняет основное в сложном.

Различают следующие виды абстрагирования:

- отождествление (создание новых понятий путём объединения предметов или явлений связанных своими свойствами в особый класс);

- изолирование - выявление свойств, неразрывно связанных с предметами;

- конструктивизация - обособление от неопределенных границ реальных объектов;

- предложение о потенциальной осуществимости.

Конкретизация в отличие от абстрагирования, разрешает изучить предметы или явления во всей качественной разносторонности реального их существования. При этом исследуется состояние объектов в связи с определёнными условиями их существования и исторического развития.

Идеализация – базируется на создании определенных абстрактных объектов, которые принципиально не могут быть осуществлены в опыте и реальности. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: прямая, идеальный раствор, идеальный газ, абсолютно черное тепло и т.д.

Обобщения являются одним из основных средств для создания новых научных понятий, формулирования законов и теорий. Оно представляет собой логический процесс перехода от частного к общему, выделению понятия, которое определяет то общее, что, характеризует объекты определенного класса. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее суть.

Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, имитационного моделирования, программно-целевого управления.

Рассмотренные примеры общенаучных методов, дают представление обо всем множестве этих методов научного исследования. На их основе каждая отдельная наука сформировала свои собственные специфические методы научных исследований, которые базируются на опыте развития определённой науки и внедрения его результатов в практическую деятельность.

Конкретно – научные или эмпирические методы научных исследований являются специфическим инструментом каждой отдельной области знаний, отдельной науки. Конечно, все многообразие таких исследовательских приемов охватить не возможно. Однако некоторые из конкретно научных методов, приемов, процедур, созданных для решения задач отдельной науки, находят применение во многих других областях знаний, как родственных с ней, так и совсем отдаленных. К этим методам относятся следующие.

Форматизация – отображение объекта или явления в знаковой форме некоторого искусственного языка (математики, химии и др.), что дает возможность исследовать реальные объекты и их свойства путем формального исследования соответствующих знаков.

Гипотетический метод – базируется на гипотезе – научном предположении, которая выдвигается для объяснения определенного явления и требует проверки и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией Этот метод применяется при исследовании новых явлений, которые не имеют аналогов.

Аксиоматический метод – представляет собой процесс построения научной теории, при которой некоторые утверждения, аксиомы, являющиеся определенными научными знаниями, принимаются без дальнейших доказательств, а потом используются в качестве отправных начальных положений для получения новых знаний по определенным логическим правилам.

Исторический метод предусматривает исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего создаются дополнительные знания об объекте исследования в процессе его развития.

Методы научных исследований, выполняются с помощью следующих методических приемов и процедур.

Сравнение – сопоставление объектов с целью определения черт сходств или различия между ними (или и того и другого вместе). Сравнение является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии.

Счёт – нахождения числа, которое определяет количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение - называют физический процесс определения численного значения векторной величины путем сравнения ее с эталоном.

Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие окружающего мира. Оно может быть простым и сложным, непосредственным. При наблюдении отсутствует существенное влияние субъекта на объект. При этом возможно использование приборов и инструментов, которые компенсируют естественную ограниченность органов восприятия человека. Видами наблюдения являются: хронометраж, анкетирование, экспресс-диагностика и т.п.

Эксперимент - представляет собой исследование явлений путем активного влияния на них с помощью создания новых условий в соответствии с целями исследования, или же направлением протекания процесса в новое русло. При этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются и т.д. Экспериментальное изучение объекта имеет определенные преимущества перед наблюдением, т.к. позволяет изучать явления в чистом виде с помощью устранения побочных факторов.

В разных сферах деятельности методология научных исследований имеет свои особенности. Ниже рассмотрена методология научных исследований в экономике и маркетинге.