Медведев э.Н.
Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – 250 с.
ISBN
Рассмотрены основные понятия о науке, организация, виды и формы научной работы студентов, методология научных исследований. Рассмотрены вопросы психологии научного творчества, а также правовые основы в сфере науки и научно-технической деятельности.
Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.
Рецензенты: доктор технических наук, профессор В.Д.Качан
доктор технических наук, профессор В.С.Маевский
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Макеевского экономико-гуманитарного института (протокол № 07.05 от 29.03.2005 г.).
ISBN
© Макеевский экономико-гуманитарный
институт, 2005
С О Д Е Р Ж А Н И Е
| ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………..……. |
1. | ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»………………………. |
| Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»…………………………………………………….……… |
| 1.2. Негативные явления недооценки значения науки в Украине………. |
|
Контрольные вопросы…………………………………………………….. |
|
|
2. | ОРГАНИЗАЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУ-ДЕНТОВ……………………………………………………………………. |
| 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов……… 2.2. Реферат – как первая научная работа…………………….………….. 2.3. Курсовая работа………………………………….…………………… 2.4. Дипломная работа………………………………………………….…. 2.5. Магистровская работа……………………………………………… |
| Контрольные вопросы……………………………………………………… |
3. | НАУКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК……………….……. |
| 3.1. Науковедение и его основные разделы……………………………… 3.2. Структура и классификация науки…………..……............................. 3.3. Универсальная десятичная классификация……………..………… 3.4.Основные направления исследований по экономическим воп-росам……………………………………………………………………… Контрольные вопросы |
|
|
4. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДО-ВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА…………………………………………….. |
| 4.1. Основные термины и понятия…………………………………..…… 4.2. Экономическая информация…………………………..…………… 4.3.Научные документы и их классификация…………………………… 4.4. Закономерность роста и строения научных документов…………. 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса…………………………………..……………………………… 4.6. Особенности научно-исследовательского процесса в условиях автоматизированных систем обработки экономической инфор-мации……………………………………………………………..………… 4.7. Глобальная сеть «Internet»………………………………………… Контрольные вопросы................................................................................ |
|
|
5. |
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………… |
| 5.1. Цель и задачи науки………………………………………………..…. 5.2.Объекты научных исследований и их классификация…………….. 5.3. Методологические приемы в исследовании вопросов эконо-мики………………………………………………………………………… 5.4.Методологические приемы в исследовании маркетинга…………… 5.5. Гипотезы в научных исследованиях.................................................. 5.6.Эксперимент в научных исследованиях…………………………..…. Контрольные вопросы ............................................................................... |
|
|
6. | СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕ-ДОВАНИЙ…………………………………………………………… |
| 6.1.Статистическая совокупность……………………………….……….. |
| 6.2.Группировка результатов наблюдений………………………………. |
| 6.3.Средние величины и способы их вычислений………………………………………………………………… |
| 6.4. Дисперсия, среднеквадратичное отклонение и коэффициент вариации……………………………………………….……………………. |
| 6.5.Вероятность события……………………………………….…………. 6.6.Распределение случайной величины……………………………….… 6.7.Прогноззначений случайной величины……………………………… Контрольные вопросы |
|
|
7. | АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ |
| 7.1.Корреляционный анализ…………………………………………..… 7.2.Корреляционное отношение…………………………….……………. 7.3.Ранговый коэффициент корреляции………………….……………… 7.4.Регрессионный анализ……………………………………….………… 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов……….………………… 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зави-симостей…………………………………………………….……………… Контрольные вопросы……………………………………………… |
|
|
8.
9
| ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8.1Общие понятия……………………………………………………….. Теория игр………………………………………………………………… Контрольные вопросы…………………………………………………….
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДО-ВАНИЙ……………………………………………………………………. 9.1. Научно-исследовательский процесс……………………………… 9.2. Научная организация труда в исследовательской деятельности…. 9.3. Организационная стадия научно-исследовательского про-цесса………………………………………………………………………. 9.4.Выбор научно-исследовательской темы………………………….. 9.5Научно-сследовательская стадия процесса…………………..……. 9.6 Завершающая стадия научно-технического процесса…………… Контрольные вопросы…………………………………………………. |
|
|
10 | ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА……………………….. |
| 10.1. Научное мышление……………………………………………….. |
| 10.2. Методы активизации творческого мышления…………………… |
| 10.3. Влияние внешних факторов на мышление……………………… |
| 10.4.О возрастном центре в науке и о «научном старении»………… 10.5.Методика использования литературных источников………… Контрольные вопросы……………………………………………. |
|
|
11. | ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИ-ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………… |
| 11.1. Общие положения Закона Украины о научной и научно-технической деятельности……………………………………………… 11.2. Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности……………..………………………………………………… 11.3. Авторское право…………………………………………………. 11.4. Право на открытие и изобретение……………………………… |
|
|
|
|
| ПРИЛОЖЕНИЯ |
| А.Оформления рефератов и курсовой работы……………………… |
| Б.Порядок написания литературных источников…………………… |
| В.Отчёт о научно-исследовательской работе........................................ Г.Закон України „Про науково технічну діяльність”.......................... Д.Виды распределения и их основные характеристики СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ .....................
|
П Р Е Д И С Л О В И Е
В основу учебного пособия «Основы научных исследований» положен курс, прочитанных в Макеевском экономико-гуманитарном институте студентам 1-го или 2-го курсов экономических специальностей.
Цель курса – ознакомление студентов с методологией и методикой научных исследований, проводимых студентами в учебном процессе (подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ), и во внеучебном процессе (участие в хоздоговорной тематике кафедр, студенческих научных кружков), вооружить их методологией творческого подхода к анализу процессов и явлений, выработать у будущих специалистов навыки самостоятельного образования, а также навыки ведения научно-исследовательских работ и их оформления.
Особую роль приобретает данная дисциплина в период перехода Украины к рыночной экономике. С одной стороны, неуправляемый процесс перехода привел к временному снижению интереса общества к научным исследованиям, особенно фундаментального характера и, как следствие, уход ученых из науки в производство. С другой стороны усилился переход ученых в другие более развитые страны, которые воспользовались сложившейся ситуацией на «научном рынке». Роль ученого в нашей стране стала непрестижной для молодого поколения. Образовался разрыв между «уходящей» научной элитой и новыми молодыми кадрами. Для устранения негативных эффектов в подготовке кадров специалистов и был введен курс «Основы научных исследований», который частично снимает остроту проблемы.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании», в котором указывается, что научная и научно-техническая деятельность в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образовательной деятельности.
При подготовке конспекта лекций были использованы учебники и учебные пособия по «Основам научных исследований», предназначенных для студентов, обучающихся по различным специальностям. Перечень использованных материалов приводится.
Вместе с тем объем учебного пособия несколько больше, чем отводится время для чтения лекций (18 часов), поэтому лекции по организации и проведении научных исследований, которые будут выполняться специалистами уже в период трудовой деятельности, и по психологии научного творчества, а также материалы, приведенные в приложениях, рекомендуются для самостоятельной проработки.
- Э.Н.Медведев основы научных исследований Учебное пособие
- Медведев э.Н.
- Введение к курсу «основы научных исследований»
- 1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»
- Контрольные вопросы
- 2. Организация. Виды и формы научной работы студентов
- 2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов
- 2.2. Реферат – как первая научная работа
- 2.3 Курсовая работа
- 2.4. Дипломная работа
- 2.5. Магистровская работа
- Науковедение и классификация наук
- 3.4.Основные направления исследований
- Контрольные вопросы
- 4.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.1.Основные термины и понятия
- 4.2. Экономическая информация
- 4.3. Типы научных документов и их классификация.
- 4.4.Закономерности роста и старения научных документов
- 4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса
- 4.6.Особенности научно-исследовательского процесса в условиях
- 4.7.Глобальная сеть «Internet»
- 5.Методология научных исследований
- 5.1.Цель и задачи науки
- 5.2.Объекты научных исследований и их классификация
- 5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики
- 5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга
- 5.5.Гипотеза в научных исследованиях
- 5.6.Эксперимент в научных исследованиях
- 6. Статистические и вероятностные методы исследований
- 6.3. Средние величины и способы их вычисления
- 6.4.Дисперсия, среднее квадратичное отклонение
- 6.5.Вероятность события
- Среднее значение
- Параметры распределения
- 6.7.Прогноз значений случайной величины
- Контрольные вопросы
- 7.Анализ результатов наблюдений
- 7.1.Корреляционный анализ
- 7.3. Ранговый коэффициент корреляции
- 7.4.Регрессионный анализ
- 7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов
- 7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зависимостей
- Контрольные вопросы
- 8. Линейное програмирование
- 8.1. Общие понятия
- 8.2. Теория игр.
- 9.Организация и проведение научных исследований
- 9.1. Научно-исследовательский процесс
- 9.2.Научная организация труда в исследовательской деятельности
- 9.3.Организационная стадия научно-исследовательского процесса
- 9.4.Выбор научно-исследовательской темы
- 9.5 Исследовательская стадия научного процесса
- 9.6.Завершающая стадия исследовательского процесса.
- Контрольные вопросы
- 10.Психология научного творчества
- 10.1.Научное мышление
- 10.2. Методы активизации творческого мышления
- 10.3.Влияние внешних факторов на мышление
- 10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении”
- 10.6. Методика использования литературных источников
- Контрольные вопросы
- 11. Правовые основы в сфере науки. И научно-технической деятельности
- 11.1. О научной и научно-технической деятельности
- 11.2 Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности
- 11.3.Авторское право
- 11.4 Право на открытие и изобретение
- Контрольные вопросы
- Приложение а оформление реферата и курсовой работы а.1.Оформленике реферата
- Министерство образования и науки Украины
- А.2.Постановка, оформление и защита курсовой работы
- Приложение б порядок написания литературньіх источников
- Приложение в Подготовка, оформление и защита дппломной и магистровской работ
- В.1 Организация подготовки дипломной или магистровской работы
- В.1.2.Назначение научного руководителя
- В.2. Организация написания работы
- Міністерство освіти і науки України
- В.3.2.Нумерация
- В.3.3.Иллюстрации
- В.3.4.Таблицы
- В.3.5.Формулы
- В.3.6.Правила использования цитат
- В.3.7.Оформление списка использованных материалов
- В.3.8.Приложения
- В.4. Защита научной работы
- В.5.Отчет о научно-исследовательской работе
- Приложение г
- Розділ і Загальні положення
- Розділ II Правовий статус суб'єктів наукової і науково-технічної діяльності
- Державні гарантії діяльності наукових працівників