logo search
Учебн

Медведев э.Н.

Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – 250 с.

ISBN

Рассмотрены основные понятия о науке, организация, виды и формы научной работы студентов, методология научных исследований. Рассмотрены вопросы психологии научного творчества, а также правовые основы в сфере науки и научно-технической деятельности.

Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

Рецензенты: доктор технических наук, профессор В.Д.Качан

доктор технических наук, профессор В.С.Маевский

Рекомендовано к изданию Ученым Советом Макеевского экономико-гуманитарного института (протокол № 07.05 от 29.03.2005 г.).

ISBN

© Макеевский экономико-гуманитарный

институт, 2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………..…….

1.

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»……………………….

Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»…………………………………………………….………

1.2. Негативные явления недооценки значения науки в Украине……….

    1. Роль науки в совершенствовании экономики……………..………

    2. Направления в совершенствовании научных знаний………….….

    3. Развитие высшего образования Украины в контексте Болонского соглашения…………………………………………………

Контрольные вопросы……………………………………………………..

2.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУ-ДЕНТОВ…………………………………………………………………….

2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов………

2.2. Реферат – как первая научная работа…………………….…………..

2.3. Курсовая работа………………………………….……………………

2.4. Дипломная работа………………………………………………….….

2.5. Магистровская работа………………………………………………

Контрольные вопросы………………………………………………………

3.

НАУКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК……………….…….

3.1. Науковедение и его основные разделы………………………………

3.2. Структура и классификация науки…………..…….............................

3.3. Универсальная десятичная классификация……………..…………

3.4.Основные направления исследований по экономическим воп-росам………………………………………………………………………

Контрольные вопросы

4.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДО-ВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА……………………………………………..

4.1. Основные термины и понятия…………………………………..……

4.2. Экономическая информация…………………………..……………

4.3.Научные документы и их классификация……………………………

4.4. Закономерность роста и строения научных документов………….

4.5.Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса…………………………………..………………………………

4.6. Особенности научно-исследовательского процесса в условиях автоматизированных систем обработки экономической инфор-мации……………………………………………………………..…………

4.7. Глобальная сеть «Internet»…………………………………………

Контрольные вопросы................................................................................

5.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………

5.1. Цель и задачи науки………………………………………………..….

5.2.Объекты научных исследований и их классификация……………..

5.3. Методологические приемы в исследовании вопросов эконо-мики…………………………………………………………………………

5.4.Методологические приемы в исследовании маркетинга……………

5.5. Гипотезы в научных исследованиях..................................................

5.6.Эксперимент в научных исследованиях…………………………..….

Контрольные вопросы ...............................................................................

6.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕ-ДОВАНИЙ……………………………………………………………

6.1.Статистическая совокупность……………………………….………..

6.2.Группировка результатов наблюдений……………………………….

6.3.Средние величины и способы их вычислений…………………………………………………………………

6.4. Дисперсия, среднеквадратичное отклонение и коэффициент вариации……………………………………………….…………………….

6.5.Вероятность события……………………………………….………….

6.6.Распределение случайной величины……………………………….…

6.7.Прогноззначений случайной величины………………………………

Контрольные вопросы

7.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ

7.1.Корреляционный анализ…………………………………………..…

7.2.Корреляционное отношение…………………………….…………….

7.3.Ранговый коэффициент корреляции………………….………………

7.4.Регрессионный анализ……………………………………….…………

7.5.Способ выравнивания эмпирических рядов……….…………………

7.6. Определение показателей при отсутствии аналитических зави-симостей…………………………………………………….………………

Контрольные вопросы………………………………………………

8.

9

ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

8.1Общие понятия………………………………………………………..

Теория игр…………………………………………………………………

Контрольные вопросы…………………………………………………….

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДО-ВАНИЙ…………………………………………………………………….

9.1. Научно-исследовательский процесс………………………………

9.2. Научная организация труда в исследовательской деятельности….

9.3. Организационная стадия научно-исследовательского про-цесса……………………………………………………………………….

9.4.Выбор научно-исследовательской темы…………………………..

9.5Научно-сследовательская стадия процесса…………………..…….

9.6 Завершающая стадия научно-технического процесса……………

Контрольные вопросы………………………………………………….

10

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА………………………..

10.1. Научное мышление………………………………………………..

10.2. Методы активизации творческого мышления……………………

10.3. Влияние внешних факторов на мышление………………………

10.4.О возрастном центре в науке и о «научном старении»…………

10.5.Методика использования литературных источников…………

Контрольные вопросы…………………………………………….

11.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИ-ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………

11.1. Общие положения Закона Украины о научной и научно-технической деятельности………………………………………………

11.2. Правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности……………..…………………………………………………

11.3. Авторское право………………………………………………….

11.4. Право на открытие и изобретение………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

А.Оформления рефератов и курсовой работы………………………

Б.Порядок написания литературных источников……………………

В.Отчёт о научно-исследовательской работе........................................

Г.Закон України „Про науково технічну діяльність”..........................

Д.Виды распределения и их основные характеристики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ .....................

П Р Е Д И С Л О В И Е

В основу учебного пособия «Основы научных исследований» положен курс, прочитанных в Макеевском экономико-гуманитарном институте студентам 1-го или 2-го курсов экономических специальностей.

Цель курса – ознакомление студентов с методологией и методикой научных исследований, проводимых студентами в учебном процессе (подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ), и во внеучебном процессе (участие в хоздоговорной тематике кафедр, студенческих научных кружков), вооружить их методологией творческого подхода к анализу процессов и явлений, выработать у будущих специалистов навыки самостоятельного образования, а также навыки ведения научно-исследовательских работ и их оформления.

Особую роль приобретает данная дисциплина в период перехода Украины к рыночной экономике. С одной стороны, неуправляемый процесс перехода привел к временному снижению интереса общества к научным исследованиям, особенно фундаментального характера и, как следствие, уход ученых из науки в производство. С другой стороны усилился переход ученых в другие более развитые страны, которые воспользовались сложившейся ситуацией на «научном рынке». Роль ученого в нашей стране стала непрестижной для молодого поколения. Образовался разрыв между «уходящей» научной элитой и новыми молодыми кадрами. Для устранения негативных эффектов в подготовке кадров специалистов и был введен курс «Основы научных исследований», который частично снимает остроту проблемы.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании», в котором указывается, что научная и научно-техническая деятельность в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

При подготовке конспекта лекций были использованы учебники и учебные пособия по «Основам научных исследований», предназначенных для студентов, обучающихся по различным специальностям. Перечень использованных материалов приводится.

Вместе с тем объем учебного пособия несколько больше, чем отводится время для чтения лекций (18 часов), поэтому лекции по организации и проведении научных исследований, которые будут выполняться специалистами уже в период трудовой деятельности, и по психологии научного творчества, а также материалы, приведенные в приложениях, рекомендуются для самостоятельной проработки.