Как организовать общение и разрешать конфликты во временном детском коллективе..
В первую очередь в лагере должно быть гуманное отношение между детьми, детьми и взрослыми, между взрослыми. И начинать работу нужно с ровного тона в разговоре со своими воспитанниками, с уважения и доброжелательности к ним. Можно провести с ребятами цикл бесед на этические темы, например: " В чем красота человека?", "О внимательности и предупредительности", "Уметь жить - что это значит?", "Можно ли спорить о вкусах", "О культуре общения" и другие. В целях диагностических мероприятий можно предложить вниманию ребят некоторые тесты (так к теме "О культуре общения" предложить тест "Интересен ли я в общении" см. прилож.).
Важно постепенно добиваться укоренения в отряде своих традиций и правил поведения (дисциплина, вежливость, внимательность друг к другу и др.), соблюдения законов жизни в отряде (например, " Отрядное дело - дело каждого", "При принятии общественных решений - думай не только о себе", "Выполнил - отчитайся" и др.), разработанные совместно с ребятами, приобретающие для них личную значимость.
Воспитателям и вожатым очень важно обращать внимание на характер общения в детском коллективе. В новых условиях настроение, самочувствие детей будет зависеть от межличностных отношений.
Как показывают наблюдения, проведенные уже в упомянутых ранее лагерях, уровни общения в каждый из периодов развития коллектива различны:
- у ребят низкая культура общения. Это проявляется в пренебрежительном, эгоистическом отношении, грубом тоне, у детей нет опыта коллективных отношений.
- стеснительность, неуверенность в себе затрудняют общение. Ребята замкнуты, но тянутся к коллективной работе, хотят работать сообща.
- ребята обладают высокими коммуникативными качествами, занимают активную позицию в деятельности, ярко выражен интерес к личности человека.
Следовательно, основная задача и воспитателей и вожатых - поднять уровень общения в отряде и создать за предельно короткий срок коллектив высокого уровня развития.
Все же учитывая особенности развития межличностных отношений (встреча с новыми людьми и общение довольно длительное время), следует отметить возникновение конфликтов. Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Межличностные конфликты в лагере возможны между детьми, детьми и взрослыми, между взрослыми. Среди конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
- к о н ф л и к т ы д е я т е л ь н о с т и, возникающие по поводу выполнения каких-либо заданий;
- к о н ф л и к т ы п о в е д е н и я (поступков), возникающие по поводу нарушения правил поведения, норм приличия.
- к о н ф л и к т ы о т н о ш е н и й , возникающие в среде эмоционально- личностных отношений, в сфере общения в процессе педагогической деятельности.
Конфликты, несмотря на свою специфику, имеют в целом общие стадии
развития:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
стадию перехода потенциального конфликта в реальный, когда участники осознают конфликт своих верно или ложно понятых интересов;
стадию конфликтных действий;
стадию разрешения или угасания конфликта.
Кроме того, в любом конфликте четко выражена структура:
КОНФЛИКТ |
|
Объект участники внутренние субъективные непосредствен |
Конфликта ситуаций мотивы цели ный повод |
столкновения |
Для разрешения конфликтной ситуации или ее предупреждения и вожатому и воспитателю полезно знать особенности конфликтного человека:
*:неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или заниженная)
*стремление доминировать везде и всегда;
*консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
*излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждения
*наличие определенного набора эмоциональных качеств личности: упрямство, раздражительность, агрессивность, тревожность.
К.У. Томасом и Р. Х.Килменном были разработаны основные стратегии в конфликтной ситуации, они указали существование пяти основных стилей поведения при конфликте: п р и с п о с о б л е н и е - подчинение одного участника другому, жертвуя своими интересами в целях сглаживания атмосферы накаленности отношений; к о м п р о м и с с - стороны стремятся к урегулированию разногласий при взаимных уступках, часто полностью не угасает, а затухает и при первой возможности вспыхивают вновь; с о т р у д н и ч е с т в о - наиболее продуктивный стиль поведения, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при удовлетворении сторон; и г н о р и р о в а н и е или уклонения реализуется обычно, когда для одного из участников проблема не столь важна и он уходит от конфликта; с о п е р н и ч е с т в о или конкуренция - один из участников конфликта достигает поставленной цели путем подавления интересов другого. Если вы захотите проверить себя и своих воспитанников на уровень конфликтности, то используйте тест (см. прилож.). В отсутствии должного опыта в разрешении конфликтных ситуаций вам помогут следующие методы:
- Р а с п о р я д о к д н я в д р у ж и н е "Долина олимпийская" ( дооц "Юный нефтяник"): 7. 30 Подъем
- Как организовать общение и разрешать конфликты во временном детском коллективе..
- Метод эвристических вопросов:
- Метод семи шагов в разрешении конфликта:
- Метод активных консультаций:
- Спортивные мероприятия в лагере.
- Творческие конкурсы, викторины и ролевые игры.
- Организация детского праздника.
- О тематических днях.
- Что делать с детьми, если на улице дождь?
- Экскурсии
- Заключительный период смены.
- Приложения. Формы игровой диагностики с целью адаптации детй в лагере. Занятие №1 "наши имена".
- Для этого предлагается группе разделиться по 5-6 человек, а затем каждое правило
- Занятие 2 " какие мы".
- Занятие 3. "умение выразить себя".
- Тесты ваши индивидуальность и темперамент. (Тест Айзенка)
- Конкурсная программа «необитаемый остров».
- Спортивный праздник. Открытие «малых олимпийских игр».
- Конкус барона мюнхгаузена.
- Сюжетно - ролевая игра "фрагменты приключений".
- Тематический день «день индейцев» ("праздник полной луны").
- "Отгадай, чей голосок?"
- Как организовать жизнь детей в летних детских оздоровительных учереждениях
- Ульяновск, Туапсе –1998