logo
Лето - страна чудес

Как организовать общение и разрешать конфликты во временном детском коллективе..

В первую очередь в лагере должно быть гуманное отношение между детьми, детьми и взрослыми, между взрослыми. И начинать работу нужно с ровного тона в разговоре со своими воспитанниками, с уважения и доброжелательности к ним. Можно про­вести с ребятами цикл бесед на этические темы, например: " В чем красота человека?", "О внимательности и предупре­дительности", "Уметь жить - что это значит?", "Можно ли спорить о вкусах", "О культуре обще­ния" и другие. В целях диагности­ческих мероприятий можно предложить вниманию ребят некото­рые тесты (так к теме "О культуре общения" предложить тест "Интересен ли я в общении" см. прилож.).

Важно постепенно добиваться укоренения в отряде своих традиций и правил поведения (дисци­плина, вежливость, внимательность друг к другу и др.), соблюдения законов жизни в отряде (например, " Отрядное дело - дело каждого", "При принятии общественных ре­шений - думай не только о себе", "Выполнил - отчитайся" и др.), разработанные совместно с ре­бятами, приобретающие для них личную значимость.

Воспитателям и вожатым очень важно обращать внимание на характер общения в детском коллективе. В новых условиях настроение, самочувствие детей будет зависеть от межличностных отношений.

Как показывают наблюдения, проведенные уже в упомянутых ранее лагерях, уровни обще­ния в каждый из периодов развития коллектива различны:

- у ребят низкая культура общения. Это проявляется в пренебрежительном, эгоистическом отношении, грубом тоне, у детей нет опыта коллективных отношений.

- стеснительность, неуверенность в себе затрудняют общение. Ребята замкнуты, но тянутся к коллективной работе, хотят работать сообща.

- ребята обладают высокими коммуникативными качествами, занимают активную позицию в деятельности, ярко выражен интерес к личности человека.

Следовательно, основная задача и воспитателей и вожатых - поднять уровень общения в от­ряде и создать за предельно короткий срок коллектив высокого уровня развития.

Все же учитывая особенности развития межличностных отношений (встреча с новыми людьми и общение довольно длительное время), следует отметить возникновение кон­фликтов. Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми состав­ляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, це­лями, различными представлениями о способе их достижения. Межличностные конфликты в лагере возможны между детьми, детьми и взрослыми, между взрослыми. Среди конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

- к о н ф л и к т ы д е я т е л ь н о с т и, возникающие по поводу выполнения каких-либо за­даний;

- к о н ф л и к т ы п о в е д е н и я (поступков), возникающие по поводу нарушения пра­вил поведения, норм приличия.

- к о н ф л и к т ы о т н о ш е н и й , возникающие в среде эмоционально- личностных от­ношений, в сфере общения в процессе педагогической деятельности.

Конфликты, несмотря на свою специфику, имеют в целом общие стадии

развития:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, когда участники осознают конфликт своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию разрешения или угасания конфликта.

Кроме того, в любом конфликте четко выражена структура:

КОНФЛИКТ

Объект участники внутренние субъективные непосредствен

Конфликта ситуаций мотивы цели ный повод

столкновения

Для разрешения конфликтной ситуации или ее предупреждения и вожатому и воспитателю полезно знать особенности конфликтного человека:

*:неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или занижен­ная)

*стремление доминировать везде и всегда;

*консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

*излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждения

*наличие определенного набора эмоциональных качеств личности: упрямство, раздражи­тельность, агрессивность, тревожность.

К.У. Томасом и Р. Х.Килменном были разработаны основные стратегии в конфликтной ситуации, они указали существование пяти основных стилей поведения при конфликте: п р и с п о с о б л е н и е - подчинение одного участника другому, жертвуя своими интересами в целях сгла­живания атмосферы накаленности отношений; к о м п р о м и с с - стороны стремятся к урегули­рованию разногласий при взаимных уступках, часто полностью не угасает, а затухает и при первой возможности вспыхивают вновь; с о т р у д н и ч е с т в о - наиболее продуктивный стиль поведе­ния, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при удовлетворении сторон; и г н о р и р о в а н и е или уклонения реализуется обычно, когда для од­ного из участников проблема не столь важна и он уходит от конфликта; с о п е р н и ч е с т в о или конкуренция - один из участников конфликта достигает поставленной цели путем подавления интересов другого. Если вы захотите проверить себя и своих воспитанников на уровень конфликт­ности, то используйте тест (см. прилож.). В отсутствии должного опыта в разрешении конфликт­ных ситуаций вам помогут следующие методы: