Методические указания по подготовке практических занятий
Практические занятия по алгебре - одна из форм в математической подготовке будущего учителя математики.
Для определения целей проведения практических занятий необходимо выделить основные алгебраические умения студентов, которыми они должны овладеть во время работы на практических занятиях. Крупными блоками таких умений можно считать: умение применять метод математической индукции к решению задач по алгебре; умение применять теорему о делении с остатком при решении задач на дели и многочленов ; умение определять вид и тип алгебры (группы, поля, кольца); умение выполнять действия над многочленами; умение решать системы нелинейных уравнений; умение разлагать группу по нормальной подгруппе, находить факторгруппу, идеалы кольца и факторкольцо; умение применять теорию расширения полей к вопросам разрешимости уравнений в квадратных радикалах; умения нахождения корней многочленов над конкретными полями,; умения решать уравнения степени не выше четвертой в радикалах; Умения применять полученные знания к решению задач единого государственного экзамена по математике. Все перечисленные умения - комплексные умения. Они включают в себя ряд более конкретных математических умений (выполнять тождественные преобразования выражений, вести доказательство от противного и т. д.). В свою очередь каждое из конкретных умений тоже составное. Поэтому при его формировании мы выделяем уровни сформированности этих умений.
На практических занятиях формируется первый уровень названных умений. Этот уровень характеризуется выполнением определенных действий в соответствии с образцом, предложенным преподавателем на практическом занятии.
В связи с так определенной одной из целей практического занятия, сформулируем несколько основных требований к организации и проведению практических занятий. Во-первых, чтобы создать возможность формирования у всех студентов воспроизводящего уровня умений, на каждом занятии долен быть инструктаж преподавателя, раскрывающий основное содержание умения и показывающий образцы действий. Во-вторых, в непосредственной деятельности на занятиях (а не дома в форме самостоятельной работы) студенты выполняют основные ориентировочные компоненты определенного умения. В-третьих, каждый студент по каждому умению должен отчитаться письменным отчетом, в котором будет показано владение умением на уровне подражания.
Конечно, возможен и желателен более высокий уровень владения умением, так как одним из критериев современного специалиста является наличие творческого самостоятельного мышления. Творческое мышление характеризуется чувствительностью к существенному, легкостью абстрагирования, обобщения признаков, на познание которых направлена мыслительная деятельность. Конкретными путями, которые приводят к воспитанию познавательной активности и развитию творческой самостоятельности мышления студентов можно считать применение следующих форм и методов самостоятельной работы на практических занятиях: метод контрпримеров; метод противопоставлений, классификация понятий; ошибочные рассуждения; исключение лишнего условия; восстановление условия; самостоятельность в подходе к доказательству теорем; выяснение существенности условий задачи или теоремы; постановка вопросов; вопросы для самопроверки; подбор материала; рабочая программа.
Названные требования (репродуктивного и творческого характера) определяют методику проведения практических занятий по алгебре. На каждом занятии преподаватель анализирует выполненную часть домашнего задания, обязательную для всех студентов, по ранее рассмотренному алгебраическому умению. Затем раскрывает содержание следующего умения и совместно со студентами рассматривает наиболее характерные действия выполнения этого умения, используя формы и методы активизации творческого мышления, о которых упоминалось выше. Далее преподаватель дает подробный инструктаж о том, как эту работу необходимо выполнить дома, чтобы можно было сделать заключение о сформированности умения; аннотирует литературу по рассматриваемому умению и дает домашнее задание. Выполнение всех домашних самостоятельных работ проверяется преподавателем и результаты служат одним из факторов качества в модульно-рейтинговой системе обучения студентов алгебре.
- Алгебра
- График учебного процесса
- III семестр
- IV семестр
- 1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню содержания дисциплины.
- 2. Технологическая карта дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- Самостоятельная работа (темы , выносимые на срс и методическая поддержка срс)
- Литература для самостоятельной работы
- 4. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
- 5. Методические рекомендации преподавателю
- 6. Работа с ресурсами Internet
- 7. Материальное обеспечение дисциплины
- 8. Методическое обеспечение дисциплины:
- Глоссарий
- Вопросы, выносимые на экзамены
- III семестр
- IV семестр
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов
- Контрольно - измерительные материалы
- III семестр Модуль 1
- Модуль 2 Контрольная работа по теме «Многочлены от одной переменной»
- IV семестр Модуль 1 Тест по теме «Многочлены над полем рациональных чисел» для межсессионного учета знаний
- Контрольная работа по теме «Многочлены над полями рациональных, действительных и комплексных чисел»
- Модуль 2 Контрольная работа по теме «Расширения полей и задачи, связанные с этим»
- Методические указания по подготовке практических занятий
- Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
- Темы курсовых работ
- 1. Вопросы делимости и решения уравнений в кольце целых чисел.
- . Программа итоговой государственной аттестации студентов
- Группы и подгруппы
- Группа подстановок
- Подгруппы
- Циклические группы
- Разложение группы по подгруппе
- 6. Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Нормальные делители. Фактор - группы.
- 1. Нормальные делители
- 2. Фактор – группы
- Гомоморфизмы групп
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Элементарные сведения о кольцах
- Кольцо с единицей
- Делители нуля. Область целостности
- Поле частных
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Гомоморфизмы колец
- Понятие идеала. Примеры
- Операции над идеалами
- Сравнения и классы вычетов по идеалу. Фактор – кольцо
- Гомоморфизм колец. Теорема о гомоморфизмах
- Характеристика кольца с единицей
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Делимость в области целостности
- 2. Кольцо главных идеалов
- Евклидовы кольца.
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- 1. Многочлены над полем
- 2. Кольцо многочленов как евклидово кольцо
- 3. Техника деления с остатком. Схема Горнера
- 4. Теорема Безу
- 5. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида
- 6.Наименьшее общее кратное
- 7. Неприводимые многочлены
- 8. Каноническое разложение многочлена
- 9. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы
- Комплексных чисел
- 1. Вводные замечания
- 2. Свойства модуля многочлена
- 3. Основная теорема алгебры комплексных чисел
- 4. Разложение многочлена над полем с в произведение линейных множителей
- 5. Разложение многочленов над полем r в произведение неприводимых множителей
- 6 Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- IV семестр
- Приводимость и неприводимость многочленов над полем действительных, комплексных и рациональных чисел
- Рациональные корни многочлена с рациональными коэффициентами
- Понятие алгебраического числа
- 1. Вводные замечания
- 2. Свойства модуля многочлена
- 3. Основная теорема алгебры комплексных чисел
- 4. Разложение многочлена над полем с
- 5. Разложение многочленов над полем r
- 6 Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- 1. Алгебраические числа.
- 2. Простое алгебраическое расширение поля.
- 3. Уничтожение иррациональности в знаменателе.
- 4. Конечные расширения полей.
- 6. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы.
- Лекции 7-8
- Поле алгебраических чисел
- Понятие разрешимости в квадратных радикалах
- Определение 1. Алгебраическое уравнение
- Связь с расширением числовых полей
- 4. Признаки того, что число выражается в квадратных радикалах.
- 5. Общий критерий разрешимости в квадратных радикалах
- 6. Примеры геометрических задач, сводящихся к уравнениям, неразрешимым в квадратных радикалах
- Задача об удвоении куба
- Задача о трисекции угла
- Задача о квадратуре круга
- 7. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы