3. Уничтожение иррациональности в знаменателе.
Пусть дана дробь , где р(х) и q(x) - многочлены над полем Q, а - иррациональный корень неприводимого многочлена
f(х) = х + а х + ... + а x + а с рациональными коэффициентами (при этом, конечно, q(x) 0. Необходимо проделать некоторые тождественные преобразования дроби, чтобы уничтожить иррациональность в знаменателе. Из доказательства теоремы 1 ясно, что необходимо сделать. Если степень q(х) больше или равна n, то делим q(x) на f(х) с остатком, получим равенство q(x) = f(x)s(x) + r(x). Подставляя значение х = , получим q( ) = r( ), поэтому = , где степень r(х) меньше степени f(х). Таким образом, всегда можно считать степень знаменателя меньшей, чем n. Но тогда ясно, что многочлены q(x) и f(х) взаимно простые, ибо f(х) – неприводимый многочлен. Пусть теперь (х) и (х) - такие многочлены над Q, что
(х)f(х) + (х)q(х) = 1 (4)
Тогда = ( ) и = р( ) ( ) (5)
Таким образом, для уничтожения иррациональности в знаменателе дроби , где - корень неприводимого многочлена f(х), необходимо сделать следующее:
1) Если степень q(х) n, то заменить q( ) на r( ), где r(х) - остаток от деления q(x) на f(х).
2) Найти многочлены (х) и (х), которые удовлетворяют (4).
3) Вычислить (х) и представить дробь в виде (5). Пример:
Рассмотрим дробь
Здесь f(х) = х2 - 2, р(х) = х + 4, q(х) = 2 - х, степень q < степени f. Находим (x) и (х) такие, что (х) (х3-2) - (х) (- х + 2) = 1.
Проведя соответствующие вычисления, получим:
(x) = , (х) = x + x + .
Теперь по формуле (5) имеем:
= ( +4)( x + x + ) = + 2 + 3.
- Алгебра
- График учебного процесса
- III семестр
- IV семестр
- 1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню содержания дисциплины.
- 2. Технологическая карта дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- Самостоятельная работа (темы , выносимые на срс и методическая поддержка срс)
- Литература для самостоятельной работы
- 4. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
- 5. Методические рекомендации преподавателю
- 6. Работа с ресурсами Internet
- 7. Материальное обеспечение дисциплины
- 8. Методическое обеспечение дисциплины:
- Глоссарий
- Вопросы, выносимые на экзамены
- III семестр
- IV семестр
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов
- Контрольно - измерительные материалы
- III семестр Модуль 1
- Модуль 2 Контрольная работа по теме «Многочлены от одной переменной»
- IV семестр Модуль 1 Тест по теме «Многочлены над полем рациональных чисел» для межсессионного учета знаний
- Контрольная работа по теме «Многочлены над полями рациональных, действительных и комплексных чисел»
- Модуль 2 Контрольная работа по теме «Расширения полей и задачи, связанные с этим»
- Методические указания по подготовке практических занятий
- Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
- Темы курсовых работ
- 1. Вопросы делимости и решения уравнений в кольце целых чисел.
- . Программа итоговой государственной аттестации студентов
- Группы и подгруппы
- Группа подстановок
- Подгруппы
- Циклические группы
- Разложение группы по подгруппе
- 6. Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Нормальные делители. Фактор - группы.
- 1. Нормальные делители
- 2. Фактор – группы
- Гомоморфизмы групп
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Элементарные сведения о кольцах
- Кольцо с единицей
- Делители нуля. Область целостности
- Поле частных
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Гомоморфизмы колец
- Понятие идеала. Примеры
- Операции над идеалами
- Сравнения и классы вычетов по идеалу. Фактор – кольцо
- Гомоморфизм колец. Теорема о гомоморфизмах
- Характеристика кольца с единицей
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- Делимость в области целостности
- 2. Кольцо главных идеалов
- Евклидовы кольца.
- Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- 1. Многочлены над полем
- 2. Кольцо многочленов как евклидово кольцо
- 3. Техника деления с остатком. Схема Горнера
- 4. Теорема Безу
- 5. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида
- 6.Наименьшее общее кратное
- 7. Неприводимые многочлены
- 8. Каноническое разложение многочлена
- 9. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы
- Комплексных чисел
- 1. Вводные замечания
- 2. Свойства модуля многочлена
- 3. Основная теорема алгебры комплексных чисел
- 4. Разложение многочлена над полем с в произведение линейных множителей
- 5. Разложение многочленов над полем r в произведение неприводимых множителей
- 6 Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- IV семестр
- Приводимость и неприводимость многочленов над полем действительных, комплексных и рациональных чисел
- Рациональные корни многочлена с рациональными коэффициентами
- Понятие алгебраического числа
- 1. Вводные замечания
- 2. Свойства модуля многочлена
- 3. Основная теорема алгебры комплексных чисел
- 4. Разложение многочлена над полем с
- 5. Разложение многочленов над полем r
- 6 Задачи и упражнения для самостоятельного выполнения
- 1. Алгебраические числа.
- 2. Простое алгебраическое расширение поля.
- 3. Уничтожение иррациональности в знаменателе.
- 4. Конечные расширения полей.
- 6. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы.
- Лекции 7-8
- Поле алгебраических чисел
- Понятие разрешимости в квадратных радикалах
- Определение 1. Алгебраическое уравнение
- Связь с расширением числовых полей
- 4. Признаки того, что число выражается в квадратных радикалах.
- 5. Общий критерий разрешимости в квадратных радикалах
- 6. Примеры геометрических задач, сводящихся к уравнениям, неразрешимым в квадратных радикалах
- Задача об удвоении куба
- Задача о трисекции угла
- Задача о квадратуре круга
- 7. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы