logo search
Драматическая Вселенная

9.22.6. Драматическая значимость вселенной

Утверждение – это активная или позитивная характеристика. Мы не должны смешивать активность и актуализацию. Сила – это не то, что движется, это источник движения. То, что передает активную силу, перестает выступать в этом качестве, когда сливается с результатом. Человек, толкающий своим весом дверь, передает силу, стремящуюся ее открыть. Если замок уступает и дверь распахивается, человек может последовать за ней, из активного превращаясь в пассивного и падая на землю. Таким же образом судьба активной силы – всегда производить активность, но при этом претерпевать уменьшение своей утверждающей способности. Мы встречаемся здесь с предельным парадоксом существования – что утверждение инволюирует, а отрицание эволюирует. Но поскольку одно не может существовать без другого, противоположные напряжения инволюции и эволюции могут поддерживать друг друга уже самим фактом, что они противопоставлены.47

Это противопоставление – "борьба" Гераклита – может обрести, а может и не обрести согласование. В этой неопределенности состоит драматическая значимость вселенной. Согласующая сила, которую мы видели во всей работе как гипархический регулятор, сама есть результат. Поскольку последствия встречи двух течений, эволюции и инволюции, должны быть неисчислимы даже для высшего разума, согласование рискованно и непредсказуемо. То, что это так, можно подтвердить с точки зрения человеческого опыта, где проявление человеческого духа можно рассматривать как следствие противопоставленности вечностного паттерна и его темпоральной актуализации. Мы не можем видеть это во вселенной, поскольку мы не в состоянии постичь природу утверждающей силы, передающей паттерн всего существования. Нужно отметить, однако, что существование за пределами жизни не состоит в "делании" чего-то, и, следовательно, поскольку мы отождествляем жизнь с деятельностью, высший мир – не живущий мир. Он, однако, утверждающ, и потому потенциален. В соответствии с относительностью бытия сама потенциальность может быть относительной, и мы можем ожидать, что обнаружим различные уровни существования за пределами жизни, каждый из которых характеризуется определенной интенсивностью своего потенциального паттерна. В классификации наук предполагалось, что должно быть четыре таких градации, от планетарного до универсального бытия.

Утверждение может рассматриваться как организующее воздействие /pressure/. Утверждающая сила выступает с требованием, которое служит в свою очередь как оживляющий или одухотворяющий фактор для отрицающей силы, которой утверждающая сила противопоставлена. Земля выступает с требованием по отношению к биосфере. Вся жизнь постоянно служит нуждам земли и паттерна существования, к которому земля принадлежит. Мы можем ожидать, что подобным же образом сама земля сталкивается с нуждами планетарного мира, которые в свою очередь составляют утверждающую силу. Это означает, что – по отношению к своей массе – земля должна быть более актуализированной, чем солнце, солнце более актуализированным, чем галактика, а галактика более актуализированной, чем вся вселенная. Актуализация – это процесс старения, это использование потенциальностей, а то, что использовало свои потенциальности, старо. Даже если оно ново. То, что сохраняет свои потенциальности нетронутыми, "вечно молодо". Поняв это, мы можем искать разрешения парадоксального наблюдения, что земля, будучи более "новой", оказывается по некоторым данным старше солнца, и таким же образом солнце можно считать старше галактики, а галактику – старше, чем сама вселенная. Это наблюдение столь обескураживающе, что до сих пор ни один астроном не был готов серьезно исследовать последствия этого наблюдения, предполагающего старшинство, обратное тому, которое кажется неизбежным.

Тем не менее, не было бы правильным сказать буквально, что земля старше солнца: это было бы мышлением в исторических терминах, что неприменимо к существованию за пределами жизни. Есть отношение актуального к потенциальному, которое должно быть постигаемо как лежащее за пределами вечности, так же как и за пределами времени. Астрономическая космология встречается со все большим и большим количеством фактов, которые противоречат старым теориям, согласно которым земля образовалась из солнца, а луна - из земли.

Есть, однако, аспект, в котором можно сказать, что вселенная имеет историю. Когда мы наблюдаем трансформацию энергии посредством световых сигналов и других методов, расширяющих наши чувственные восприятия, мы помещаем себя в перспективу, в которой вселенная кажется исторической, и следовательно мы можем говорить об "эволюции" и "истории" звезд. Такая форма речи не ошибочна, но фундаментально субъективна. Способ, каким мы вынуждены, из-за ограниченности наших чувственных восприятий, наблюдать вселенную, и из-за ограниченности нашего ума думать о ней, составляет так называемую "историю вселенной".

До сих пор мы понимали существование за пределами жизни как паттерн вне пространства и времени, и потому до некоторой степени аналогичный вечному паттерну индивидуального организма. Чтобы дать полное выражение качеству утверждающего существования, мы должны глубже проникнуть в значение десятой категории "творчества". Паттерн индивидуального организма есть следствие его наследственности и условий его зачатия и роста. Только гипархический регулятор может быть назван само-созданным, и только для сознательных существ, созданных по тому же паттерну, как человек. Даже для человека вечностный паттерн – нечто данное или навязанное. Предполагается, что каждый человек имеет выбор быть или не быть, но на практике он может только быть тем, что он есть – актуализацией своего паттерна. С существованием за пределами жизни дело обстоит иначе, поскольку существование центрировано в самом паттерне, а не в его согласовании с отрицающей силой. Жизнь есть ответ на утверждение, но существование за пределами жизни есть само утверждение. Земля есть то, что она утверждает, также как и солнце. Различие между одним супра-живым уровнем и другим состоит качественно в степени свободы, находящейся в способности создавать свой собственный паттерн – осуществлять собственное утверждение, скорее, чем принимать утверждение более высокого порядка. Именно потому, что солнце менее актуализировано, чем Земля, оно свободнее в отношении утверждения. Галактика, в свою очередь, свободнее, чем солнце, потому что значительно большая часть ее существования остается потенциальной.