logo
Драматическая Вселенная

7.17.1. Унипотенция – возникновение материальности

До сих пор мы имели дело с абстракциями. Невынужденное движение и силовые поля могут быть описаны на языке сущностей, которые являются искусственными и условными, как, например, квази-жесткое тело и массивная точка, или человек-наблюдатель, рассматриваемый как автомат, отмечающий совпадения, причем предполагается, что он существует неизменно во времени и в пространстве. Мы построили теорию взаимодействия в языке неопределенных частиц – удовлетворяющих по предположению гипотезе тождественного повторения – что как таковое не может иметь места в природе. Употребление нами этих и других неестественных процедур может быть оправдано тем, что методологическое правило допустимой абстракции позволяет нам выделить из всей полноты опыта отдельный слой, в котором все сущности рассматриваются как эквипотентные18). Каждая сущность, независимо от интенсивности ее внутренней объединенности, присутствует во всех таких слоях, вплоть до ее собственной максимальной потенции. Когда мы определяем нечувствительного к вечности наблюдателя О, человека можно без сомнения рассматривать как бипотентную сущность. В этом случае бипотенция состоит в способности однозначно ответить "да" или "нет" на вопрос, совпадают ли две точки или два направления, не говоря и не делая ничего кроме этого.

Установив общие законы динамики и физики, мы теперь должны вернуться к шкале существования и исследовать актуальное содержание гипономного мира, как он раскрывается нам в опыте. Мы должны, не ограничиваясь описанием того, что делают различные сущности, поставить перед собой задачу определить, что они есть; изучение языка показало нам, что это возможно только при помощи числовой шкалы. Шкала, которую мы установили, состоит из первых двенадцати чисел, каждое из которых обозначает степень потенции. В гипономном мире присутствуют только первые четыре градации, которые включают в себя все пассивные сущности любого возможного вида. Четыре главных порядка являются широкими группами, в которых может возникнуть ряд дополнительных возможностей. Можно ожидать, например, что высшее проявление трипотенции во многом похоже на низший уровень квадрипотенции, но можно также предположить, что мы найдем определенные качественные различия, которые позволят ясно отличить одно от другого.

В этом разделе мы проследим основные этапы возникновения существования из несуществования и после этого детально рассмотрим некоторые промежуточные уровни для того, чтобы связать их с наблюдаемыми данными физической науки. Мы начнем с представления о несуществовании как чистом бытии за пределами всего возможного опыта. Из несуществования посредством шага, который мы не можем постичь, возникает недифференцированная первоначальная космическая субстанция – хилэ. Она существует, но не имеет свойств. Она представляет простой факт существования – количественного, но без количества, качественного, но без качеств. Она является носителем всех потенциальностей и претерпевает все актуализации, и при этом сама в себе не является ни потенциальной, ни актуальной. Она вездесуща, и при этом не является протяженной. Она не обладает ни формой, ни размером, ни расположением. Она не имеет истории, и все же, поскольку она существует, она подчиняется детерминирующим условиям. Она является вечной без потенциальности, темпоральной без актуализации, пространственной без протяженности. Для того чтобы приобрести атрибуты, по которым мы распознаем и различаем проявления существования, хилэ должна принять индивидуацию, то есть разделение существования и несуществования. Существовать – значит выделиться из необусловленного. В процессе этого "выделения" хилэ становится определенной в качестве материи.

Материальность относительна, и каждая гипотеза существования описывает стадию в переходе хилэ от основного бесформенного состояния к невыразимому интегрированному сознанию гиперномного мира. В этом первичном состоянии хилэ является непостижимым резервуаром, откуда извлекается материал, из которого формируются все возможные события. Однако, не может существовать непрерывный неограниченный поток хилэ из необусловленного мира в мир обусловленный. Если бы такой поток был возможен, не было бы определенности, поскольку каждая сущность могла бы расти и уменьшаться непредсказуемым образом, и весь мир слился бы в бесформенном течении. Более того, такая недетерминированность была бы неограниченной и всепроникающей. Было бы невозможно не только атомное существование, но и любая сущность подвергалась бы необъяснимым трансформациям. Это противоречило бы прочно установленным законам сохранения и не оставило бы ничего, кроме игры бессмысленной причуды.

Следовательно, представление о хилэ как о необусловленном существовании требует, чтобы оно было отделено от актуального мира границей, которую можно пересечь только в соответствии с предписанными условиями. Нам необходимо, по крайней мере, сделать несколько предварительных замечаний о способе материализации хилэ. В последней главе мы встретились с понятием поля хилэ, в котором источник потенциальной энергии бесконечно малой интенсивности распространяется во всем бесконечном пространстве и времени; мы предположили, что оно должно соответствовать состоянию пред-существования, которое действует как противовес всем актуализациям. Нет основания для того, чтобы при таком представлении считать поле хилэ совершенно гомогенным. Его можно представить себе как подверженное сублиминальным флюктуациям, которые являются предшественниками материализованного существования.

Детерминирующие условия задаются чистой геометрией, рассмотренной в предыдущих главах. В геометрическом мире нет актуальных сущностей, при помощи которых можно установить свойства детерминирующих условий, хотя только при полном отсутствии любой детерминированной материи пространство, время и вечность совершенно разделены и точно определены. В основном бесформенном состоянии проявляется та дополнительность, которая характеризует весь опыт, поскольку мы должны сделать вывод, что полная недетерминированность существования допускает полную детерминированность системы координат. В противоположной крайности, где существование полностью саморегулируется, различия детерминирующих условий сливаются в свободу необусловленной воли.

Унипотенция хилэ состоит в его единственной возможности материализации. Хилэ является "универсальным донором", из которого все существующее извлекает средства к существованию, но она не может отдавать себя свободно, не разрушая истинной значимости самого существования. Свободный поток хилэ, который мы отвергли как невозможный, был бы не унипотентным, а омнипотентным.

Чтобы свести необусловленное к унипотенции, должен быть барьер, препятствующий его проникновению кроме как в единственном точном определенном состоянии.

Для создания более ясной картины мы можем представить себе недифференцированное основное состояние хилэ как конечный, но безграничный океан. Поскольку он недетерминирован, он не изменяется, и при этом не остается тем же самым. Время, вечность и гипарксис можно уподобить, соответственно, берегам, дну и поверхности океана, а пространство – его протяженности, но сам океан ничего не знает ни о берегах, ни о поверхности. Он спокойно простирается в своей необъятности, непрерывно, но все же вне времени колеблясь в ритме некоего космического течения с его приливами и отливами в непостижимом бытии, лежащем за пределами самого существования.

Поверхность океана не обладает таким неизменным покоем, как его глубины. Она волнуема ветрами опыта, по поверхности время от времени проходит рябь и волны. Сравнивая поверхность с детерминирующими условиями гипарксиса, мы можем рассматривать эти волны и эту рябь как мгновенные концентрации способности быть. Под воздействием такой концентрации время и вечность соединяются и могут возникнуть возбуждения, достаточно интенсивные для того, чтобы породить исторический процесс, который можно сравнить с облаками водяной пыли, взлетающими в воздух.

Капельки представляют "материализовавшиеся" сущности. Этот процесс иногда описывают как "непрерывное творение материи", но позднее мы увидим, что слово "творение" в этом случае вводит в заблуждение, поскольку происходящее является круговоротом материи под действием сущностей, способных пересекать порог существования. Пороги существования – это барьер, который является, собственно, не потенциальным, то есть вечностным, а скорее гипархическим. В основном состоянии распределение способности быть не полностью однородно, но концентрация слишком слабы, чтобы выделить актуализацию, что можно назвать состоянием "суб-детерминированной хилэ", и что близко соответствует понятию to apeiron – безграничное, которое Анаксимандр и другие греческие философы получили от великих египетских и халдейских космологов19.