logo
Драматическая Вселенная

8.21.3. Градации индивидуальности

Человек может быть описан как существо, которое может выбирать, но редко выбирает; которое, будучи октопотентным, проявляется, тем не менее, постоянно так, как если бы он был септемпотентным. Эта странная ситуация должна быть объяснена, если мы хотим понять значимость человеческого существования. Наш опыт приводит нас к заключению, что человек, как мы его знаем, не есть индивидуум, но может проявлять индивидуальность в сравнительно важные моменты своей жизни. Человек, следовательно, может быть охарактеризован как вырожденная октопотентная сущность.

Здесь мы можем провести сравнение между гипономным и автономным мирами. В первом составная целостность достигается через переходную фазу, представляющую собой изотопы, которые, будучи квадрипотентными, ведут себя почти совершенно как трипотентные сущности, то есть как частицы, а не как вещи. Равным образом человек, хотя он и октопотентен, почти всегда ведет себя как септемпотентный, то есть как животное, а не как человек. Это приводит нас к вопросу, может ли наш опыт предоставить нам примеры невырожденных октопотентных сущностей, которые дали бы нам возможность изучать истинную индивидуальность.

В человеке трансформация способности выбора в индивидуальность находится в точке, где встречаются факт и ценность. Ее нельзя обсуждать, не привлекая понятия цели, обязанностей и смысла человеческого существования, которые целиком находятся за пределами этого тома. Естественная философия может лишь установить факт, что человек есть индивидуум – постольку, поскольку он обладает способностью выбора; но поскольку он не является ни действительно самоуправляющимся, ни свободным в своих проявлениях, он есть лишь неполный или вырожденный представитель класса октопотентных сущностей.

Обязательное условие, которое должно быть выполнено, чтобы сущность могла рассматриваться как истинный индивидуум, кажется расходящимся с приписыванием индивидуальности всем формам жизни. Мы различили использование слов "индивидуация" и "индивидуализация", приписывая первое составной целостности, а последнее – живым организмам. Вещь индивидуирована постольку, поскольку она есть отдельное целое, длящееся во времени и узнаваемое по своим размерам, форме, положению и свойствам. Организм индивидуализирован постольку, поскольку он может поддерживать свое существование на более высоком потенциальном уровне, чем окружающая среда, и может быть узнан по своей форме и функции. Истинная индивидуальность достигается только когда потенциальность организма такова, что он может инициировать процессы, не возникающие ни из потока инволюции, ни из потока эволюции, проходящих через сущность и ее непосредственное окружение. Даже эту формулировку следует считать расплывчатой, поскольку каждая септемпотентная сущность привносит в существование влияние – свой эпигенетический фактор – не являющееся ни инволюционным, ни эволюционным. Правда, поскольку эпигенетический фактор остается неосознанным, нет способности самоуправления, и лучше называть сущности в таком состоянии пре-индивидуализированными. Они обладают функциями индивидуума, поскольку они являются саморегулирующимися, но не обладают индивидуализированным бытием, поскольку не имеют сознательного самоуправления.

Эти соображения позволяют нам определить восьмой порядок потенции как уровень существования, на котором интенсивность внутренней объединенности и способности быть сливаются в общую актуализацию в индивидуальном бытии. Вырожденный индивидуум, такой как человек, имеет необходимую способность быть, поскольку его эпигенетический фактор содержит способность выбора. Он не является истинным индивидуумом потому, что интенсивность его внутренней объединенности недостаточна для того, чтобы поддержать себя на уровне сознательности, на котором время и вечность сливаются.

Теперь можно определить три градации истинной индивидуальности. Первая – та, на которой сущность может сознавать свою генетическую конституцию и направлять свою деятельность в соответствии с этой осведомленностью. Это индивидуальность, состоящая в способности быть собой. На второй ступени есть осведомленность о специфическом паттерне. В этом случае сущность способна управлять своей деятельностью не только в соответствии со своей генетической конституцией, но также и в соответствии с паттерном потенциальностей, принадлежащим всему виду, членом которого она является. В применении к человеку вторая ступень индивидуальности проявляется в нем как осведомленность о себе как о человеческом существе и способность участвовать в опыте всех других человеческих существ посредством участия в паттерне, общем всему человечеству. Третья, самая высокая ступень индивидуальности превосходит ограничения любого отдельного вида и присутствует в сущности, которая может быть осведомленной об универсальном паттерне жизни и понимать ее роль как космической согласующей силы.

Нужно подчеркнуть, что эти описания совершенно номинальны. Степень внутренней объединенности, необходимой для того, чтобы противостоять напряжению опыта на этих трех уровнях, никогда не может быть знаема тем, кто сам ее не достиг. Обычный человек, использующий свою способность выбора только в тривиальных случаях, не может участвовать в опыте подлинно индивидуализированного человеческого существа, то есть человека, который может видеть собственную судьбу и выбирать то, что необходимо для ее исполнения. Тем не менее, даже на уровне вырожденной октопотенции человек может на короткие мгновения войти в такое состояние сознания, на котором этот опыт возможен, и таким образом понять для себя, что он не то, чем он мог бы быть.

Необходимо посвятить специальный раздел изучению отношения индивидуума к виду, потому что это отношение существует независимо от того, сознает его индивидуум или нет.