logo
Драматическая Вселенная

9.22.1. Четыре гиперномные градации

Все, что живет, должно умереть, поэтому бессмертие может иметь значение только как состояние, которое находится за пределами самой жизни. То, что не живет, и все же не погибает, способно обновлять жизнь, и мы видим отражение или проекцию этой силы в паттерне биосферы. Начиная с гипотезы, что должны быть модусы существования, которые преимущественно утверждающи, мы обнаруживаем достаточно доказательств того, что есть организующая сила, регулирующая существование, не участвуя в его процессах. Эта сила имеет характер воли, но в соответствии с нашей концепцией фундаментальной триады существования, воля не может проявляться иначе, как в отношении бытия и функции. Поскольку мы не можем знать ни воли, ни бытия, мы должны искать функциональные системы, которые могут быть ассоциированы с утверждающей волей. Мы знаем о существовании небесных тел – планет, солнц и галактик, и мы сформулировали рабочие гипотезы, что они и есть видимые проявления гиперномного модуса существования.

Наибольшая трудность в этом пункте – сформировать представление о значении выражения "существование за пределами жизни". Это бытийный символ, который может иметь для нас вполне определенное значение лишь постольку, поскольку мы можем обнаружить в нашем собственном опыте состояние или форму существования, которая не участвует ни в каком функциональном процессе жизни, и все же сознательна и обладает волей. Есть убедительные свидетельства того, что некоторые люди способны обнаружить это, но не могут описать в функциональных терминах то, что они обнаруживают. Для нашей цели, однако, достаточно того, что мы можем постичь модусы существования, в которых функциональное и тленное подчинено волевому и нетленному. Мы можем далее продвинуться к тому, чтобы представить себе отношение бытия, с помощью изучения биосферы как носительницы паттерна, который входит в нее из чего-то, что находится за пределами самой жизни. Наша следующая задача – продолжить это в гиперномных мирах. Такая попытка оправдывается интуицией универсального подобия, объединяющего все существование, интуицией, все время сопровождавшей нас и не менее необходимой для изучения физического и биологического миров, чем для того, который мы собираемся начать изучать сейчас. Мы не формулируем эту интуицию в деистических терминах, но здесь стоит вспомнить слова Шиллера: "Вселенная повсюду есть божество. Поскольку идеальная мыслеформа перетекла в актуальность, и рожденный из этого мир реализовал план творца, призвание всех мыслящих существ – вновь открыть в этом существующем целом оригинальный замысел". Категории гиперномного мира – это, говоря словами Платона, "содержание творческого ума Бога, последние причины мира и вдохновителя наших мыслей". Эти пассажи могут служить нам как вдохновением, так и предупреждением: первым, потому что они показывают, как благороднейшие умы следовали за реальностью существования за пределами жизни, а последним – напоминая, что знаки-слова "Бог" и "мысль" могут служить для передачи ложного чувства конкретности в контексте, где даже символы не могут выразить значений, к которым мы стремимся. Гиперномный мир дает нам себя знать жестами, а не мыслями и не знаками. Интерпретация гиперномных жестов требует кропотливого исследования функциональных проявлений, а не поэтических прыжков в неизвестность. Нам посчастливилось жить в век, когда, по каким-то неясным до сих пор причинам, человеку дано увидеть не только непостижимую огромность вселенной, но также и ее упорядоченную связную структуру миров внутри миров. Мы не должны позволять себе ни сводить вселенную к механической игрушке, ни растворять ее в призрачном сне. Гиперномный мир находится за пределами жизни, но он тесно соединен с автономным модусом в реальности, которая может быть знаема и понимаема в пределах наших человеческих сил.