5.13.1. Естественный порядок
В течение сотни поколений, со времен халдейских магов, Конфуция, Гаутамы Будды и ранних греческих философов, человек искал разрешение загадки вселенной, руководствуясь одной фундаментальной аксиомой, а именно – утверждением естественного порядка как общего основания всеми разделяемого опыта. Халдеев можно назвать духовными предшественниками современного мира постольку, поскольку они одними из первых утверждали, что явления не произвольны, и пытались сформулировать универсальные законы.
Обычно не замечают, что без утверждения естественного порядка слова "возможно" и "невозможно" не могут иметь значения. Цель естественной философии – не объяснение событий, но формулирование правил, позволяющих отличить возможное от невозможного. Только когда это сделано, мы можем достаточно последовательно устанавливать связь между настоящим моментом с его быстротечностью и кажущимся непостоянством актуализации, и другими моментами опыта, удаленными во времени и пространстве.
Мы определили реальность как тотальность всего возможного опыта и феномены как осведомленность о реальности, как она возникает в конечных центрах сознания. Феномены могут казаться нам произвольными и даже бессмысленными, но это происходит лишь постольку, поскольку мы не видим их в контексте более широкого порядка. Убеждение, что феномены непроизвольны, возникает из уверенности в универсальности естественного порядка. Вера в универсальные законы и надежда найти их усиливалась в течение сотен поколений. Человек, искавший порядок во вселенной, не был разочарован. Существует, тем не менее, предел, дальше которого утверждение естественного порядка как абсолютного и неизбежного идти не может; в законченной схеме – упорядоченной во всех деталях и, следовательно, с необходимостью предопределенной – ни свобода, ни ответственность не могут иметь значения.
В мире, управляемом исключительно самосогласованными и неумолимыми законами, самый простой вопрос не только не имеет ответа, но даже и не может быть поставлен. Вопросы возникают как раз потому, что порядок не является всем, но на них может быть дан ответ лишь постольку, поскольку порядок вездесущ. Мы, конечно, задаем вопросы, и мы рассчитываем найти ответы. Следовательно, вся наша философская деятельность основывается на убеждении, что порядок и беспорядок как-то переплетаются в ткани реальности. Если бы вселенная была разделена на две части – упорядоченную и неупорядоченную – эти две части не могли бы быть связаны между собой, и ни одна из них не могла бы быть местом обитания человека. Мы должны, следовательно, сделать вывод, что порядок и беспорядок неразделимы. Естественная философия должна искать регулярности, признавая, что порядок в форме универсальных законов не может распространять свое господство до абсолютного исключения всякого беспорядка без разрушения свободы и ответственности. Различение порядка и беспорядка достигается в процессе прояснения опыта, которое завершается раскрытием детерминирующих условий существования в форме универсальных законов. Результаты этого разделения устанавливают науки о системе координат. Система координат является тотальностью условий, которые предохраняют вселенную от хаоса, не приводя ее к бесплодности. Законы системы координат раскрываются посредством изучения функциональных аспектов феноменов, то есть поведения. Такое изучение, однако, может превысить возможности нашего мышления, если не упростить его, приняв в расчет относительность существования. Стратификация существования дает нам возможность устранить некоторые из трудностей, вытекающих из различий в уровнях бытия рассматриваемых сущностей, и установить основания, твердо опирающиеся на законы системы координат. Тем не менее, когда мы хотим применить эти законы к какому-либо данному феномену, мы снова должны обратить внимание на разные уровни бытия, потому что слова "возможно" и "невозможно" меняют свое значение в зависимости от уровня сознания, к которому они относятся.
- Книга вторая: естественные науки
- Мир динамики
- Глава 13 представление естественного порядка
- 5.13.1. Естественный порядок
- 5.13.2. Неисчерпаемость феноменов
- 5.13.3. Математика
- 5.13.4. Представляющее многообразие
- 5.13.5. Геометрические символы
- 5.13.6. Геометрия
- 5.13.7. Вечность как пятое измерение
- 5.13.8.Траектория существования и космодезическая
- 5.14.9.Нечувствительность к вечности
- 5.14.10. Универсальный наблюдатель q
- Глава 14 движение
- 5.14.1. Невзаимодействующая соотнесенность
- 5.14.2. Относительная жесткость и квази-жесткость
- 5.14.3. Сущности динамики
- 5.14.4. Законы движения
- Мир энергии
- Глава 15 универсальная геометрия
- 6.15.1. Представление соотнесенности
- 6.15.2. Типы соотнесенности
- 6.15.3. N-мерная геометрия
- 6.15.4. Косо-параллельность
- 6.15.5. Пучки косо-параллельных
- 1. Альфа-пучок
- 2. Бета-пучок
- 3. Гамма-пучок.
- 6.15.6. Четыре типа пучков и четыре детерминирующие условия
- 6.15.7. Характеристики универсальной геометрии
- 6.15.8. Шестимерность гипономного мира
- Глава 16 простые окказии
- 6.16.1. Простые взаимодействия
- 6.16.2. Обратимость
- 6.16.3. Квант действия
- 6.16.4. Электромагнитное излучение
- 6.16.5. Геометрическая механика
- 6.16.6. Понятие виртуальности
- 6.16.7. Функция виртуальности
- 6.16.8. Единичный электрон в поле хилэ
- 6.16.9 Потенциальный энерГеТический барьер
- Мир вещей
- Глава 17 корпускулы и частицы
- 7.17.1. Унипотенция – возникновение материальности
- 7.17.2. Корпускулярное состояние – бипотенция
- 7.17.3. Состояние частиц – трипотенция
- 7.17.4. Спин и статистики
- 7.17.5. Трехсторонний характер времени
- 7.17.6. Соотношение регенерации
- Глава 18 составная целостность
- 7.18.1. Квадрипотентные сущности
- 7.18.2. Интенсивные, экстенсивные и связывающие величины
- 7.18.3. Связывание повторений
- 7.18.4. Устойчивость составных целых
- 7.18.5. Атомное ядро
- 7.18.6. Массы изотопов
- 7.18.7. Нейтральный атом
- 7.18.8. Химическая связь
- 7.18.9. Теплота
- 7.18.10. Материальные объекты
- 7.18.11. Высшие градации вещности
- Глава 19 основы жизни
- 8.19.1. Автономное существование
- 8.19.2. Чувствительность
- 8.19.3. Ритм
- 8.19.4. Паттерн
- 8.19.5. Индивидуализация
- 8.19.6. Порог жизни
- 8.19.7. Коллоидное состояние
- 8.19.8. Значимость белка
- 8.19.9. Ферменты
- Глава 20 живые существа
- 8.20.1. Триада жизни
- 8.20.2. Квинквепотенция – вирусы
- 8.20.3. Сексипотенция – клетки
- 8.20.4. Септемпотенция – организм
- 3. Детерминация.
- Саморегуляция.
- 8.20.5. Гипархический регулятор
- 8.20.6. Цикл жизни и питания
- 8.20.7. Риск жизни
- Глава 21 единство жизни
- 8.21.1. Октопотенция – полная индивидуальность
- 8.21.2. Условия выбора
- 8.21.3. Градации индивидуальности
- 8.21.4. Организм и вид
- 8.21.5. Единство вида
- 8.21.6. Происхождение видов
- 8.21.7. Биосфера
- 8.21.8. Гиперномная роль биосферы
- Космический порядок
- Глава 22 существование за пределами жизни
- 9.22.1. Четыре гиперномные градации
- 9.22.2. Универсальный характер супра-живой целостности
- 9.22.3. Трансфинитная триада
- 9.22.4. Конечная космическая триада
- 9.22.5. Отношения пространства
- 9.22.6. Драматическая значимость вселенной
- Глава 23 солнечная система
- 9.23.1. Творчество и суб-творчество
- 9.23.2. Земля
- 9.23.3. Планеты
- 9.23.4. Очертания солнечной системы
- 9.23.5. Истинные планеты
- 9.23.6. Малые составляющие
- Глава 24 космический порядок
- 9.24.1. Творческая триада
- 9.24.2. Солнце – децемпотенция – творчество
- 9.24.3. Галактика – ундецимпотенция – доминирование
- Вселенная – дуодецимпотенция – автократия
- Пятимерная физика
- Единая теория поля
- 1. Упрощенный математический аппарат
- 2. Общее выражение для интервала
- 3. Обобщенный лагранжиан
- 4. Гравитационное поле
- 5. Электростатическое поле
- Геометрическое представление тождества и различия
- 1. Ограничения классической геометрии
- 2. Косопараллельные прямые
- 3. Степени свободы
- 4. Различно тождественные косые кубы