logo
Драматическая Вселенная

5.13.1. Естественный порядок

В течение сотни поколений, со времен халдейских магов, Конфуция, Гаутамы Будды и ранних греческих философов, человек искал разрешение загадки вселенной, руководствуясь одной фундаментальной аксиомой, а именно – утверждением естественного порядка как общего основания всеми разделяемого опыта. Халдеев можно назвать духовными предшественниками современного мира постольку, поскольку они одними из первых утверждали, что явления не произвольны, и пытались сформулировать универсальные законы.

Обычно не замечают, что без утверждения естественного порядка слова "возможно" и "невозможно" не могут иметь значения. Цель естественной философии – не объяснение событий, но формулирование правил, позволяющих отличить возможное от невозможного. Только когда это сделано, мы можем достаточно последовательно устанавливать связь между настоящим моментом с его быстротечностью и кажущимся непостоянством актуализации, и другими моментами опыта, удаленными во времени и пространстве.

Мы определили реальность как тотальность всего возможного опыта и феномены как осведомленность о реальности, как она возникает в конечных центрах сознания. Феномены могут казаться нам произвольными и даже бессмысленными, но это происходит лишь постольку, поскольку мы не видим их в контексте более широкого порядка. Убеждение, что феномены непроизвольны, возникает из уверенности в универсальности естественного порядка. Вера в универсальные законы и надежда найти их усиливалась в течение сотен поколений. Человек, искавший порядок во вселенной, не был разочарован. Существует, тем не менее, предел, дальше которого утверждение естественного порядка как абсолютного и неизбежного идти не может; в законченной схеме – упорядоченной во всех деталях и, следовательно, с необходимостью предопределенной – ни свобода, ни ответственность не могут иметь значения.

В мире, управляемом исключительно самосогласованными и неумолимыми законами, самый простой вопрос не только не имеет ответа, но даже и не может быть поставлен. Вопросы возникают как раз потому, что порядок не является всем, но на них может быть дан ответ лишь постольку, поскольку порядок вездесущ. Мы, конечно, задаем вопросы, и мы рассчитываем найти ответы. Следовательно, вся наша философская деятельность основывается на убеждении, что порядок и беспорядок как-то переплетаются в ткани реальности. Если бы вселенная была разделена на две части – упорядоченную и неупорядоченную – эти две части не могли бы быть связаны между собой, и ни одна из них не могла бы быть местом обитания человека. Мы должны, следовательно, сделать вывод, что порядок и беспорядок неразделимы. Естественная философия должна искать регулярности, признавая, что порядок в форме универсальных законов не может распространять свое господство до абсолютного исключения всякого беспорядка без разрушения свободы и ответственности. Различение порядка и беспорядка достигается в процессе прояснения опыта, которое завершается раскрытием детерминирующих условий существования в форме универсальных законов. Результаты этого разделения устанавливают науки о системе координат. Система координат является тотальностью условий, которые предохраняют вселенную от хаоса, не приводя ее к бесплодности. Законы системы координат раскрываются посредством изучения функциональных аспектов феноменов, то есть поведения. Такое изучение, однако, может превысить возможности нашего мышления, если не упростить его, приняв в расчет относительность существования. Стратификация существования дает нам возможность устранить некоторые из трудностей, вытекающих из различий в уровнях бытия рассматриваемых сущностей, и установить основания, твердо опирающиеся на законы системы координат. Тем не менее, когда мы хотим применить эти законы к какому-либо данному феномену, мы снова должны обратить внимание на разные уровни бытия, потому что слова "возможно" и "невозможно" меняют свое значение в зависимости от уровня сознания, к которому они относятся.