logo search
Драматическая Вселенная

9.22.1. Четыре гиперномные градации

Все, что живет, должно умереть, поэтому бессмертие может иметь значение только как состояние, которое находится за пределами самой жизни. То, что не живет, и все же не погибает, способно обновлять жизнь, и мы видим отражение или проекцию этой силы в паттерне биосферы. Начиная с гипотезы, что должны быть модусы существования, которые преимущественно утверждающи, мы обнаруживаем достаточно доказательств того, что есть организующая сила, регулирующая существование, не участвуя в его процессах. Эта сила имеет характер воли, но в соответствии с нашей концепцией фундаментальной триады существования, воля не может проявляться иначе, как в отношении бытия и функции. Поскольку мы не можем знать ни воли, ни бытия, мы должны искать функциональные системы, которые могут быть ассоциированы с утверждающей волей. Мы знаем о существовании небесных тел – планет, солнц и галактик, и мы сформулировали рабочие гипотезы, что они и есть видимые проявления гиперномного модуса существования.

Наибольшая трудность в этом пункте – сформировать представление о значении выражения "существование за пределами жизни". Это бытийный символ, который может иметь для нас вполне определенное значение лишь постольку, поскольку мы можем обнаружить в нашем собственном опыте состояние или форму существования, которая не участвует ни в каком функциональном процессе жизни, и все же сознательна и обладает волей. Есть убедительные свидетельства того, что некоторые люди способны обнаружить это, но не могут описать в функциональных терминах то, что они обнаруживают. Для нашей цели, однако, достаточно того, что мы можем постичь модусы существования, в которых функциональное и тленное подчинено волевому и нетленному. Мы можем далее продвинуться к тому, чтобы представить себе отношение бытия, с помощью изучения биосферы как носительницы паттерна, который входит в нее из чего-то, что находится за пределами самой жизни. Наша следующая задача – продолжить это в гиперномных мирах. Такая попытка оправдывается интуицией универсального подобия, объединяющего все существование, интуицией, все время сопровождавшей нас и не менее необходимой для изучения физического и биологического миров, чем для того, который мы собираемся начать изучать сейчас. Мы не формулируем эту интуицию в деистических терминах, но здесь стоит вспомнить слова Шиллера: "Вселенная повсюду есть божество. Поскольку идеальная мыслеформа перетекла в актуальность, и рожденный из этого мир реализовал план творца, призвание всех мыслящих существ – вновь открыть в этом существующем целом оригинальный замысел". Категории гиперномного мира – это, говоря словами Платона, "содержание творческого ума Бога, последние причины мира и вдохновителя наших мыслей". Эти пассажи могут служить нам как вдохновением, так и предупреждением: первым, потому что они показывают, как благороднейшие умы следовали за реальностью существования за пределами жизни, а последним – напоминая, что знаки-слова "Бог" и "мысль" могут служить для передачи ложного чувства конкретности в контексте, где даже символы не могут выразить значений, к которым мы стремимся. Гиперномный мир дает нам себя знать жестами, а не мыслями и не знаками. Интерпретация гиперномных жестов требует кропотливого исследования функциональных проявлений, а не поэтических прыжков в неизвестность. Нам посчастливилось жить в век, когда, по каким-то неясным до сих пор причинам, человеку дано увидеть не только непостижимую огромность вселенной, но также и ее упорядоченную связную структуру миров внутри миров. Мы не должны позволять себе ни сводить вселенную к механической игрушке, ни растворять ее в призрачном сне. Гиперномный мир находится за пределами жизни, но он тесно соединен с автономным модусом в реальности, которая может быть знаема и понимаема в пределах наших человеческих сил.