4.3. Транспортная задача (т-задача)
Содержательная постановка
Рассмотрим сферу производства и потребления. Пусть производится и потребляется один вид продукции. Нужно организовать такую схему доставки готовой продукции от производителей к потребителям, чтобы суммарные расходы на доставку были бы наименьшими. Введем обозначения:
m – число производителей;
n – число потребителей;
pi – объем производства на i-м предприятии (мощность i-го производителя);
di – объем потребления на складе j-го потребителя (мощность j-го потребителя);
cij – стоимость доставки одной единицы продукции от i-го производителя к j-му потребителю, все стоимости известны;
xij – количество единиц продукции, доставляемой от i-го производителя к j-му потребителю.
Требуется определить план поставок при наименьших суммарных затратах на доставку.
Математическая постановка
Пусть матрица стоимостей ||cij|| задана. Известны также мощности производителей и потребителей: pi и dj.
Тогда модель ЛП будет выглядеть следующим образом:
(1)
при ограничениях:
(2)
(3)
Заметим, что в этой модели число уравнений в ограничениях равно (m + n). Следовательно, число переменных, отличных от тождественного нуля (т.е. число загруженных клеток в таблице ||xij||), равно (m + n).
Требуется определить (m + n) переменных xij 0 из матрицы ||xij||, удовлетворяющих (1), при условиях (2) и (3).
Если выполняется уравнение баланса то Т-задача называется сбалансированной. При этом число независимых уравнений и соответствующих переменных (а значит, и число загруженных клеток матрицы ||xij||) становится равным (m + n – 1).
Методы решения разработаны именно для сбалансированной задачи. Несбалансированная задача приводится к сбалансированной введением в матрицу ||сij|| фиктивного столбца или строки с нулевыми стоимостями.
Решение Т-задачи
(распределительный метод)
Пусть заданы все cij, pi, dj.
Пример:
-
pi
20
28
32
50
||сij|| =
48
36
40
100
35
55
22
150
dj
100
70
130
300
Этап I. Построение опорного (исходного) плана в качестве нулевого приближения методом «СЗ угла» или по min элементу сij.
Условие: сохранение всех pi и dj, т.е. соблюдение баланса.
В результате pi распределяются по столбцам (т.е. по складам потребителей), а dj – по строкам (т.е. по предприятиям производителей). Возникают «маршруты перевозок» от i-го производителя к j-му потребителю.
Пример (продолжение).
Построим исходный план методом «СЗ угла». Суть метода заключается в том, что в качестве очередной загружаемой клетки выбирается левая верхняя клетка образовавшейся прямоугольной подматрицы матрицы ||хij||. Для данного примера исходный план строится следующим образом:
| 50 | – | – | 50/ |
||хij|| = | 50 | 50 | – | 100/50/ |
| – | 20 | 130 | 150/130 |
| 100 50 | 70 20 | 130 |
|
Число маршрутов: (m + n – 1) = 3 + 3 – 1 = 5.
Этап II. Оценка оптимальности плана.
Делается проверкой на оптимальность каждого неиспользованного маршрута. При этом, чтобы убедиться, возрастает или убывает общая стоимость перевозок, если использовать неиспользованный маршрут, достаточно оценить изменение стоимости перевозки для одной единицы продукции (Δij), т.е. использовать элименты матрицы ||сij|| как матрицы цен.
Оценка Δij возникает в результате пробной загрузки незагруженной клетки в матрице ||хij||. При этом для сохранения баланса приходится менять значения хij уже загруженных клеток по определенной знакопеременной замкнутой цепочке, начиная с оцениваемой клетки. Получаем знакопеременный цикл. Например, для маршрута (1, 2) имеем такой фрагмент матрицы ||хij||:
| 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 50 | 0 | 50 | → | 50 | 0 + 1 | → | 50 | 0 + 1 | → | 50 – 1 | 0 + 1 | 50 |
2 | 50 | 50 | 100 | 50 | 50 – 1 | 50 + 1 | 50 – 1 | 50 + 1 | 50 – 1 | 100 | |||
| 100 | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 50 |
|
Возникает цикл: (1, 2) → (2, 2) → (2, 1) → (1, 1). Подставим в этот цикл цены перевозок из матрицы ||сij||:
| 1 | 2 |
1 | –20 | +28 |
2 | +48 | –36 |
Получим Δ12 = 28 – 36 + 48 – 20 = 20.
Это означает, что если использовать маршрут (1, 2), то стоимость перевозок возрастет на 20 ед. на каждую единицу продукции, перевозимой по этому маршруту. А следовательно, возрастет и общая стоимость перевозок.
Выполнив эту операцию для каждого неиспользованного маршрута, т.е. для незагруженных клеток матрицы ||хij||, получим таблицу 3.
Таблица 3
М-т | Цикл | Вычисление по циклу | Δij |
(1, 2) (1, 3) (2, 3) (3, 1) | (1,2)(2,2)(2,1)(1,1) (1,3)(3,3)(3,2)(2,2)(2,1)(1,1) (2,3)(3,3)(3,2)(2,2) (3,1)(2,1)(2,2)(3,2) | 28 – 36 – + 48 – 20 = 32 – 22 + 55 – 36 + 48 – 20 = 40 – 22 + 55 – 36 = 35 – 48 + 36 – 55 = | +20 +57 +37 –32 |
Если имеются Δij < 0, то план можно улучшить, т.е. уменьшить Fц. Иначе – КОНЕЦ, т.е. план оптимальный.
Лемма 1. Схема изменения перевозок для любого нового маршрута единственна.
Следовательно, единственна и оценка Δij.
Этап III. Улучшение плана путем перезагрузки маршрутов.
Выбираем Δij = min. В примере min Δij = Δ31 = –32. Желательно направить по этому маршруту наибольшее количество продукции, т.е. назначить х31 = max.
Лемма 2. Максимальное количество продукции, которое можно назначить, равно минимуму, взятому из числа загруженных клеток xij в цикле с отрицательным индексом.
В примере для маршрута (3. 1) имеем:
max x31 = min (x21, x32) = min (50, 20) = 20,
| 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 50 | 50 | 100 | → | 50 – 20 | 50 + 20 | → | 30 | 70 | 100 |
3 | 0 | 20 | 20 | 0 + 20 | 20 – 20 | 20 | 0 | 20 | ||
| 50 | 70 |
|
|
|
|
| 50 | 70 |
|
В результате получаем новый план:
50 | – | – | 50 | → | 50 | – | – | 50 |
50 | 50 | – | 100 | 30 | 70 | – | 100 | |
– | 20 | 130 | 150 | 20 | – | 130 | 150 | |
100 | 70 | 130 |
|
| 100 | 70 | 130 |
|
Поскольку Δ31 = –32, х31 = 20, то F1 = F0 + Δ31 · х31 = 9160 – 32 · 20 = = 8520. Суммарные затраты на доставку уменьшились.
Переход на этап II. И так далее, пока все Δij не станут 0.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Б.К. Алабин
- 1.2. Основные понятия и определения исследования операций
- 1.3. Общая постановка задачи исследования операций
- Тема 2 индексный метод (теория графов)
- 2.1. Основные понятия и определения индексного метода (им)
- 2.2. Постановка задачи маршрутизации в им
- 2.3. Идея решения задачи
- 2.4. Алгоритм решения задачи с помощью произвольного дерева маршрутов
- 2.5. О порядковой функции
- 2.6. Общая теория индексного метода на матрице орграфа
- 2.7. Общий алгоритм решения задачи маршрутизации на матрице орграфа
- 2.8. Иллюстративный пример
- 2.9. Последовательные графы в им
- 2.10. Решение задачи распределения ресурсов индексным методом
- 3.4. Условия, которым должна удовлетворять задача, описываемая моделью дп
- 3.5. Вычислительная схема дп для обратного хода
- 3.6. Особенности вычислительной схемы дп для прямого хода
- 3.7. Основные достоинства метода дп
- 3.8. Типовые задачи в моделях дп
- Тема 4 методы линейного программирования (лп)
- 4.1. Систематизация моделей лп
- 4.2. Возможные исходы решения задач лп
- 4.3. Транспортная задача (т-задача)
- Метод потенциалов для оценки Δij в т-задаче
- Замечания к решению т-задачи
- 4.4. Задача «о назначениях»
- 4.5. Задача планирования производства при фиксированном фонде времени
- Иллюстративный пример
- Тема 5 задача и модель «черного ящика»
- 5.1. Общие замечания
- 5.2. Содержательная постановка задачи
- 5.3. Формальная постановка задачи
- 5.4. Математическая модель и математическая постановка задачи
- 5.5. О решении задачи
- 5.6. Иллюстративный пример
- Рекомендуемая литература
- Содержание