18. Методика изучения тригонометрических функций в школьном курсе алгебры и начал анализа
Тригонометрические функции являются первыми трансцендентными функциями, изучаемыми в школьном курсе математики.
В природе существуют такие процессы, которые не поддаются описанию с помощью алгебраических функций, но с достаточной точностью характеризуются трансцендентными функциями.
Их роль и место в нем определяются главным образом двумя сторонами применения этих функций в теории и практике.
Во-первых, тригонометрические функции дают замечательный вычислительный аппарат для решения разнообразнейших задач планиметрии и стереометрии.
Во-вторых, учение тригонометрических функций позволяет весьма наглядно, просто и убедительно продемонстрировать важнейшие свойства функций: периодичность, четность и нечетность, ограниченность, монотонность.
Основная цель – изучить свойства и графики тригонометрических функций.
Изучение тригонометрических функций у Н.Я. Виленкина, А.Г. Мордковича и С.М.Никольского начинается в 10 классе. А у А.Н. Колмогорова и Ш.А. Алимова изучение начинается в 11 классе.
Почасовая раскладка:
-
Учебник
А
Б
В
Ш.А. Алимов
10
14
19
А.Н. Колмогоров
18
19
23
С.М.Никольский
15
18
21
А.Г. Мордкович
28
В 6 классе функция имеет наглядную геометрическую интерпретацию, т.е задается таблично. В 9 классе в учебниках Ш.А. Алимова и Н.Я. Виленкина дается только определение sin,cos, tg, ctg, углов и. В 10 классе у Н.Я. Виленкина и Ш.А. Алимова даются только свойства тригонометрических функций.
Сведения о понятия табличных значений накопленные до 8 класса, недостаточны для строгого определения тригонометрических функций и описания их свойств. Поэтому к тригонометрическим функциям, изучаемым в 8 классе на индуктивной и наглядной основе приходится возвращаться в 10, 11 классах, с тем чтобы завершить логически удовлетворительное изложение материала.
В курсе алгебры и начал анализа осуществляется последний, заключительный этап изучения тригонометрических функций. В него входят:
Закрепление представлений учащихся о радианной мере угла; отработка навыков перехода от градусной меры к радианной и наоборот.
Формирование представлений об углах с градусной мерой, большей 360; формирование представлений об углах с положительной и отрицательной градусными мерами; перевод этих градусных мер в радианы (положительные и отрицательные действительные числа).
Описание тригонометрических функций на языке радианной меры угла.
Утверждение функциональной точки зрения на косинус альфа, синус альфа и тангенс альфа (трактовка косинус альфа, синус альфа и тангенс альфа как функций действительного аргумента, установление области определения, области значений, построение графика функции, установление промежутков монотонности, знакопостоянства).
Повторение известных и ознакомление с новыми тригонометрическими тождествами, ключом к которым является тождество-формула косинуса суммы двух аргументов.
Применение тригонометрических тождеств в тождественных преобразованиях и при решении задач по стереометрии.
Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова:
Вначале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника.
Затем введенные понятия обобщаются для углов от 0 до 180.
Тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел.
Возможные пути введения тригонометрических функций в школе:
Аналитический. Представляются два варианта. Один из них рассматривается в 10 классе и сводится к анализу дифференциальных уравнений. Ее используют на кружковых занятиях. Второй вариант аналитического введения тригонометрической функции - использование аппарата рядов. Но такой подход для средней школы представляется мало реальным.
Более привычным для школы представляется второй путь - геометрический. Имеется большое число разновидностей этого пути. Самой наглядной и простой является введение тригонометрических функций путем рассмотрения отношений сторон в прямоугольном треугольнике. Затруднения возникают при переходе к углам, большим прямого и при переходе к тригонометрическим функциям числового аргумента. Попытки преодоления привели единым по сути подходам - через так называемые тригонометрические линии в круге, через отношение координат радиус-вектор, через проекции единичного вектора. Для уровня развития методики преподавания математики наиболее удачным представляется первоначальное определение синуса и косинуса как координат точек окружности. В этом случае формальное определение отпадает, так как оказывается, что синус и косинус есть просто новые названия ординаты и абсциссы точки P(альфа) единичной окружности. Сама точка P(альфа) является отображением точки P(0) с координатами (1;0) при повороте плоскости на угол альфа вокруг начала координат. Такое определение дает естественный путь к введению формул для вычисления координат вектора и отсюда к решению разнообразных задач.
Более подробно остановимся на первом этапе изучения тригонометрических функций.
В учебниках Н.Я Виленкина (9классе) и А.Н.Колмогорова (11классе) косинус, синус и тангенс определяется не для произвольного острого угла, а для "острого угла прямоугольного треугольника". Например, косинус острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Приведем некоторые методические рекомендации:
Конкретизируйте рассмотренное выше определение косинуса альфа, придерживаясь следующей методической схемы:
1. Построить на миллиметровой бумаге прямоугольный треугольник АВС.
2. Обозначить величину острого угла А буквой альфа.
3. Измерить (по клеткам) прилежащий катет АС и гипотенузу АВ.
4. Вычислить отношение АС/АВ.
5. Записать значение косинуса альфа (для альфа не указывается его конкретное значение).
6. Измерить транспортиром угол альфа, найти его величину и записать значение косинус этого угла данного прямоугольного треугольника.
7. Проделать с 1-6 для острых углов других прямоугольных треугольников.
Объясните учащимся необходимость изучения нового для них понятия косинус альфа. При закреплении определения косинуса альфа возможны такие варианты: 1) учитель ставит перед ними задание: "сформулируйте определение косинуса альфа"; 2) учитель вместо этого задания другое: "как найти косинус альфа, пользуясь его определением?"
Определенные трудности в изучении элементов тригонометрии порождает следующая теорема: "косинус альфа зависит только от градусной меры угла". Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а тоько от меры угла.
Как определяется синус, тангенс острого угла альфа? Как доказывается их зависимостьтолько от величины угла альфа?
Приготовьте таблицу "Формулы для решения прямоугольного треугольника"
Составьте схему решения прямоугольных треугольников, предусматривающую применение в вычислениях микрокалькулятора.
При решении прямоугольных треугольников необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что каждой из формул для косинус альфа, синус альфа и тангенс альфа связываются еще две формулы:
cos альфа=АС/АВ, АС=АВcos альфа, АВ=АС/cos альфа
sin альфа=ВС/АВ, ВС=АВsin альфа, АВ=ВС/sin альфа
tg альфа=ВС/АС, ВС=АСtg альфа, АС=ВС/tg альфа
Разработайте опорный конспект для доказательства тригонометрических тождеств.
Назовите основные виды задач на решение прямоугольного треугольника.
Основные тригонометрические функции: y=sin x, y=cos x, y=tg x, y=ctg x.
Функция y=sin x и ее свойства:
1) область определения - R;
2) множество значений [-1;1];
3) функция нечетная, так как sin (-x)= - sin x и область определения симметрична относительно нуля.
4) функция периодическая с наименьшим периодом 2п. Поэтому для построения графикаэтой функции построить кривую на отрезке [-п;п] и продолжить ее влево и вправо с периодом 2п.
5) нули функции: х=пк, к принадлежит Z;
Графиком является кривая, называемая синусоидой.
Функция y=cos x и ее свойства:
1) область определения - R;
2) множество значений [-1;1];
3) функция является четной;
4) функция периодическая с наименьшим периодом 2п;
5) нули функции: х=(п/2)+пк, к принадлежит Z;
Графиком является кривая, называемая косинусоидой.
Функция y=tg x и ее свойства:
1) область определения функции х не равно (п/2)+пк, к принадлежит Z;
2) множество значений - R;
3) нули функции : х=пк, к принадлежит Z;
Графиком является кривая, называемая тангенсоидой.
Функция y=сtg x и ее свойства:
1) область определения функции х не равно пк, к принадлежит Z;
2) множество значений - R;
3) функция нечетная;
4) функция периодическая с наименьшим положительным периодом п;
5) нули функции: х=(п/2)+пк, к принадлежит Z;
Графиком является кривая, называемая котангенсоидой.
- 1. Пропедевтический курс геометрии в 5-6 классах.
- 2.Методика изучения геометрических построений в курсе геометрии.
- 3. Методика введения понятия вектора и изучения операций над векторами в курсе планиметрии.
- 4. Декартовы координаты. Координатный метод в курсе геометрии.
- 6. Понятие площади плоских фигур. Различные подходы к определению понятия площади.
- §4 Площади и объемы. П.18 Площадь
- Глава 7. Треугольники и четырехугольники.
- 7. Методика изучения геометрических построений в курсе стереометрии: изображение пространственных фигур, построение сечения многогранников плоскостью.
- Анализ учебника л.С. Атанасяна 10-11 кл. «Геометрия»
- Пересечение многогранников плоскостью.
- Примеры задач.
- 8. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей.
- 9.Методические подходы к изучению объемов многогранников.
- 10. Методические подходы к изучению объемов тел вращения (на примере учебников геометрии)
- Наиболее эффективный план изучения отрицательных и положительных чисел в курсе VI класса:
- 12. Иррациональные уравнения и неравенства. Способы их решения.
- 13. Роль и значение функций в школьном курсе математики. Общая последовательность изучения функций.
- 14. Методика изучения линейных и квадратичных функций.
- 15 . Методика изучения квадратных уравнений и неравенств
- 16. Методика изучения уравнений и неравенств, содержащий знак абсолютной величины.
- 17. Виды и методы решения текстовых задач
- Глава III. Степень с натуральным показателем. (10)
- Глава V. Формулы сокращенного умножения. (5)
- 18. Методика изучения тригонометрических функций в школьном курсе алгебры и начал анализа
- 19. Методика изучения тригонометрических уравнений и неравенств.
- Глава 3. Тригонометрические функции.
- §4. Тригонометрические уравнения
- Глава 1. Тригонометрические функции.
- §3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
- Глава 6. Тригонометрические функции.
- §5. Тригонометрические уравнения и неравенства.
- 20. Методика изучения показательной и логарифмической функции.
- 21. Методика изучения показательных уравнений и неравенств.
- Глава 3. Показательные функции 10(I вариант) 9(iIвариант)
- 22. Методика изучения логарифмических уравнений и неравенств.
- 23. Формирование понятия производной.
- 24. Формирование понятия определенного и неопределенного интеграла.
- Глава VI. Элементы математического анализа – 36 часов. Из них на изучение интегралов 5-6 часов.
- 25. Основные цели введения элементов комбинаторики и теории вероятностей. Общая последовательность изучение данного раздела.