logo
Частная методика

18. Методика изучения тригонометрических функций в школьном курсе алгебры и начал анализа

Тригонометрические функции являются первыми трансцендентными функциями, изучаемыми в школьном курсе математики.

Их роль и место в нем определяются главным образом двумя сторонами применения этих функций в теории и практике.

Во-первых, тригонометрические функции дают замечательный вычислительный аппарат для решения разнообразнейших задач планиметрии и стереометрии.

Во-вторых, учение тригонометрических функций позволяет весьма наглядно, просто и убедительно продемонстрировать важнейшие свойства функций: периодичность, четность и нечетность, ограниченность, монотонность.

Основная цель – изучить свойства и графики тригонометрических функций.

Изучение тригонометрических функций у Н.Я. Виленкина, А.Г. Мордковича и С.М.Никольского начинается в 10 классе. А у А.Н. Колмогорова и Ш.А. Алимова изучение начинается в 11 классе.

Почасовая раскладка:

Учебник

А

Б

В

Ш.А. Алимов

10

14

19

А.Н. Колмогоров

18

19

23

С.М.Никольский

15

18

21

А.Г. Мордкович

28

В 6 классе функция имеет наглядную геометрическую интерпретацию, т.е задается таблично. В 9 классе в учебниках Ш.А. Алимова и Н.Я. Виленкина дается только определение sin,cos, tg, ctg, углов и. В 10 классе у Н.Я. Виленкина и Ш.А. Алимова даются только свойства тригонометрических функций.

Сведения о понятия табличных значений накопленные до 8 класса, недостаточны для строгого определения тригонометрических функций и описания их свойств. Поэтому к тригонометрическим функциям, изучаемым в 8 классе на индуктивной и наглядной основе приходится возвращаться в 10, 11 классах, с тем чтобы завершить логически удовлетворительное изложение материала.

В курсе алгебры и начал анализа осуществляется последний, заключительный этап изучения тригонометрических функций. В него входят:

Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова:

Возможные пути введения тригонометрических функций в школе:

Более подробно остановимся на первом этапе изучения тригонометрических функций.

В учебниках Н.Я Виленкина (9классе) и А.Н.Колмогорова (11классе) косинус, синус и тангенс определяется не для произвольного острого угла, а для "острого угла прямоугольного треугольника". Например, косинус острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Приведем некоторые методические рекомендации:

1. Построить на миллиметровой бумаге прямоугольный треугольник АВС.

2. Обозначить величину острого угла А буквой альфа.

3. Измерить (по клеткам) прилежащий катет АС и гипотенузу АВ.

4. Вычислить отношение АС/АВ.

5. Записать значение косинуса альфа (для альфа не указывается его конкретное значение).

6. Измерить транспортиром угол альфа, найти его величину и записать значение косинус этого угла данного прямоугольного треугольника.

7. Проделать с 1-6 для острых углов других прямоугольных треугольников.

cos альфа=АС/АВ, АС=АВcos альфа, АВ=АС/cos альфа

sin альфа=ВС/АВ, ВС=АВsin альфа, АВ=ВС/sin альфа

tg альфа=ВС/АС, ВС=АСtg альфа, АС=ВС/tg альфа

Основные тригонометрические функции: y=sin x, y=cos x, y=tg x, y=ctg x.

1) область определения - R;

2) множество значений [-1;1];

3) функция нечетная, так как sin (-x)= - sin x и область определения симметрична относительно нуля.

4) функция периодическая с наименьшим периодом 2п. Поэтому для построения графикаэтой функции построить кривую на отрезке [-п;п] и продолжить ее влево и вправо с периодом 2п.

5) нули функции: х=пк, к принадлежит Z;

Графиком является кривая, называемая синусоидой.

1) область определения - R;

2) множество значений [-1;1];

3) функция является четной;

4) функция периодическая с наименьшим периодом 2п;

5) нули функции: х=(п/2)+пк, к принадлежит Z;

Графиком является кривая, называемая косинусоидой.

1) область определения функции х не равно (п/2)+пк, к принадлежит Z;

2) множество значений - R;

3) нули функции : х=пк, к принадлежит Z;

Графиком является кривая, называемая тангенсоидой.

1) область определения функции х не равно пк, к принадлежит Z;

2) множество значений - R;

3) функция нечетная;

4) функция периодическая с наименьшим положительным периодом п;

5) нули функции: х=(п/2)+пк, к принадлежит Z;

Графиком является кривая, называемая котангенсоидой.