2. Методы, основанные на подобии треугольников.
2.1 «Подобие треугольников». [1, п. 59]
1.? BOC~?AOD (по 2-м углам BOC=AOD=90° и CBO=ADO как накрест лежащие при BCAD, BD - секущая) y= 4/3x, x3 (половины AC)
2.По теореме Пифагора:?AOD: AD= (8-х)2+ (6-у)2,
y=4x/3AD=v25/9x2 - 100/3+100.
3. ? BOC: BC=5x/3 (по т.Пифагора).
4. MN= (AD+BC)/2, подставим: AD=v25/9x2-100/3+100 и BC=5x/3 получим: 3l2-5lx+25x-75=0. MN=25x2-12(25x-75) =25(x-6)2, MN= (10x-30)/6=5x/3-50 - посторонний корень, MN= (5x-5x+30)/6=5
Ответ: MN=5.
2.2 «Коэффициент подобия треугольников». [1, п. 59]
1.? BOC~?AOD 8-х=kx
6-y=ky
x=8/k+1
y=6/k+1 (k - коэффициент подобия)
2. Рассмотрим? BOC и ?AOD. По теореме Пифагора BC=vx2+y2, AD=v(8-х)2 + (6-у)2
3.MN=(AD+BC)/2 подставим x и y: MN = v(82/(k+1)) + 62/ (k+1))*(k+1))/2=v100/2=5
Ответ: MN = 5.
2.3 «Метод тригонометрической замены». [7].
1. ?BOC~?AOD (CBO=ADO - накрест лежащие при BCAD (по определению трапеции) и BD-сек.) x/(8-x)=a/ba+b=8a/x. 2. MN= (a+b)/2=4a/x.
3.х/(8-х)=у/(6-у), то х/у=4/3.
4. ?BOC: sin=х/а, tg=x/y=4/3, sin=4/5MN=4/sin=5.
Ответ: MN = 5.
3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника
3.1 « Методы площадей и тригонометрия» [1,п. 66]
1. BB1=CC1=h
2. SABCD=Ѕ*d1d2*sinб=24.
3. SABCD=MN*h
4. Рассмотрим ?BB1D: sinб=(90-б)=h/6cosб=h/6.
5. Рассмотрим ?CC1A:sinб=h/8.
6. По основному тригонометрическому тождеству: sin2б+cos2б=1 h2/36+h2/64 =1h =24/5.
7. Приравняв обе формулы площади трапеции, мы получим: MN=24/h=5.
Ответ: MN = 5.
3.2 «Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника и подобие треугольников». [1,п. 66]
1. ?BOC~?AOD (AOD=BOC=90, CBO=ADO - накрест лежащие при BCAD)y=4x/3.
2. Рассмотрим ?BOC tg=4/3cos =3/5(1+tg2 = 1/cos2) 3. Рассмотрим ?BOC OC/BC = cos BC = OC/cos = 5x/3 4. Рассмотрим ?AOD AO/AD = cos AD = AO/cos = 5(6-x)/3 5. MN = (AD+BC)/2 = (5(x-6)/3+5x/3)/2 = 10/2 = 5
Ответ: MN = 5.
3.3 «Метод высот» [1,п. 66]
1. Д.П.: Построим BFAD и CDAD BE=CE=H
2. AE=62-H2 (ACE, по теореме Пифагора), FD=82-H2 (DBF, по теореме Пифагора).
3. AE+FD=36-H2 +64-H2=AF+FE+ED+EF=a+b.
4 MN=(a+b)/2=(36-H2 +64-H2)/2.
5. ?BOC~?AODtg=4/3
6. ACE: tg=CE/DE=H/36-H2 =4/3
7. Решаем уравнение: 3H=436-H2, H=4,8
8. Подставим H = 4,8 в уравнение: MN=(36-H2 +64-H2)/2 MN = (3,6+6,4)/2 = 5. Ответ: MN = 5.
4. Координатный метод. [5, §61-62; 2п. 39]
1. Зададим оси координат по прямым: BD и AC точка О(0; 0)
2. Координаты вершин: A(0; a-8); B(b-6; 0); C(0; a); D(b; 0).
3. Найдем координаты точек M, N:
M((b-6)/2; (a-8)/2), N(b/2; a/2)
4. Найдем длину
MN=((b-8)/2-b/2)2+((a-8)/2-2/2)2=32+42=5
Ответ: MN =5.
5. Методы, использующие векторный аппарат
5.1 «Сложение векторов». [2, п.39]
1. AD=AO+OD, BC=BO+OC (метод треугольника)
2. AD+BC = AO+OD+BO+OC = AC+BD
AC+BD = 2AD*BC*cos0+BC2+AD2 = =AC2+2AC*BD*cos90+BD2 AD+BC =10.
3. MN = (AD+BC)/2=5.
Ответ: MN = 5.
5.2 «Коллинеарные векторы» [2, п.39]
1. MO и ON - коллинеарные.
2. MO = Ѕ(BO+OC), ON = Ѕ (OA+OD) MO+ON = MN = =Ѕ(BO+CO+OA+OD) MN = Ѕ(CA+BD),
MN2 = ј (CA2+2CF*BD*cos90+BD2), MN2 = ј(62+82)=5
3. В методе 1.3 мы доказали, что M1N1 равна средней линии трапеции, следовательно MN =5.
Ответ: MN = 5.
ЙЙ. Исследование
Для того, что бы узнать какие из представленных в работе способов будут использовать ученики, для решения это задачи, мы предложили решить эту задачу группе учащихся 8-11 классов МОУ «Кормиловский лицей». Задачу решали 9 человек 8-9 классов и 8 человек 10-11 классов, наиболее интересующихся математикой. Оказалось, что ученики, чаще всего используют «метод, основанный на подобии треугольников» (2) с использованием теоремы Пифагора (Приложение 1). Но из-за того, что получались сложные подкоренные выражения, 3 ученика 8 класса недорешали эту задачу. Полученные данные представлены в диаграмме 1.
Методы решения, используемые учениками 8-11 классов (до консультации)
Диаграмма 1
Далее мы ознакомили учащихся 8-11 классов со списком методов решения данной задачи. И предложили решить ее как можно большим числом методов. Полученные результаты представлены в приложении 2. После консультации 1 ученик 8 класса решил еще одним методом и 1 ученик 9 класса решил эту задачу еще тремя методами. Учащиеся 10-11 классов решили эту задачу еще 3-7 методами (Диаграмма 2)
Учащиеся не использовали при решении задачи следующие методы:
· метод, использующий векторный аппарат;
· «сложение векторов»;
· «коллинеарные векторы»;
· первый, второй признаки равенства треугольников;
· коэффициент подобия треугольников;
· метод тригонометрической замены.
Методы решения, используемые учениками 8-11 классов (после консультации)
Диаграмма 2.
Заключение
В ходе нашей работы было выявлено 15 различных методов решения конкретной планиметрической задачи.
1. Методы, использующие дополнительные построения (ДП);
1.1. «Прямая, параллельная диагонали»
1.2. «Средние линии треугольников»
1.3. «Середины сторон трапеции»
1.4. «Первый признак равенства треугольников»
1.5. «Второй признак равенства треугольников»
1.6. «Признаки равенства прямоугольных треугольников, свойства параллельных прямых»
- Введение
- I. Различные методы решения планиметрической задачи на примере конкретной задачи
- 1. Методы, использующие дополнительные построения (ДП)
- 1. Методы, использующие дополнительные построения (ДП);
- 1.2 «Средние линии треугольников»
- 1.3 «Середины сторон трапеции»
- 1.4 «Первый признак равенства треугольников»
- 1.5 «Второй признак равенства треугольников»
- 1.6 «Признаки равенства прямоугольных треугольников, свойства параллельных прямых»
- · методы, основанные на подобии треугольников;
- 2. Методы, основанные на подобии треугольников.
- 2. Методы, основанные на подобии треугольников
- 2.1. «Подобие треугольников»
- 2.3 «Метод тригонометрической замены». [7].
- 3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника
- 3. Методы, использующие соотношение между углами и сторонами треугольника
- 3.2 «Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника и подобие треугольников». [1,п. 66]
- 3.2. «Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника и подобие треугольников»
- 3.3. «Метод высот»
- · методы, использующие векторный аппарат.
- 5. Методы, использующие векторный аппарат
- 5. Методы, использующие векторный аппарат.
- 5.1. «Сложение векторов»
- Заключение
- 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- Тема 1. Векторный метод решения планиметрических задач
- § 1. Обучение различным методам и способам решения задач
- Методы решения задач
- Тема: Методы решения планиметрических задач.
- Геометрия (Прямые, плоскости и углы в пространстве. Координаты и векторы. Многогранники, тела и поверхности вращения. Элементы вычислительной геометрии)
- Лекция 11. Методика изучения координат, векторов и геометрических преобразований в пространстве в школьном курсе стереометрии.
- 3. Структура дисциплины