Больничное дело
Больничное дело в Халифате с самого начала испытало значительное влияние персидских (иранских) и византийских традиций. Само название арабской больницы — бимаристан — персидское. По преданию, еще во времена пророка Мухаммеда некоторые его родственники изучали медицину в Гундишапуре (см. с. 215) на территории Персии, а сам Мухаммед получал свои познания о медицине от врача ал-Харта ибн Каладаха (al-Harth ibn Khaladah), который родился в Мекке в середине VI в. и обучался в Гундишапурской медицинской школе.
Создание больниц в Халифате с самого начала было делом светским и являлось актом благотворительности1. В те времена на Востоке (как и на Западе) были широко распространены многие заразные болезни: дизентерия, лепра, малярия, туберкулез, тифы, а также паразитарные, глазные и многие другие болезни. Эпидемии и пандемии чумы и оспы уносили тысячи жизней (особенно в период арабских завоеваний, VII — середина VIII в.). Большинство детей умирало в младенчестве. Средняя продолжительность жизни не превышала 35 лет. Врачи оказывались беспомощными перед лицом большинства заболеваний.
Все это обусловило появление первых больниц. Основная идея их учреждения заключалась в проявлении сострадания и благотворительности, а позднее — в создании условий для сохранения очагов медицинской профессии2.
1 Khairallah Л.А. Outline of Arabic contribution to Medicine. — Lebannon, 1946. — P. 59 — 73.
2 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. — P. 137.
224
Исламские больницы не предназначались для решения проблемы обеспечения медицинской помощью всех нуждающихся. Их количество было несоизмеримо малым по сравнению с численностью населения, и основную врачебную помощь продолжали оказывать частнопрактикующие врачи. Создавались больницы на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансировались, поэтому посещение больниц было бесплатным.
Согласно сообщению историка ал-Макризи (al-Maqrizi, 1364— 1442 гг.), первый приют для больных в мусульманском мире был сооружен в 707 г. во времена династии Омейядов при халифе ал-Валиде (705 — 715 гг.). Предназначался он для больных лепрой. Приюты для душевнобольных, слепых и престарелых стали строить во времена Аббасиддов.
Первая исламская больница общего типа была основана в Багдаде около 805 г. по велению халифа Харуна ал-Рашида христианским врачом Джибраилом ибн Бахтишу (третьим в знаменитой династии армянских врачей Бахтишу). По ее подобию стали строить больницы и в других провинциях Халифата.
Так, первая большая мусульманская больница на территории Египта была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном (868 — 884 гг.). Она предназначалась исключительно для бедного населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.
Постепенно число больниц в Халифате увеличивалось. К началу X в. в Багдаде было пять больших больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц и приютов.
К XII в. почти в каждом большом городе имелись больницы общего типа. Обслуживающий персонал больниц состоял из врачей и немедицинского персонала. При больницах имелись библиотеки, аптеки, кухня, мечеть; в редких случаях сооружались внутренние дворики с фонтаном и бассейном. Начиная с XIII в. при больницах начали создавать медицинские школы (см. с. 227).
Наибольшей популярностью в средневековом исламском мире пользовались три крупные больницы: «ал-Адуди» в Багдаде, «ал-Нури» в Дамаске и «ал-Мансури» в Каире.
Багдадская больница «ал-Адуди» была построена в 981 г. по повелению правителя Адуд ал-Даулаха (949 — 983 гг.), который широко покровительствовал развитию наук и искусств. Располагалась она на западном берегу Тигра, в том самом месте, которое еще ал-Рази (850 — 923 гг.) определил, как самый здоровый район Багдада: подыскивая место для больницы, он, будучи главным врачом Багдада, приказал своим помощникам развесить в разных районах города кусочки свежего мяса; там, где мясо менее всего подверглось гниению, и была построена его больница. В этом же районе города располагался и дворец халифа Харун ал-Рашида (789 — 809 гг.).
Больницу «ал-Адуди» обслуживали 24 врача, санитары (араб, mu'aliguna), слуги (араб, huzzari), привратники {араб, bawwabuna), управители (араб, wukala)
15 Сорокина
и надзиратели (араб, naturuna). Количество пациентов исчислялось десятками. Больница состояла из нескольких павильонов, в которых было множество комнат, обставленных с большим комфортом. В каждое помещение подавалась проточная вода из р. Тигр. В настоящее время никаких следов этой больницы не сохранилось. Среди выдающихся врачей, которые ее возглавляли, были Ибн ал-Талмит (XII в., см. с. 218) и армянские врачи-христиане из династии Бахтишу.
Другая знаменитая больница «ал-Нури» была основана в Дамаске Нуром ал-Дин Занги около 1154 г. На протяжении XII —XIII вв. она была видным медицинским центром, куда приходили посетители из далеких земель (с территории Испании, Египта, Ирака). Одно из зданий этой больницы сохранилось до наших дней (в нем располагается Музей арабской медицины и науки, рис. 108).
Рис. 108. Больница ал-Нури в Дамаске, основанная в 1154 г. халифом Нуром ал-Дин
Однако самой знаменитой больницей арабоязычного мира была больница «ал-Мансури» в Каире, основанная в 1282 г. (после распада Халифата) правителем Ал-Малик ал-Мансур Калаву-ном. Будучи еще принцем, ал-Мансур излечился от колик в больнице «ал-Нури» в Дамаске. Исцеление и сама больница произвели на принца неизгладимое впечатление, и он поклялся создать нечто подобное в Каире, когда взойдет на трон и станет халифом. Его
нованиаи в i ю-т i. /чи, ,..^r_ Jr_
Занги (ныне — Музей арабской медицины и »~>~.-*~ -
науки). Внизу — фрагмент экспозиции Музея, воля была блистательно исполнена: в Фото предоставлено автором. 2002 г. 1284 г. в помещении бывшего дворца
была открыта больница его имени. По
свидетельству историков, в мусульманском мире не было равной ей ни по внешнему виду, ни по внутреннему убранству и оснащению; сотни больных свободно размещались в мужских и женских помещениях в соответствии с их заболеваниями. Обслуживавшие их врачи (мужчины и женщины) специализировались в разных областях медицинских знаний. В этой больнице работал и Ибн ал-Нафис. Больница «ал-Мансури» функционировала вплоть до 1915 г. Даже в наши дни в ней располагается глазная больница.
Были в Халифате и специальные военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во
226
время военных походов, наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омейядах прославилась окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Однако в целом медицина была мужской профессией, даже в таких ее областях как гинекология и родовспоможение.
Рис. 109. Приготовление лекарства. Иллюстрация из рукописного перевода на арабский язык труда Диоскорида «О лекарственных средствах». 1224 г. Киев. Киевский музей западного и восточного искусства
В Халифате не существовало единых правил или требований для приступающих к врачебной практике. Не было и единой системы обучения врачей, поэтому весьма часто они начинали свою практику, имея лишь теоретические познания, почерпнутые ими из рукописей.
Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.
Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались у философов, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина (см. с. 232).
Другие обучались искусству врачевания у своих родителей-врачей; как пра вило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструмен тов и всегда — обилие пациентов для развития практических навыков. Эта традиция, как правило, существовала в семьях христианских врачей (напри мер, династия Бахтишу).
Некоторые приходили на обучение к известным врачам (таким, как ал- Рази) и получали у них уроки дома или в мечетях, а позднее и в больницах (после их появления в начале IX в.).
Медицинских школ в Халифате еще не существовало, — они появились в исламском мире достаточно поздно — в XIII в., т. е. после распада Халифата на ряд независимых государств. Первые исламские медицинские школы при боль ницах появились в Османской империи (на территории Турции). В них прини мали мальчиков в возрасте около 15 лет. Ученики постоянно проживали при больнице в течение всего периода обучения, имели в своем распоряжении богатые книгами библиотеки. Основной учебной литературой служили 16-том-
227
Рис. 110. Больница и медицинская школа Комплекса Байезида II (XV в.): 1 — больница на 32 места, 2 — аптека, 3 — галерея для приема приходящих больных, 4 — медицинская школа на 18 учащихся
ный манускрипт работ Галена, составленный в Александрии, «Гиппократов сборник», работы Диоскорида (рис. 109), Аристотеля, Платона, ал-Рази, ал-Захрави и, особенно, Ибн Сины. Обучение было как теоретическим (изучение текстов, комментарии учителя, вопросы и ответы), так и практическим, — в больнице всегда было много пациентов, за которыми ученики ухаживали под присмотром своих учителей и даже принимали участие в их лечении. (Созданию медицинских школ при больницах предшествовали медресе, или Мадраса (араб, madrasd) — тип мусульманской школы, сложившейся к X столетию; в библиотеках некоторых медресе найдены книги по медицине, что свидетельствует о начальных элементах медицинского образования.)1
Типичным примером исламской медицинской школы может служить медицинская школа при больничном комплексе Байезида II, построенном в Эдирне (территория Турции) в 1484—1488 гг. по велению султана Османской империи Байезида II (1481 — 1512 гг.). В течение одного года в ней обучались 18 учеников-мальчиков. Располагалась школа в отдельном здании прямоугольной формы (рис. ПО), внутри которого имелся большой внутренний двор. В него выходили все помещения школы, как жилые, так и учебные. Каждый учащийся имел в здании школы свою комнату и получал именем султана полное обеспечение (проживание, обслуживание, питание и два ак£,е в день на карманные расходы). Заметим, что учитель получал 50 аЦе в день, а помощник учителя — 7 ак^е. Помимо преподавателей, в школе работали три администратора, которые следили за общим порядком и организацией учебного процесса.
Занятия проводились в специальном просторном зале с внутренним балконом, откуда ученики могли наблюдать за действиями учителей. Обучение велось на турецком языке. Известно, что в первые годы существования школа имела около 30 рукописных книг на арабском, персидском и турецком языках. Образование в классической традиции того времени сосредотачивалось на изучении текстов. Получив базовые теоретические знания, ученики продолжали свое обучение на приеме приходящих больных и в больнице, у постели больного под руководством врачей-специалистов2.
Ныне этот комплекс является Музеем здоровья Тракайского университета.
На первоначальном этапе развития арабо-мусульманской цивилизации ученые средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, до-
1 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. - P. 129-130.
2 Сорокина Т. С. Средневековый больничный комплекс султана Байезида II (Эдирне, Тур ция) // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. — 2003. — № 2. — С. 55— 57.
228
полнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к началу классического Средневековья, в том числе и в области медицины. В дальнейшем они внесли свой весомый вклад в развитие медицинской науки и практики. Это становление и развитие алхимии, фармации и фармакопеи; развитие больничного дела, учреждение высокоорганизованных больниц и распространение медицинской помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; создание библиотек и систематизация научного знания. Они оказали значительное влияние на развитие наук в Западной Европе, приблизив тем самым эпоху Возрождения.
«Вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий», — писал С. Г. Ковнер1.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля