Армения
Одним из важнейших цивилизационных центров Средневековья была Армения. На рубеже III и IV вв. в Армению из восточных провинций Римской империи пришло христианство. В конце IV в. был изобретен армянский алфавит. В результате арабских завоеваний VII в. Армения была включена в состав Халифата. К исламизации страны это не привело, и после распада Халифата (IX в.) Армения восстановила свою государственность. В XI в. под натиском тюрок-сельджуков армянское государство распалось на ряд княжеств, которые в XIII в. подверглись нашествию монголов, а затем — войск Тимура. Непрерывные войны и нашествия завоевателей привели к массовой эмиграции армян в другие страны и созданию влиятельных армянских диаспор и научных центров сначала в Западной Азии, а затем в Европе и Америке. В борьбе с иноземным мусульманским господством (XVI —XVII вв.) армянский народ пришел к сближению с христианской Россией, что было закреплено Георгиевским трактатом 1783 г.
235
Рис. 115. Мхитар Гераци. XII—XIII вв.
Древняя Армения стала одной из первых территорий, где начало развиваться больничное дело. «Армянская каноническая книга» свидетельствует о создании в Армении первых лепрозориев уже в III в. (около 290 г.). В IV в. лепрозории и больницы строились повсеместно, в уединенных местах. Содержались они за счет церквей, монастырей и частных пожертвований. В целях предупреждения распространения лепры воспрещались браки с лепроз-ными больными и членами их семей, а также разрешалось расторжение брака с заболевшими лепрой. Эти положения законодательно закреплены в армянских «Судебниках» (ИЗО, 1184 и 1265 гг.).
Профилактика болезней издавна считалась важным средством сохранения здоровья. Так, согласно определению врачевания, которое дал древнеармянс-кий философ Давид Анахт (V—VI вв.) в своем произведении «Определение философии»: «Врачевание есть творец здоровья, ибо целью врачевания является либо сохранение здоровья, либо восстановление утраченного».
Одним из выдающихся врачей средневековой Армении был Мхитар Гераци (XII в.) — философ, врач и астроном (рис. 115). В 1184 г. он закончил свой основной труд «Утешение при лихорадках», в котором высказал предположение о контагиозности заразных болезней (за 300 лет до Джироламо Фракасто-ро, см. с. 288), описал их развитие и известные в то время способы лечения. На пять веков раньше Бернардино Рамаццини (см. с. 466) он рассуждал о связи заболеваний с профессиями — кузнецов, стеклодувов и т.п.
Большой вклад в развитие армянской медицины внес Амирдовлат Амасиа-ци (XV в.). Известно девять его сочинений, среди которых трактаты «Польза медицины» о влиянии климатических условий и окружающей природы на здоровье и лечение болезней, энциклопедический словарь сложных лекарственных средств «Ненужное для неучей» и «Лекарствоведение».
В XI —XIII вв. в ряде городов Армении (Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре и др.) появились школы высшего типа, в которых изучали лекарствоведение и медицину, анатомию и хирургические приемы. В отличие от многих других стран того времени в средневековой Армении анатомирование трупов не запрещалось, что имело своим следствием относительно высокие познания в этой области медицины.
За пределами собственно Армении на протяжении всего Средневековья успешно развивались центры национальной армянской культуры, а армянские врачи пользовались заслуженной славой1. Среди них наиболее известными были три очага армянской медицины: 1) в г. Кессария (Византийская империя), где
1 Оганесян Л. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. В 5 ч. Ереван: Тип. АН Арм. ССР, 1946- 1947.
236
уже в IV в. славилась больница («Basilea»), основанная в 370 г. епископом Кес-сарии Василием Великим, 2) медицинская школа в Гундишапуре (юг Ирана, территория Халифата), где в VIII —IX вв. работала знаменитая династия армянских врачей Бахтишу (см. с. 215), и 3) центр врачевания в г. Севастия (недалеко от Кессарии), где жили и работали видные армянские врачи периода Позднего средневековья Овасап, Буниат и Асар1.
Овасап Себастаци (первая половина XVI в.) — первый представитель армянской медицинской школы в Севастии, явился преемником и продолжателем идей Амирдовлата Амасиацы. В своих представлениях о здоровье и болезни Овасап придерживался античной традиции и исходил из гуморальной теории и учения о четырех субстанциях (воздух, вода, земля и огонь), которым соответствуют четыре состояния (холод, сырость, сухость и жар). С этих позиций он объяснял бесконечное разнообразие существ и зарождение человеческой жизни, возникновение болезней и их лечение. Овасап подробно изложил анатомию, взаимное расположение и функции органов человеческого тела, критикуя порой Галена. Сердце он описывает как мышечный орган, разделенный на четыре полости и помещенный в сумку. Головной мозг он считал вторым по значению после сердца. В стенках желудка и кишечника он выделял три слоя, а органы чувств считал вершиной творения человека. Его главный труд «Отменный лечебник кардинальных влаг» хранится в Матенадаране им. Маш-тоца (Ереван). Овасап известен так же как летописец, переводчик и переписчик ценных рукописей.
Буниат Себастаци (XVI —XVII вв.) — автор «Книги о медицине» и «Книги врачебного календаря» (Матенадаран им. Маштоца). В них особое внимание уделяется лечению внутренних болезней (описаны симптомы и обследование больного, прогноз, выздоровление, уход за больным, диета). В последних главах «Книги о медицине» описаны лекарственные средства, которые могли бы заинтересовать и современных врачей. Например, «отменное лекарство, которое рассеивает помутнение и предотвращает кровоизлияние на белках [глаз]... Возьми жемчуг без дырочек, желчь куропатки и мускатных орешков, измельчи в равных долях и всыпь в глаз, — это достойное высшей похвалы, царское лекарство». Буниат был также блистательным редактором и комментатором рукописей своих предшественников (Амасиаци и других).
Асар Себастаци (первая половина XVII в.) — самый видный представитель армянской медицинской школы Севастии, филолог, врач и астроном. Его труд «Книга о врачебном искусстве» признается наиболее ценным произведением армянской медицинской литературы XVII в. Она состоит из двух частей. В первой — «Книге, в коей указаны причины заболеваний» — рассматриваются десять болезнетворных факторов, от полученных при рождении от родителей до влияний окружающей среды. Во второй части — «Книге о мастерстве врачевания» — излагаются признаки и методы лечения болезней сердца, сосудов, легких, полости живота, почек, мочевого пузыря и других органов. Некоторые фармакологические рецепты Асара заслуживают внимания и в наши дни. Так, им описано природное лекарственное средство для растворения и выведения камней из мочевого пузыря, которое издавна использовалось в армянской ме-
1 КарапетянД. М. Армянская медицинская школа Севастии. XVI—XVII вв.: Автореф. дис. канд. — М., 1983. - 170 с.
237
дицине. Благодаря Асару, до нас дошли неизвестные ранее тексты армянских врачей; например, большой фрагмент неизвестного труда Мхитара Гераци о строении глаз, который Асар включил в главу «О строении и особенностях глаз» редактируемого им труда Абусаида (XII в.) «О строении человека».
Грузия
Первые рабовладельческие царства на территории Грузии появились в IV в. до н. э. В начале IV в. н. э. из восточных провинций Римской империи на терри торию Грузии проникло христианство. К тому времени в Грузии существовало как народное врачевание, так и светская медицина1. I
После освобождения от арабского владычества (конец IX в.) главным оча- \ гом медицинской культуры Грузии была Гелатская академия (рис. 116), осно- ; ванная в XII в. царем Давидом IV при христианском монастыре недалеко от | Кутаиси.
Первые грузинские христианские приюты и больницы появились в XI в.: при ; Афонском Иверском монастыре (1054, 1502 гг., на п-ве Халкедон) и Петри-цонском грузинском монастыре (1083 г., территория Болгарии), где в течение 20 лет протекала деятельность грузинского философа Иоанна Петрицонели. } После создания Гелатской академии Иоанн Петрицонели (XI —XII вв.) стал ее главой, преподавал философию и медицину, перевел на грузинский язык трактат Немесия Эмесели «О природе человека».
Среди оригинальных сочинений грузинских врачей Средневековья самым ранним энциклопедическим сводом является «Несравненный карабадин» («Ус-цоро карабадини»), составленный Кананели в XI в. В нем изложены представления о строении тела, лечении заболеваний внутренних органов и наружных покровов, переломов, вывихов, укусов ядовитых животных, а также рекомендации по гигиене и различным диетам.
Самым значительным литературным памятником средневековой Грузии считается «Книга медицинская» («Цинги саакимо»), составленная Ходжа Ко пили (XIII в.) в 1206—1210 гг. по распоряжению первого визиря царицы Тама ры. Основой для этого труда послужила неизвестная арабская рукопись. Со ставлен он в стиле учебника и освещает все основные вопросы медицины того \ времени — от объяснения понятия «медицина» и изложения обязанностей врача до подробного описания каждого заболевания и методов его лечения в свете распространенной тогда гуморальной теории. [
Монгольское нашествие (XIII в.), а затем вторжение персов и турок значи- I тельно задержали развитие медицины в феодальной Грузии. В XVI в. начался j период ее восстановления — возрождения национальной культуры и медици- I ны. В Афонском Иверском монастыре была построена новая больница (1610 г.) и лепрозорий; переписывались древние манускрипты и создавались новые трактаты. Среди них выдающийся памятник грузинской литературы «Лечебная книга» («Карабадини») — оригинальное грузинское сочинение, составленное Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.). В нем, помимо общих вопросов медицины и лечения болезней, впервые в грузинской медицинской литературе описыва-
1 Шенгелия М. С. История медицины Грузии. — М.: Медицина, 1984. — 208 с. 238
ются яды и противоядия. До середины XX в. эта книга существовала лишь в рукописи и была издана на грузинском языке в 1950 г.
Рис. 116. Главный храм монастыря в Гела-
ти (Грузия), где в XII в. была открыта Гелат-
ская академия
Другой большой памятник средневековой грузинской медицины — «Книги царя Давида» («Иадигар Дауди). Ее автор Давид Батонишвили (XVI в.) был грузинским царем (1569—1578 гг.), позднее переехал в Стамбул. Свою книгу он писал для широкого круга читателей и потому анатомии или физиологии уделял меньше внимания, чем практическим вопросам медицины. Этот труд охватывает все основные разделы медицины: предупреждение болезней, гигиену, диететику, уход за больным и практические советы по лечению болезней, в том числе нервных и психических заболеваний. Особенно полно освещены вопросы диететики, рассмотрены свойства почти всех продуктов, лекарственных трав и цветов1.
XVI —XVII вв. стали периодом возрождения грузинской национальной медицины, укрепления связи с Россией и другими странами Европы и Азии.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля