logo
Glava_4

Армения

Одним из важнейших цивилизационных центров Средневековья была Ар­мения. На рубеже III и IV вв. в Армению из восточных провинций Римской империи пришло христианство. В конце IV в. был изобретен армянский алфа­вит. В результате арабских завоеваний VII в. Армения была включена в состав Халифата. К исламизации страны это не привело, и после распада Халифата (IX в.) Армения восстановила свою государственность. В XI в. под натиском тюрок-сельджуков армянское государство распалось на ряд княжеств, кото­рые в XIII в. подверглись нашествию монголов, а затем — войск Тимура. Не­прерывные войны и нашествия завоевателей привели к массовой эмиграции армян в другие страны и созданию влиятельных армянских диаспор и научных центров сначала в Западной Азии, а затем в Европе и Америке. В борьбе с иноземным мусульманским господством (XVI —XVII вв.) армянский народ пришел к сближению с христианской Россией, что было закреплено Георги­евским трактатом 1783 г.

235

Рис. 115. Мхитар Гераци. XII—XIII вв.

Древняя Армения стала одной из первых территорий, где начало разви­ваться больничное дело. «Армянская ка­ноническая книга» свидетельствует о создании в Армении первых лепрозо­риев уже в III в. (около 290 г.). В IV в. лепрозории и больницы строились по­всеместно, в уединенных местах. Со­держались они за счет церквей, монас­тырей и частных пожертвований. В це­лях предупреждения распространения лепры воспрещались браки с лепроз-ными больными и членами их семей, а также разрешалось расторжение бра­ка с заболевшими лепрой. Эти поло­жения законодательно закреплены в армянских «Судебниках» (ИЗО, 1184 и 1265 гг.).

Профилактика болезней издавна считалась важным средством сохранения здоровья. Так, согласно определению врачевания, которое дал древнеармянс-кий философ Давид Анахт (V—VI вв.) в своем произведении «Определение философии»: «Врачевание есть творец здоровья, ибо целью врачевания явля­ется либо сохранение здоровья, либо восстановление утраченного».

Одним из выдающихся врачей средневековой Армении был Мхитар Гераци (XII в.) — философ, врач и астроном (рис. 115). В 1184 г. он закончил свой основной труд «Утешение при лихорадках», в котором высказал предположе­ние о контагиозности заразных болезней (за 300 лет до Джироламо Фракасто-ро, см. с. 288), описал их развитие и известные в то время способы лечения. На пять веков раньше Бернардино Рамаццини (см. с. 466) он рассуждал о связи заболеваний с профессиями — кузнецов, стеклодувов и т.п.

Большой вклад в развитие армянской медицины внес Амирдовлат Амасиа-ци (XV в.). Известно девять его сочинений, среди которых трактаты «Польза медицины» о влиянии климатических условий и окружающей природы на здо­ровье и лечение болезней, энциклопедический словарь сложных лекарствен­ных средств «Ненужное для неучей» и «Лекарствоведение».

В XI —XIII вв. в ряде городов Армении (Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре и др.) появились школы высшего типа, в которых изучали лекарствоведение и медицину, анатомию и хирургические приемы. В отличие от многих других стран того времени в средневековой Армении анатомирование трупов не за­прещалось, что имело своим следствием относительно высокие познания в этой области медицины.

За пределами собственно Армении на протяжении всего Средневековья успешно развивались центры национальной армянской культуры, а армянские врачи пользовались заслуженной славой1. Среди них наиболее известными были три очага армянской медицины: 1) в г. Кессария (Византийская империя), где

1 Оганесян Л. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. В 5 ч. Ереван: Тип. АН Арм. ССР, 1946- 1947.

236

уже в IV в. славилась больница («Basilea»), основанная в 370 г. епископом Кес-сарии Василием Великим, 2) медицинская школа в Гундишапуре (юг Ирана, территория Халифата), где в VIII —IX вв. работала знаменитая династия ар­мянских врачей Бахтишу (см. с. 215), и 3) центр врачевания в г. Севастия (недалеко от Кессарии), где жили и работали видные армянские врачи пери­ода Позднего средневековья Овасап, Буниат и Асар1.

Овасап Себастаци (первая половина XVI в.) — первый представитель ар­мянской медицинской школы в Севастии, явился преемником и продолжате­лем идей Амирдовлата Амасиацы. В своих представлениях о здоровье и болезни Овасап придерживался античной традиции и исходил из гуморальной теории и учения о четырех субстанциях (воздух, вода, земля и огонь), которым соот­ветствуют четыре состояния (холод, сырость, сухость и жар). С этих позиций он объяснял бесконечное разнообразие существ и зарождение человеческой жизни, возникновение болезней и их лечение. Овасап подробно изложил ана­томию, взаимное расположение и функции органов человеческого тела, кри­тикуя порой Галена. Сердце он описывает как мышечный орган, разделенный на четыре полости и помещенный в сумку. Головной мозг он считал вторым по значению после сердца. В стенках желудка и кишечника он выделял три слоя, а органы чувств считал вершиной творения человека. Его главный труд «Отменный лечебник кардинальных влаг» хранится в Матенадаране им. Маш-тоца (Ереван). Овасап известен так же как летописец, переводчик и перепис­чик ценных рукописей.

Буниат Себастаци (XVI —XVII вв.) — автор «Книги о медицине» и «Книги врачебного календаря» (Матенадаран им. Маштоца). В них особое внимание уделяется лечению внутренних болезней (описаны симптомы и обследование больного, прогноз, выздоровление, уход за больным, диета). В последних гла­вах «Книги о медицине» описаны лекарственные средства, которые могли бы заинтересовать и современных врачей. Например, «отменное лекарство, кото­рое рассеивает помутнение и предотвращает кровоизлияние на белках [глаз]... Возьми жемчуг без дырочек, желчь куропатки и мускатных орешков, измель­чи в равных долях и всыпь в глаз, — это достойное высшей похвалы, царское лекарство». Буниат был также блистательным редактором и комментатором рукописей своих предшественников (Амасиаци и других).

Асар Себастаци (первая половина XVII в.) — самый видный представитель армянской медицинской школы Севастии, филолог, врач и астроном. Его труд «Книга о врачебном искусстве» признается наиболее ценным произведением армянской медицинской литературы XVII в. Она состоит из двух частей. В пер­вой — «Книге, в коей указаны причины заболеваний» — рассматриваются десять болезнетворных факторов, от полученных при рождении от родителей до влияний окружающей среды. Во второй части — «Книге о мастерстве враче­вания» — излагаются признаки и методы лечения болезней сердца, сосудов, легких, полости живота, почек, мочевого пузыря и других органов. Некоторые фармакологические рецепты Асара заслуживают внимания и в наши дни. Так, им описано природное лекарственное средство для растворения и выведения камней из мочевого пузыря, которое издавна использовалось в армянской ме-

1 КарапетянД. М. Армянская медицинская школа Севастии. XVI—XVII вв.: Автореф. дис. канд. — М., 1983. - 170 с.

237

дицине. Благодаря Асару, до нас дошли неизвестные ранее тексты армянских врачей; например, большой фрагмент неизвестного труда Мхитара Гераци о строении глаз, который Асар включил в главу «О строении и особенностях глаз» редактируемого им труда Абусаида (XII в.) «О строении человека».

Грузия

Первые рабовладельческие царства на территории Грузии появились в IV в. до н. э. В начале IV в. н. э. из восточных провинций Римской империи на терри­ торию Грузии проникло христианство. К тому времени в Грузии существовало как народное врачевание, так и светская медицина1. I

После освобождения от арабского владычества (конец IX в.) главным оча- \ гом медицинской культуры Грузии была Гелатская академия (рис. 116), осно- ; ванная в XII в. царем Давидом IV при христианском монастыре недалеко от | Кутаиси.

Первые грузинские христианские приюты и больницы появились в XI в.: при ; Афонском Иверском монастыре (1054, 1502 гг., на п-ве Халкедон) и Петри-цонском грузинском монастыре (1083 г., территория Болгарии), где в течение 20 лет протекала деятельность грузинского философа Иоанна Петрицонели. } После создания Гелатской академии Иоанн Петрицонели (XI XII вв.) стал ее главой, преподавал философию и медицину, перевел на грузинский язык трак­тат Немесия Эмесели «О природе человека».

Среди оригинальных сочинений грузинских врачей Средневековья самым ранним энциклопедическим сводом является «Несравненный карабадин» («Ус-цоро карабадини»), составленный Кананели в XI в. В нем изложены представ­ления о строении тела, лечении заболеваний внутренних органов и наружных покровов, переломов, вывихов, укусов ядовитых животных, а также рекомен­дации по гигиене и различным диетам.

Самым значительным литературным памятником средневековой Грузии считается «Книга медицинская» («Цинги саакимо»), составленная Ходжа Ко­ пили (XIII в.) в 1206—1210 гг. по распоряжению первого визиря царицы Тама­ ры. Основой для этого труда послужила неизвестная арабская рукопись. Со­ ставлен он в стиле учебника и освещает все основные вопросы медицины того \ времени — от объяснения понятия «медицина» и изложения обязанностей врача до подробного описания каждого заболевания и методов его лечения в свете распространенной тогда гуморальной теории. [

Монгольское нашествие (XIII в.), а затем вторжение персов и турок значи- I тельно задержали развитие медицины в феодальной Грузии. В XVI в. начался j период ее восстановления — возрождения национальной культуры и медици- I ны. В Афонском Иверском монастыре была построена новая больница (1610 г.) и лепрозорий; переписывались древние манускрипты и создавались новые трак­таты. Среди них выдающийся памятник грузинской литературы «Лечебная книга» («Карабадини») — оригинальное грузинское сочинение, составленное Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.). В нем, помимо общих вопросов медицины и лечения болезней, впервые в грузинской медицинской литературе описыва-

1 Шенгелия М. С. История медицины Грузии. — М.: Медицина, 1984. — 208 с. 238

ются яды и противоядия. До середины XX в. эта книга существовала лишь в рукописи и была издана на грузинс­ком языке в 1950 г.

Рис. 116. Главный храм монастыря в Гела-

ти (Грузия), где в XII в. была открыта Гелат-

ская академия

Другой большой памятник средне­вековой грузинской медицины — «Кни­ги царя Давида» («Иадигар Дауди). Ее автор Давид Батонишвили (XVI в.) был грузинским царем (1569—1578 гг.), по­зднее переехал в Стамбул. Свою книгу он писал для широкого круга читате­лей и потому анатомии или физиоло­гии уделял меньше внимания, чем практическим вопросам медицины. Этот труд охватывает все основные разделы медицины: предупреждение болезней, гигиену, диететику, уход за больным и практические советы по лечению болезней, в том числе нервных и психических заболеваний. Особенно полно освещены вопросы диететики, рассмотрены свойства почти всех про­дуктов, лекарственных трав и цветов1.

XVI —XVII вв. стали периодом возрождения грузинской национальной ме­дицины, укрепления связи с Россией и другими странами Европы и Азии.