logo
Glava_4

Характеристика эпохи

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значитель­ным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледель­ческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-госу­дарства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.

В VI в. н. э. Юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Персии, которые вели борьбу за проходившие там караванные

Рис. 101. Святой Георгий. Новгород. XV в.

Дерево. Темпера.

Москва. Государственная Третьяковская галерея

Вятку, другие Русские земли и одер­жал победу над Золотой Ордой на реке Угре (1480), определившей окончатель­ное свержение на Руси монголо-татар­ского ига.

Иван III стал величать себя Госуда­рем всея Руси. На его великокняже­ской печати были изображены: на од­ной стороне — двуглавый орел, на дру­гой — святой Георгий, пронзающий копьем дракона (рис. 101), и сделана надпись «Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси». Москва была объявлена преемницей павшей к тому времени Византии и центром право­славия. Ее стали называть «Москва — третий Рим». При Иване III был при­нят «Судебник» (1497), положивший начало прикреплению крестьян к зем­ле, — крестьянин мог переходить от одного хозяина (помещика) к друго­му только раз в году (в ноябре, за не­делю до и после Юрьева дня) при усло­вии уплаты компенсации.

С конца XV в. начинается возрожде торговые пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства Юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем — Сасанидского Ирана (572 — 628 гг.).

В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и при­вело к возникновению монотеистического учения — ислам [араб, islam — по­корность (Аллаху)] — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570 — 632 гг.), родом из Мек­ки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (араб, итта), положившую начало первому исламскому государству. В результате последую­щих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государ­ство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Хали­фат (араб, khalifat), в котором светская и духовная власти были сосредоточены в руках халифа («преемника и наместника» посланника Аллаха — пророка Му­хаммеда).

Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и рас­пад.

Первый период (632 — 750 гг.) истории Халифата связан с правлением пер­вых четырех халифов («наместников» пророка) — Абу-Бакра (632 — 634 гг.), Омара (634 — 644 гг.), Османа (644 — 656 гг.), Али (656 — 661 гг.) и династии Омейядов (661—750 гг.).

Начав свои завоевания, арабы столкнулись с могущественными державами того времени — Византийской империей и Государством Сасанидов. При пер­вых четырех халифах (632 — 661 гг.) в состав Халифата были включены обшир­ные византийские (Палестина, Сирия, Месопотамия, Закавказье, Кипр, Еги­пет, Ливия, Тунис) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.

В результате второго этапа завоеваний (во времена династии Омейядов, 661 — 750 гг.) были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии (Мавераннахр) и Афганистан. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Маке­донского и Римскую империю времен ее расцвета (рис. 102).

Вначале (до 661 г.) столица Халифата располагалась в Медине, в 661 — 750 гг. при Омейядах она была перенесена в Дамаск, а во времена династии Аббасидов (750—1258 гг.) столицей Халифата был Багдад.

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определившие дальнейшее развитие философии и других наук в регионе. Пер­воначально в завоеванных землях сохранялись местные порядки и старый госу­дарственный аппарат, — арабы не стремились переделывать хорошо заведен­ный византийцами или персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того време­ни) во времена правления Омейядов мусульмане проявляли значительную ве­ротерпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая подушную (араб. — dzizia) подать, они могли сохранять свою старую веру, принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата,

213

Владения арабов в 632 г.

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ

при первых 4 халифах i 1 при Омейядах

Границы арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

Направления основных завоевательных походов арабов КОРШВДСТВО

вестготов Государства, исчезнувшие в результате завоеваний арабов

Рис. 102. Арабы в VII —IX вв.

служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завое­ватели. Постепенно в некоторых покоренных странах (Палестина, Сирия, Ме­сопотамия, Египет) происходила арабизация местного населения. Другие страны (Иран, Закавказье, Средняя Азия) не были арабизированы и во многом со­хранили свою национальную культуру. Одни ученые-иноверцы не меняли сво­ей религии, другие принимали ислам, что также имело свои важные послед­ствия: будучи образованными людьми, они во многом определили пути разви­тия мусульманской культуры.

Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX в.) — время правле­ния династии Аббасидов — явился периодом наивысшего расцвета многогран­ной средневековой культуры Халифата. Обычно ее называют «арабо-мусуль-манской» или «арабо-исламской цивилизацией». Этот термин доминирует в исторической и научной литературе. Однако такой подход не отражает всей глубины и сути происходящих процессов. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них язы­ком религии и политики, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумно­жила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединен­ных одним языком — арабским, который стал языком культуры и литературы этой цивилизации.

Как государственное образование обширный полиэтнический Халифат ока­зался непрочным.

214

Третий период его истории (IX-XIII вв.) - время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Каирский, Кодовский) и национальных госу­дарств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В результате не­когда могущественный Халифат постепенно сократился до размеров неболь­шого Багдадского халифата. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Баг­дадский халифат прекратил свое существование.

В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине Ираке Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык В других странах (Пиренейского полуострова - на Западе; в Закавказье Сред­ней Азии и Персии - на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но и национальный язык и национальную культуру.