Характеристика эпохи
Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.
В VI в. н. э. Юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Персии, которые вели борьбу за проходившие там караванные
Рис. 101. Святой Георгий. Новгород. XV в.
Дерево. Темпера.
Москва. Государственная Третьяковская галерея
Вятку, другие Русские земли и одержал победу над Золотой Ордой на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига.
Иван III стал величать себя Государем всея Руси. На его великокняжеской печати были изображены: на одной стороне — двуглавый орел, на другой — святой Георгий, пронзающий копьем дракона (рис. 101), и сделана надпись «Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси». Москва была объявлена преемницей павшей к тому времени Византии и центром православия. Ее стали называть «Москва — третий Рим». При Иване III был принят «Судебник» (1497), положивший начало прикреплению крестьян к земле, — крестьянин мог переходить от одного хозяина (помещика) к другому только раз в году (в ноябре, за неделю до и после Юрьева дня) при условии уплаты компенсации.
С конца XV в. начинается возрожде торговые пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства Юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем — Сасанидского Ирана (572 — 628 гг.).
В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического учения — ислам [араб, islam — покорность (Аллаху)] — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570 — 632 гг.), родом из Мекки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (араб, итта), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат (араб, khalifat), в котором светская и духовная власти были сосредоточены в руках халифа («преемника и наместника» посланника Аллаха — пророка Мухаммеда).
Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и распад.
Первый период (632 — 750 гг.) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка) — Абу-Бакра (632 — 634 гг.), Омара (634 — 644 гг.), Османа (644 — 656 гг.), Али (656 — 661 гг.) и династии Омейядов (661—750 гг.).
Начав свои завоевания, арабы столкнулись с могущественными державами того времени — Византийской империей и Государством Сасанидов. При первых четырех халифах (632 — 661 гг.) в состав Халифата были включены обширные византийские (Палестина, Сирия, Месопотамия, Закавказье, Кипр, Египет, Ливия, Тунис) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.
В результате второго этапа завоеваний (во времена династии Омейядов, 661 — 750 гг.) были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии (Мавераннахр) и Афганистан. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета (рис. 102).
Вначале (до 661 г.) столица Халифата располагалась в Медине, в 661 — 750 гг. при Омейядах она была перенесена в Дамаск, а во времена династии Аббасидов (750—1258 гг.) столицей Халифата был Багдад.
В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определившие дальнейшее развитие философии и других наук в регионе. Первоначально в завоеванных землях сохранялись местные порядки и старый государственный аппарат, — арабы не стремились переделывать хорошо заведенный византийцами или персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане проявляли значительную веротерпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая подушную (араб. — dzizia) подать, они могли сохранять свою старую веру, принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата,
213
Владения арабов в 632 г. ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ при первых 4 халифах i 1 при Омейядах Границы арабского халифата в период его расцвета (750 г.) Направления основных завоевательных походов арабов КОРШВДСТВО вестготов Государства, исчезнувшие в результате завоеваний арабов
служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Постепенно в некоторых покоренных странах (Палестина, Сирия, Месопотамия, Египет) происходила арабизация местного населения. Другие страны (Иран, Закавказье, Средняя Азия) не были арабизированы и во многом сохранили свою национальную культуру. Одни ученые-иноверцы не меняли своей религии, другие принимали ислам, что также имело свои важные последствия: будучи образованными людьми, они во многом определили пути развития мусульманской культуры.
Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX в.) — время правления династии Аббасидов — явился периодом наивысшего расцвета многогранной средневековой культуры Халифата. Обычно ее называют «арабо-мусуль-манской» или «арабо-исламской цивилизацией». Этот термин доминирует в исторической и научной литературе. Однако такой подход не отражает всей глубины и сути происходящих процессов. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком религии и политики, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединенных одним языком — арабским, который стал языком культуры и литературы этой цивилизации.
Как государственное образование обширный полиэтнический Халифат оказался непрочным.
214
Третий период его истории (IX-XIII вв.) - время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Каирский, Кодовский) и национальных государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В результате некогда могущественный Халифат постепенно сократился до размеров небольшого Багдадского халифата. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.
В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине Ираке Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык В других странах (Пиренейского полуострова - на Западе; в Закавказье Средней Азии и Персии - на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но и национальный язык и национальную культуру.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля