logo
Glava_4

Праславянский период

(VI в. до н.э. — IX в. н.э.)

Праславянская культура создавалась много­численными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Пли­ний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократ­но сообщали о скифских врачевателях, эффек­тивности их противоядий и снадобий — скиф­ской травы и скифского корня (ревень), разве­дении целебных растений в специальных ого­родах, закаливании младенцев, методах враче­вания и оперативного лечения травм и ран.

Об этом свидетельствуют и памятники ма­териальной культуры. Среди них чеканное изоб­ражение на ритуальном сосуде, обнаруженном в 1830 г. в богатом скифском захоронении IV в. до н. э. — кургане Куль-Оба, в шести километ­рах от Керчи (в прошлом Пантикапей). В клас­сический период Древней истории Пантикапея был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения пле­мен, расселившихся по обе стороны Керчен­ского пролива и создавших оригинальную гре-ко-скифо-меотскую культуру.

На сосуде представлены четыре сцены, ко­торые, как полагают ученые, иллюстрируют древний скифский миф о прародителе скиф-

Рис. 93. Сосуд из скифского захо­ронения в кургане Куль-Оба (Крым, недалеко от Керчи). Сплав золота и серебра. IV в. до н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж

1 Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. — М.: Наука, 2000. — С. 112.

197

ского народа Таргитае и трех его сыновьях: один из них выдержал испытание и натянул тетиву на отцовский лук; двое других потерпели неудачу, в резуль­тате чего сорвавшееся древко лука причинило одному из них травму левой голени, а другому — повреждение в области левой части нижней челюсти (рис. 93). В 1896 г. профессор Л. Ф. Змеев предположил, что на кульобском сосу­де изображено удаление зуба. В настоящее время в связи с последними истори­ческими исследованиями предпочтение отдается версии о хирургическом ле­чении травмы нижней челюсти.

Скифские врачеватели славились далеко за пределами Скифии.

Достижения праславянского врачевания явились той основой, на которой впоследствии развивалась народная славянская медицина Древней Руси.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

(конец IX — середина XIII вв.)

История

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киев­ская Русь, сложилось в первой половине IX в.

К тому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Ре­месло отделялось от земледелия, что способствовало росту и процветанию сла­вянских городов. Крупнейшие центры древнерусской культуры Киев, Ладога, Новгород, Вышгород, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков и другие стано­вились крупными центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «Великий путь из Варяг в Греки». Начинаясь в Варяжском (Балтийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандинавией и Византией. На противоположных концах этого пути стояли крупнейшие города земли Русской: на севере — Ладога и Новгород, основанные в 753 и 859 гг., на юге — Киев, заложенный в VI в. легендарным Кием и его братьями. Объединение этих великих земель в 882 г. под властью Олега, ставшего первым киевским князем (882 — 912 гг.), завершило образова­ние Древнерусского государства.

Окончательное объединение всех земель восточных славян в составе Киевс­кой Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (978— 1015 гг.), про­званным в народе «Красное Солнышко». Формирование единой народности требовало принятия единой государственной религии (т. е. замены языческого многобожия монотеизмом). После глубокого ознакомления со всеми религия­ми Владимир избрал христианство (988 г.) в восточном (византийском) вари­анте, позднее получившем название — православие.

Этот серьезный политический акт не был случайным событием. Христиан­ство на Руси было известно с IX в. Некоторые приближенные князя Игоря (912 — 945 гг.) были христианами. Княжившая после Игоря его жена княгиня Ольга (945 — 969 гг.), бабка князя Владимира, в 946 г. посетила Константино­поль и приняла крещение, став первым на Руси правителем, принявшим христианство. В Киеве была христианская община и церковь св. Ильи. Таким образом, к концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византий-

198

ской христианской культурой. Тем не менее распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже века.

Одним из выдающихся достижений славянской культуры того времени яви­лось создание в середине IX в. славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности.

В дохристианской Руси имелись зачатки систем письма. После принятия христиан­ства на Руси стали использовать латинские и греческие буквы, которые не передавали особенностей славянской речи. Укрепление связей Киевской Руси с Болгарией — по­средницей в передаче греческой культуры — привело к восприятию славянской пись­менности (во второй половине IX — начале X в.) и религиозной литературы.

В 862 г. моравский посол обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой направить в Моравию проповедников христианской религии, которые бы изъяснялись на наречии, понятном славянскому народу. К тому времени Константин (в монаше­стве Кирилл, ок. 827 — 869 гг.) был патриаршим библиотекарем и преподавал филосо­фию, а его брат Мефодий (815 — 885 гг.) занимал пост управителя в одной из славян­ских провинций Византийской империи. Оба брата владели несколькими языками, в том числе и славянским диалектом. После обращения послов Моравии Кирилл создал славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв: 14 были взяты из греческого алфа­вита, остальные — специально придуманы для правильной передачи тех звуков сла­вянских диалектов, которые нельзя было воспроизвести при помощи греческих знаков. Используя новую азбуку, Кирилл перевел на славянский язык Евангелие и другие церковные книги. Братья нашли многих последователей как в Моравии, так и за ее пределами. Папа Иоанн VIII даже разрешил литургии у южных славян на славянском языке. После 894 г., когда славянский был провозглашен официальным языком церкви и государства, в Болгарском царстве стали отмечать День славянской письменности. Этот первоначально церковный праздник со временем приобрел характер всенародного праз­дника славянской письменности и культуры (отмечается в славянских странах 24 мая).

Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические по­следствия. Оно содействовало централизации и укреплению государства, сбли­жению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарским царством, королевствами Чехии, Германии, Франции, Англии), а также с Грузией, Арменией и другими христианскими государствами на Востоке. Это­му способствовали и династические браки сына, внуков и правнуков князя Владимира.

Сын Владимира Святославича — Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля — Ингигерд; его дочери были замужем: Анастасия — за венгерским королем Андреем, Елизавета — за норвежским королем Харальдом, а после его смерти — за датским королем Свейном, Анна — за королем Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого — Всеволод — был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир — на Гите, дочери последнего англосаксонского коро­ля Гарольда II. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христи­на1. Династические браки играли важную роль в дипломатии Древней Руси: родствен­ные связи с норманами препятствовали завоевательным устремлениям викингов у се­верных границ, а укрепление отношений с Англией и Францией ослабляло герман­ские позиции у западных рубежей Русской земли.

Объективное политическое могущество Руси приобрело официальную фор­му: в Европе стало три монарха высшего ранга — цесарь Византии, император

1 Киевская Русь // Энциклопедический словарь юного историка / Сост. Н. С. Елманова, Е. М Са-вичева. — М: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 209 — 210.

199

Священной Римской империи и цесарь (царь) Руси — Великий князь Киев­ский. Все это благотворно отразилось на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

Рис. 94. Софийский собор в Киеве (XI в.) — место хранения первой русской библиоте­ки, собранной князем Ярославом Владими­ровичем Мудрым в 1037 г. Реконструкция М.Кресального, В.Волкова и Ю.Асеева

Тесные связи Киевской Руси с Ви­зантией и Болгарией, установившиеся в IX в., способствовали взаимному обо­гащению культур. В результате синтеза дохристианской праславянской куль­туры, византийской и славянской хри­стианской культур сформировался фе­номен русской средневековой культуры. Через Болгарию и Византию поступа­ли на Русь античные и ранние средне­вековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые обра­зованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон (XI в.), Не­стор и Сильвестр (XII в.). Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги сохранились до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. кня­зем Ярославом Мудрым (1019—1054 гг.) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в величественном Софийском соборе (рис. 94), воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения (в 1045 г. аналогичный храм был построен в Новгороде — городе, где раньше княжил Ярослав Владими­рович).

Ярослав Мудрый всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков, «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком распространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, най­денные при археологических раскопках древнего Новгорода. Они составлялись не только боярами и князьями, но и простыми ремесленниками.

При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международ­ного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли»1.

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.) — сына Владимира Мономаха (1113—1125 гг.), оно распалось на несколько феодаль­ных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая спо­собствовала утрате политической независимости Русских земель в результате нашествия Золотой Орды под предводительством хана Батыя (1208 — 1255 гг.), внука Чингиз-хана.

О рлов А. С, Георгиев В. А. Пособие по истории СССР. Ч. 1. — М.: Высш. шк., 1979. — С. 36.