Праславянский период
(VI в. до н.э. — IX в. н.э.)
Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, северяне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий — скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.
Об этом свидетельствуют и памятники материальной культуры. Среди них чеканное изображение на ритуальном сосуде, обнаруженном в 1830 г. в богатом скифском захоронении IV в. до н. э. — кургане Куль-Оба, в шести километрах от Керчи (в прошлом Пантикапей). В классический период Древней истории Пантикапея был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения племен, расселившихся по обе стороны Керченского пролива и создавших оригинальную гре-ко-скифо-меотскую культуру.
На сосуде представлены четыре сцены, которые, как полагают ученые, иллюстрируют древний скифский миф о прародителе скиф-
Рис. 93. Сосуд из скифского захоронения в кургане Куль-Оба (Крым, недалеко от Керчи). Сплав золота и серебра. IV в. до н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж
1 Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. — М.: Наука, 2000. — С. 112.
197
ского народа Таргитае и трех его сыновьях: один из них выдержал испытание и натянул тетиву на отцовский лук; двое других потерпели неудачу, в результате чего сорвавшееся древко лука причинило одному из них травму левой голени, а другому — повреждение в области левой части нижней челюсти (рис. 93). В 1896 г. профессор Л. Ф. Змеев предположил, что на кульобском сосуде изображено удаление зуба. В настоящее время в связи с последними историческими исследованиями предпочтение отдается версии о хирургическом лечении травмы нижней челюсти.
Скифские врачеватели славились далеко за пределами Скифии.
Достижения праславянского врачевания явились той основой, на которой впоследствии развивалась народная славянская медицина Древней Руси.
ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
(конец IX — середина XIII вв.)
История
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.
К тому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Ремесло отделялось от земледелия, что способствовало росту и процветанию славянских городов. Крупнейшие центры древнерусской культуры Киев, Ладога, Новгород, Вышгород, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков и другие становились крупными центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «Великий путь из Варяг в Греки». Начинаясь в Варяжском (Балтийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандинавией и Византией. На противоположных концах этого пути стояли крупнейшие города земли Русской: на севере — Ладога и Новгород, основанные в 753 и 859 гг., на юге — Киев, заложенный в VI в. легендарным Кием и его братьями. Объединение этих великих земель в 882 г. под властью Олега, ставшего первым киевским князем (882 — 912 гг.), завершило образование Древнерусского государства.
Окончательное объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (978— 1015 гг.), прозванным в народе «Красное Солнышко». Формирование единой народности требовало принятия единой государственной религии (т. е. замены языческого многобожия монотеизмом). После глубокого ознакомления со всеми религиями Владимир избрал христианство (988 г.) в восточном (византийском) варианте, позднее получившем название — православие.
Этот серьезный политический акт не был случайным событием. Христианство на Руси было известно с IX в. Некоторые приближенные князя Игоря (912 — 945 гг.) были христианами. Княжившая после Игоря его жена княгиня Ольга (945 — 969 гг.), бабка князя Владимира, в 946 г. посетила Константинополь и приняла крещение, став первым на Руси правителем, принявшим христианство. В Киеве была христианская община и церковь св. Ильи. Таким образом, к концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византий-
198
ской христианской культурой. Тем не менее распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже века.
Одним из выдающихся достижений славянской культуры того времени явилось создание в середине IX в. славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности.
В дохристианской Руси имелись зачатки систем письма. После принятия христианства на Руси стали использовать латинские и греческие буквы, которые не передавали особенностей славянской речи. Укрепление связей Киевской Руси с Болгарией — посредницей в передаче греческой культуры — привело к восприятию славянской письменности (во второй половине IX — начале X в.) и религиозной литературы.
В 862 г. моравский посол обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой направить в Моравию проповедников христианской религии, которые бы изъяснялись на наречии, понятном славянскому народу. К тому времени Константин (в монашестве Кирилл, ок. 827 — 869 гг.) был патриаршим библиотекарем и преподавал философию, а его брат Мефодий (815 — 885 гг.) занимал пост управителя в одной из славянских провинций Византийской империи. Оба брата владели несколькими языками, в том числе и славянским диалектом. После обращения послов Моравии Кирилл создал славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв: 14 были взяты из греческого алфавита, остальные — специально придуманы для правильной передачи тех звуков славянских диалектов, которые нельзя было воспроизвести при помощи греческих знаков. Используя новую азбуку, Кирилл перевел на славянский язык Евангелие и другие церковные книги. Братья нашли многих последователей как в Моравии, так и за ее пределами. Папа Иоанн VIII даже разрешил литургии у южных славян на славянском языке. После 894 г., когда славянский был провозглашен официальным языком церкви и государства, в Болгарском царстве стали отмечать День славянской письменности. Этот первоначально церковный праздник со временем приобрел характер всенародного праздника славянской письменности и культуры (отмечается в славянских странах 24 мая).
Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало централизации и укреплению государства, сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарским царством, королевствами Чехии, Германии, Франции, Англии), а также с Грузией, Арменией и другими христианскими государствами на Востоке. Этому способствовали и династические браки сына, внуков и правнуков князя Владимира.
Сын Владимира Святославича — Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля — Ингигерд; его дочери были замужем: Анастасия — за венгерским королем Андреем, Елизавета — за норвежским королем Харальдом, а после его смерти — за датским королем Свейном, Анна — за королем Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого — Всеволод — был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир — на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина1. Династические браки играли важную роль в дипломатии Древней Руси: родственные связи с норманами препятствовали завоевательным устремлениям викингов у северных границ, а укрепление отношений с Англией и Францией ослабляло германские позиции у западных рубежей Русской земли.
Объективное политическое могущество Руси приобрело официальную форму: в Европе стало три монарха высшего ранга — цесарь Византии, император
1 Киевская Русь // Энциклопедический словарь юного историка / Сост. Н. С. Елманова, Е. М Са-вичева. — М: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 209 — 210.
199
Священной Римской империи и цесарь (царь) Руси — Великий князь Киевский. Все это благотворно отразилось на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.
Рис. 94. Софийский собор в Киеве (XI в.) — место хранения первой русской библиотеки, собранной князем Ярославом Владимировичем Мудрым в 1037 г. Реконструкция М.Кресального, В.Волкова и Ю.Асеева
Тесные связи Киевской Руси с Византией и Болгарией, установившиеся в IX в., способствовали взаимному обогащению культур. В результате синтеза дохристианской праславянской культуры, византийской и славянской христианской культур сформировался феномен русской средневековой культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон (XI в.), Нестор и Сильвестр (XII в.). Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги сохранились до наших дней.
Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054 гг.) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в величественном Софийском соборе (рис. 94), воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения (в 1045 г. аналогичный храм был построен в Новгороде — городе, где раньше княжил Ярослав Владимирович).
Ярослав Мудрый всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков, «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком распространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках древнего Новгорода. Они составлялись не только боярами и князьями, но и простыми ремесленниками.
При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли»1.
Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.) — сына Владимира Мономаха (1113—1125 гг.), оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости Русских земель в результате нашествия Золотой Орды под предводительством хана Батыя (1208 — 1255 гг.), внука Чингиз-хана.
О рлов А. С, Георгиев В. А. Пособие по истории СССР. Ч. 1. — М.: Высш. шк., 1979. — С. 36.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля