Образование и медицина
В период Раннего Средневековья образование в Византийской империи сохраняло по преимуществу светский характер. В IV—VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образования. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.
Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не письменные христианские памятники, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Богословие
1 Оганесян Л. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. В 5 ч. Ч. 1. Ереван: Тип. АН Арм. ССР, 1946. - С. 195.
2 История Византии: В 3 т. Т. 1. - М.: Наука, 1969. - С. 363.
194
не преподавалось даже в константинопольском «Аудиториуме» (Auditorium specialiter nostrum) — единственной в то время византийской школе высшего типа, основанной Феодосием II в 425 г. (т. е. спустя почти полвека после признания христианства в качестве государственной религии). Оно не входило и в число дисциплин высшей школы, а изучалось лишь в семье и церквях1.
Таким образом, система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Виднейшие деятели церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах Империи.
Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким: чрезмерное увлечение философией, по их мнению, могло привести к ереси, и в то же время философия была необходима при подготовке образованных служителей церкви. В итоге философия рассматривалась как предварительная ступень к изучению богословия, служебный инструмент богословия, которое определялось как «венец и цель всех наук»2.
Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).
Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с предметами высшей позднеантичной школы, основу которой составляли «семь свободных искусств». Они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в Средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы (см. с. 253).
Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.
В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась врачебная школа в Александрии: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. Свидетельство об ее окончании было лучшей рекомендацией начинающему врачу и открывало доступ к придворным должностям. В поздний период истории Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).
По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования (после сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств) окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.
В истории науки наследие Византии рассматривается как достояние народов многих стран Восточного Средиземноморья — Греции и Болгарии, Югославии и Румынии, Турции и Венгрии, Италии и Египта, которые стали пре-
1 Культура Византии: IV — первая половина VII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова. — М.: Наука 1984 — С. 496.
2 Там же. — С. 487.
195
емницами византийской культуры. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля