logo
Glava_4

Образование и медицина

В период Раннего Средневековья образование в Византийской империи со­храняло по преимуществу светский характер. В IV—VII вв. основными его цент­рами оставались античные города. Александрия славилась медицинской шко­лой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала работать основан­ная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образования. Гааза славилась риторской школой, кото­рая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на гре­ческом языке.

Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не письменные христианские памятники, а произведения ан­тичных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Богословие

1 Оганесян Л. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. В 5 ч. Ч. 1. Ереван: Тип. АН Арм. ССР, 1946. - С. 195.

2 История Византии: В 3 т. Т. 1. - М.: Наука, 1969. - С. 363.

194

не преподавалось даже в константинопольском «Аудиториуме» (Auditorium specialiter nostrum) — единственной в то время византийской школе высшего типа, основанной Феодосием II в 425 г. (т. е. спустя почти полвека после при­знания христианства в качестве государственной религии). Оно не входило и в число дисциплин высшей школы, а изучалось лишь в семье и церквях1.

Таким образом, система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Виднейшие деятели церкви: Василий Великий, Григо­рий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах Империи.

Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким: чрезмерное увлечение философией, по их мнению, могло привести к ереси, и в то же время философия была необходима при подготовке образо­ванных служителей церкви. В итоге философия рассматривалась как предвари­тельная ступень к изучению богословия, служебный инструмент богословия, которое определялось как «венец и цель всех наук»2.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посе­щать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллекту­альным).

Медицина входила в программу византийского образования и преподава­лась в тесной связи с предметами высшей позднеантичной школы, основу которой составляли «семь свободных искусств». Они сохранялись на протяже­нии почти целого тысячелетия и в Средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы (см. с. 253).

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей меди­цины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анато­мирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработан­ным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась вра­чебная школа в Александрии: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. Свидетельство об ее окончании было лучшей рекомендацией начина­ющему врачу и открывало доступ к придворным должностям. В поздний период истории Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дис­куссии. По окончании образования (после сдачи экзаменов специально назна­ченной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств) окон­чившие медицинские школы могли претендовать на государственные должно­сти и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии рассматривается как достояние наро­дов многих стран Восточного Средиземноморья — Греции и Болгарии, Юго­славии и Румынии, Турции и Венгрии, Италии и Египта, которые стали пре-

1 Культура Византии: IV — первая половина VII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова. — М.: Наука 1984 — С. 496.

2 Там же. — С. 487.

195

емницами византийской культуры. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригиналь­ную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.