Развитие врачевания
В Древней Руси врачевание существовало в разных формах: 1) в народе сохранялось народное врачевание — языческое кудесничество и знахарство; 2) после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина; 3) со времени княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась и светская (или мирская) медицина.
Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа.
«Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем тысячелетний период уже исторической жизни его — и до наших дней сохраняет за собою огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу», — так более ста лет тому назад писал о русской народной медицине ординарный профессор Казанского Императорского Университета Н.П.Загоскин1.
Вплоть до второй половины XIX столетия, т. е. на протяжении почти двух тысяч лет нашей истории, народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции проф. Н.П.Загоскин: «Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем Отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины».
Удивительно, но было это именно так: в России государственная забота о народном здравии появилась достаточно поздно. До конца XVII в. у нас существовало лишь «государево» врачебное дело (для заботы о здоровье царской семьи и высших служилых чинов), причем первая аптека на Руси — «государева» аптека — была организована в Кремле лишь в 1581 г., оставаясь единственной аптекой во всей стране на протяжении нескольких десятилетий. Со времен Петра I в России стала развиваться чиновно-бю-рократическая медицина, доступная привилегированным слоям населения. И только земская медицина (появившаяся после земской реформы 1864 г.) сделала первые конкретные шаги на пути к общенародности и общедоступности врачебной помощи.
Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Врачеватели-язычники были среди волхвов (так вплоть до XVII в. продолжали называть предсказателей и знахарей). Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы (от древ-нерусск. ведать — знать), кудесники, чаровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представляли языческое жреческое сословие древней дохристианской Руси2. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т. п. За советом и помощью к ним обра-
1 Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в Старинной России. — Казань: Тип. Императорского Университета, 1891. — С. 6.
2 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1988. — С. 294—305.
201
щались простые люди и великие князья, например, первый князь киевский Олег (882 — 912 гг.). Об этом повествует А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге»:
...С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну1 старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей—врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня». «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен...»2.
Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей», первая четверть XI в.). Впоследствии «Русская правда» была дополнена «Уставом» Владимира Мономаха (1113—1125 гг.), который закреплял новые формы общественных отношений. В одном из ее законов устанавливалась оплата труда лечцов: человек, которому была кем-либо нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх того — особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану («за обиду 3 гривны, а летцю мзда»). В более поздних списках «Русской правды» это вознаграждение называется «лечебным»3.
Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну (так называемые «семейные школы»).
В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного, животного и минерального происхождения. Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.
Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта (рубина). Известны были целебные свойства уксуса и медного купо-
' Перун — бог грома и молнии, один из главных языческих богов древних славян.
2 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 1. — М: Правда, 1981. — С. 292—293.
3 Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в Старинной России. — Казань, 1891. — С. 15.
202
роса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов.
Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнерусское название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».
Представления древних русичей о целебных силах природных вод дошли до нас в виде сказаний о «живой» и «мертвой» воде:
В немой глуши степей горючих, Сосуды в девственные волны;
За дальной цепью диких гор, Наполнил, в воздухе пропал
Жилища ветров, бурь гремучих, И очутился в два мгновенья
Куда и ведьмы смелый взор В долине, где Руслан лежал
Проникнуть в поздний час боится, В крови, безгласный, без движенья;
Долина чудная таится, И стал над рыцарем старик,
И в той долине два ключа: И вспрыснул мертвою водою,
Один течет волной живою, И раны засияли вмиг,
По камням весело журча, И труп чудесной красотою
Тот льется мертвою водою... Процвел; тогда водой живою
С двумя кувшинами пустыми Героя старец окропил,
Предстал отшельник перед ними; И бодрый, полный новых сил,
Прервали духи дивный сон Трепеща жизнью молодою,
И удалились, страха полны. Встает Руслан...1. Склонившись, погружает он
Так А. С. Пушкин описывает в поэме «Руслан и Людмила» исцеление Руслана, которого вернул к жизни старец «вещий Финн».
За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья. Так, согласно легендам, старцы исцелили русского былинного героя Илью Муромца, который тридцать лет и три года сиднем сидел в селе Карачарове. Дав ему испить «чарочку питьица медвяного», они вернули богатырю былую силу.
Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широкого распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других всенародных бедствий.
До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода русской истории.
Монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы стали развиваться на Руси после принятия христианства.
В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой и как результат «вселения» бесов (рис. 95). Исцеление от болезни расценивалось как духовное «прощение». Неслучайно, монахи считали врачевание больных делом своего подвижнического долга и усердно направляли заботы на призрение заболевших.
П ушкин А. С. Собр. соч. В Ют. Т. 3. — М.: Правда, 1981. — С. 68—69.
203
Ранние сведения о монастырских лечебницах и странноприимницах относятся к XI в. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переяславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Киевский Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, «строение банное», устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали «всем приходящим безмездно врачевание» (т. е. врачевание в монастырях было бесплатным).
Позднее монастырские больницы были устроены в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах земли Русской.
Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница в Кие-во-Печерской лавре — первом русском монастыре. Он был основан в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в окрестностях Киева и получил свое название от пещер (древнерусск. — пече-ры), в которых первоначально селились монахи.
Киево-Печерская лавра сыграла важную роль в развитии древнерусской культуры и врачевания, была центром летописания и житейской литературы. Монахами Лавры были летописцы Нестор, Никон и Сильвестр. В начале XIII в. здесь был составлен «Киево-Печерский патерик» — сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре, в которых прославлялись зодчие и живописцы Лавры, описывались деятельность монахов и монашеский быт, нравы и жизнь города Киева. В 1661 г. «Патерик» был впервые напечатан в типографии Киево-Печерской лавры. В пещерах Лавры похоронены основатель монастыря Антоний, Нестор-летописец, художник и врачеватель Алимпий, врачеватели Агапит и Дамиан. На территории Лавры погребен и основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.
Первые сведения о монастырской больнице Киево-Печерской лавры относятся к 1060-м гг. и приведены в «Киево-Печерском патерике».
Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные заразными, нервными, психическими и другими заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Тяжелобольных нередко постригали в монахи.
«Киево-Печерский патерик» сообщает о нескольких монахах-подвижниках, прославившихся своим врачебным искусством.
Первым среди них упоминается «пречудный лечец Антоний» (983 — 1073 гг.) — основатель Киево-Печерской лавры, практиковавший ранее в Афонс-
204
ком монастыре в Византии, где и постиг основы врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их «зелье».
Вторым хроники отмечают «преподобного Алимпия» (XI в.). Он излечивал прокаженных, которых не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Как уже отмечалось, Алимпий был талантливым художником-иконописцем и нередко с большим успехом использовал некоторые иконописные краски в качестве мазей при лечении заболеваний кожи (возможно, они содержали известь или другие лечебные компоненты).
Третьим и особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры назван «святой и блаженный Агапит» (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бесплатно лечил и обитателей монастыря, и мирян, сам готовил лекарства, сам ухаживал за ними и пользовался большой известностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого черниговского князя Владимира Всеволодовича (который впоследствии стал киевским князем (1113—1125 гг.) и был известен в истории как Владимир Мономах). Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы Киево-Печерской лавры и лечивший только на территории обители, наотрез отказался исполнить волю князя: «Если я пойду из монастыря для князя, — ответил он, — то должен буду делать то же и для простых людей». Тем не менее послал князю своего «зелья», от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и послал Агапиту богатые дары. «О, чадо мое, — сказал посланнику Агапит, — я никогда и ни от кого не брал даров за лечение». И только после усиленных просьб взял преподобный Агапит княжеские дары и раздал их нищим. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали»1.
Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси XI —XII столетий: лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением (рис. 96). Многие из них впоследствии были канонизированы Православной церковью.
Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине. В процессе перевода текстов с греческого и латыни на славянский язык монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в Древней Руси пользовались «Шестод-нев» Иоанна Экзарха болгарского (переведенный в X в.), «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (ок. 549 г., переведена на славянский в XII в.), «Физиолог» (II в., переведен на славянский в XIII в.).
В XI в. одной из самых популярных книг был «Изборник», переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Мудрого великого
1 Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России. — М.: Тип. Императорского университета, 1891. — С. 13; а также Киево-Печерский патерик по древним рукописям / В перелож. на соврем, язык Марии Викторовой. — Киев, 1870. — С. 88.
205
князя киевского Святослава Ярослави-ча (1027—1076 гг.). «Изборник» состоит из фрагментов библейских книг и сочинений авторитетнейших византийских богословов и проповедников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения.
В 1076 г. был записан другой «Изборник». Его составитель Иоанн собрал извлечения из сочинений византийских писателей, фрагменты из библейских книг и житий1.
Рис. 96. Исцеление немощных. Миниатюра
из Евангелия 1605 г.
Кострома. Музей истории и древнего
искусства
Основной целью русского перевода «Изборников» было связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения в них описаны и некоторые болезни, представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы по питанию (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике» говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризацию) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна2.
В древнерусской литературе XII в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках, искусно проводивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. Это свидетельствует о том, что наряду с монастырской медициной в Древней Руси сохранялось народное врачевание по традициям языческих верований.
Светская медицина (или мирская) известна на Руси со времен княжения Ярослава Мудрого, — летописи того времени сообщают о существовании вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличие от «безмездной» монастырской медицины, она была «возмездной» (т. е. платной). В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Так, в Киеве в XI—XII вв. практиковал лечец-армянин, имя которого неизвестно; в «Киево-Печерском патерике» о нем говорится: «хитр зело во врачевании, яко
1 Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI первая половина XIV в. / Отв. ред. Д.С.Лихачев. -Л.: Наука, 1987. - С. 194-197.
2 Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в X—XVII вв. — М.: Медицина, 1960. — С. 137—
147.
206
прежде того не быти таковому». Лечец-армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обращались князь Всеволод и его сын Владимир (Мономах).
В Чернигове при дворе князя Николая Давыдовича (XII в.) служил «зело искусный» врачеватель Петр, родом Сириянин (т.е. сириец).
Понятно, что в основе светской медицины лежал многовековой опыт русского народного врачевания.
Между разными направлениями врачевания шла упорная борьба. Светские (мирские) врачи отграничивали себя как от монастырской медицины, так и от языческого знахарства. А набирающая силу монастырская медицина конкурировала со светской медициной и активно боролась с языческим врачеванием. Здесь необходимо отметить, что служители христианской религии почитали врачебное дело предметом исключительного попечительства церкви. В то же время они признавали силу языческих культов и языческого врачевания, считая иноверных врачевателей-язычников служителями дьявола. Со временем в крещеной Руси «ведовство» и «волхование» были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления1. Христианство вступило в борьбу с могущественным язычеством и языческим врачеванием; волхвов и кудесников преследовали за «зелейничество» и «ведовство», вплоть до сожжения на костре. Так было в Новгороде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов2.
И все же врачевание в Древней Руси не стало церковной монополией, — в период Классического Средневековья на Руси сохранялось как народное врачевание, так и светская (мирская) медицина. Продолжала набирать силу и распространяла свое влияние монастырская медицина. Со временем различия между этими тремя направлениями врачевания становились все более выраженными.
Рис. 97. Раскоп деревянного водопровода в Древнем Новгороде. X в. Обнаружен археологической экспедицией под руководством А. В.Арциховского
Санитарное дело в Древнерусском государстве X—XIV столетий по уровню своего развития опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформировавшие наши представления о русском средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобождены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в X—XI вв. Найдены в большом коли-
честве предметы гигиенического оби-
1 Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московском государстве. Т. 1. — М., 1906. — С. 4.
2 Большая энциклопедия. Т. 5. — СПб., 1896. — С. 427.
207
Рис. 98. Древнерусская баня. Фрагмент интерьера. Художники: А.Крыжопольский,
Л.Козаченко, скульптор С.Британ. Киев. Национальный музей медицины Украины
хода. Вскрыты гончарные и деревянные водопроводы (рис. 97) и водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии первый водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые положены в XIV в.
В берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.
Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня (рис. 98). Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду с прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (ок. 1113г.). Спустя столетия выдающийся российский врач и акушер Н. М. Макси-мович-Амбодик (1744—1812 гг.) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане»1.
В Средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и пред-
1 Максимович-Амбодик Н. Врачебное веществословие. — СПб., 1783. — С. 35.
208
ставителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается о 47 «морах». Начинались они, как правило в пограничных городах — Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны.
Например,
«в лето в 6738 (1230)... бысть мор силен в Смоленске, створиша 4 скудельницы (древнерусск. — общая могила) и положи-ша в дву 16 000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два лета. Того же лета бысть мор в Новгороде от глада (голода). И инии люди резаху своего брата и ядаху»1.
М6ОГНИ
Гибель десятков тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. свидетельствует, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью.
Рис. 99. Мор в Москве в 1366 г.: «по трое или по пяти голов во един гроб». Миниатюра из Никоновской летописи. Летописный свод XIV в.
Понимание «прилипчивости» заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест — «запиранию заморных мест» (улиц или домов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки.
Однако вплоть до XIV—XV вв. хоронить умерших от заразных болезней продолжали по религиозным ритуалам на кладбищах при церквах, что способствовало распространению заразы. Так, в 1352 г. во время мора во Пскове «по-пове... веляху комуж своя мертвыя на церковные дворы проводити об нощь; убо умерших утре оберется до 30-ти или боле скопитца у единой церкви... тако полагаху по трое или по пяти голов во един гроб»2 (рис. 99). Только в XVI в. умерших во время мора начали хоронить на пораженной территории или за пределами населенных мест.
В то же время в народе сохранялись представления о том, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд,
1 Рихтер В.М. История медицины в России: В 3 ч. Ч. 1. — М, 1814. — С. 188—189.
2 Псковская летопись. — М., 1837. — С. 30.
14 со
209
божьего гнева, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной громадного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что основную опасность представляют грязь и нищета, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XFV в. разразилась чума, горожане в течение 24 ч построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси было в период нашествия Золотой Орды (1240—1480 гг.).
Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125 — 1132 гг.) — сына Владимира Мономаха оно распалось на несколько мелких княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости Русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208 — 1255 гг.) — внука Чингиз-хана (1162—1227 гг.), основателя Монгольского государства.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля