Больничное дело
Как уже отмечалось, становление и развитие больничного дела в Западной Европе в период Раннего Средневековья было связано с христианской благотворительностью (см. с. 181) и заключалось не столько в излечении больных, сколько в призрении слабых, немощных и бездомных. Уже в V в. церковь выделяла для призрения бедных четверть своего дохода. Причем бедными считались не столько бедные материально, сколько беспомощные и беззащитные люди, сироты, вдовы, паломники. Среди них всегда были инвалиды, беспомощные больные и немощные старики.
Первые христианские госпитали (лат. hospitium — помещение для приезжих; от hospes — чужеземец, приезжий и hospitalitas — гостеприимство) появились в Западной Европе на рубеже V—VI вв. при кафедральных соборах (таким был Hotel-Dieu в Париже, открытый в VII в., рис. 120) и при монастырях; позднее они учреждались на пожертвования частных лиц. На заре Средневековья христианский госпиталь скорее был богодельней и приютом, чем больницей в современном понимании. Он заметно отличался от римского валетудинария (см. с. 165), который изначально предназначался для лечения раненых на поле боя, т.е. для оказания медицинской помощи. Монастырские госпитали оставались богоугодными заведениями даже в эпоху своего расцвета (X—XI в.). Их
1 Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. — М.: Наука, 1989. — С. И.
2 История средних веков: Учебник для вузов / Под ред. С. П. Карпова: В 2 т. Т. 1. — 2-е изд. — М: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 2000. - С. 27-29.
247
врачебная слава, как правило, определялась популярностью отдельных монахов, преуспевших в искусстве врачевания.
Рис. 120. Hotel-Dieu (Дом божий) в Париже. Гравюра на меди. XV в. Париж. Национальная библиотека
Рост городов и количества горожан (в X—XIV вв. население Европы удвоилось) обусловили появление городских госпиталей, несущих также функции приюта и больницы (рис. 121); тем не менее, на первом плане всегда оставалась забота о духовном здоровье. Больных размещали в общей палате; отдельных помещений для женщин и мужчин, как правило, не предусматривалось; кровати отделялись ширмами или занавесями. Поступая в госпиталь, каждый давал обет воздержания и послушания начальству (для многих приют в госпитале был единственной возможностью иметь крышу над головой).
Рис. 121. Богадельня в Париже для бедных
и немощных (Charite hoshital). Гравюра Абрахама Боссе. 1635 г.
В эпоху крестовых походов (исп. Crusades, XI — XIV вв.) получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства; некоторые из них создавались специально для ухода за определенными категориями больных и немощных. Так, в 1070 г. в Иерусалимском королевстве был открыт первый странноприимный дом для пилигримов; в 1113 г. был основан Орден
иоанитов, а в 1119 г. — Орден Св. Лазаря, который занимался призрением прокаженных (больных лепрой). Все духовно-рыцарские ордена и братства оказывали помощь бедным и больным в миру (т.е. за пределами церковной ограды), что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви.
К периоду Позднего Средневековья госпитальное дело стало по преимуществу светским занятием, а больницы все более приближались к облику современных и становились лечебными заведениями, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля