Византийская наука и религия
На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей значительно продвинулись вперед.
Особое внимание уделялось тем сферам человеческой деятельности, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего — с сельским хозяйством, медициной, строительством, мореплаванием. Однако в основу всех знаний была положена не только античная философия, но и теология (греч. theologia; от theos — бог и logos — учение), которая все более укрепляла свои позиции.
В то же время язычество долгое время сохранялось в Византийской империи наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV—V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы.
Пример тому — видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Ва силий Великий (ок. 330 — 379 гг.). Он получил образование в высшей язы ческой школе в Афинах, где в тече ние шести лет изучал риторику и фи лософию. В своих сочинениях Василий Великий с большим уважением отзы вался об античном культурном насле дии, убедительно доказывая, что ан тичная литература во многом предвос хитила появление христианства. Более того, Василий Великий, как и другие раннехристианские писатели, указы вал на необходимость светского обра- рис. 89. Гиппократ как византийский зования для христиан. По его мнению, философ. Икона. XIV в.
оно способствовало бы лучшему по- Париж. Национальная библиотека
189
ниманию «Писания» и толкованию его с помощью приемов и средств античной образованности.
Рис. 90. Святой Лука — покровитель
врачевания. Миниатюра из византийского
Евангелия. X в.
Называя себя ромеями, а империю свою — Ромейской, византийцы-христиане гордились тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, — столь могущественна была историческая инерция античного мира. И все же из античного наследия отбиралось лишь то, что содействовало упрочению христианства (рис. 89). В области естествознания основные сведения черпались из произведений Аристотеля — «Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др. Все они неоднократно комментировались ранне-византийскими авторами с позиций христианской религии. Христианство в Византии, с одной стороны, восходило своими корнями к наследию античного мира, а с другой — вытесняло жизнеутверждающую языческую религию и традиции древних греков.
В ранневизантийский период своеобразными энциклопедиями знания того времени стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении «физических» теорий античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем, они полемизировали с древними писателями и в то же время заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию, как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, животных и т.д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда — в подтверждение тезиса о непорочном зачатии и т.п.).
Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии были собраны в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (греч. indikopleus — плаватель в Индию). В то же время в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.
Став идеологией Средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира, имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии: идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и разные области знания, в том числе медицину (рис. 90).
190
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля