logo
Glava_4

Византийская наука и религия

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтни­ческим. Византийская культура объединила достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Визан­тийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в пред­шествующие столетия, и в ряде отраслей значительно продвинулись вперед.

Особое внимание уделялось тем сферам человеческой деятельности, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего — с сельским хозяйством, меди­циной, строительством, мореплаванием. Однако в основу всех знаний была поло­жена не только античная философия, но и теология (греч. theologia; от theosбог и logos — учение), которая все более укрепляла свои позиции.

В то же время язычество долгое вре­мя сохранялось в Византийской импе­рии наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV—V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с не­которыми предубеждениями христиан против греко-римской античной лите­ратуры.

Пример тому — видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Ва­ силий Великий (ок. 330 — 379 гг.). Он получил образование в высшей язы­ ческой школе в Афинах, где в тече­ ние шести лет изучал риторику и фи­ лософию. В своих сочинениях Василий Великий с большим уважением отзы­ вался об античном культурном насле­ дии, убедительно доказывая, что ан­ тичная литература во многом предвос­ хитила появление христианства. Более того, Василий Великий, как и другие раннехристианские писатели, указы­ вал на необходимость светского обра- рис. 89. Гиппократ как византийский зования для христиан. По его мнению, философ. Икона. XIV в.

оно способствовало бы лучшему по- Париж. Национальная библиотека

189

ниманию «Писания» и толкованию его с помощью приемов и средств антич­ной образованности.

Рис. 90. Святой Лука — покровитель

врачевания. Миниатюра из византийского

Евангелия. X в.

Называя себя ромеями, а империю свою — Ромейской, византийцы-хри­стиане гордились тем, что хранят куль­турное наследие Эллады и Рима, — столь могущественна была историче­ская инерция античного мира. И все же из античного наследия отбиралось лишь то, что содействовало упроче­нию христианства (рис. 89). В области естествознания основные сведения черпались из произведений Аристоте­ля — «Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др. Все они не­однократно комментировались ранне-византийскими авторами с позиций христианской религии. Христианство в Византии, с одной стороны, восходи­ло своими корнями к наследию антич­ного мира, а с другой — вытесняло жизнеутверждающую языческую рели­гию и традиции древних греков.

В ранневизантийский период своеобразными энциклопедиями знания того времени стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опро­вержении «физических» теорий античности. Наибольшей известностью пользо­вались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разра­боткой философско-богословских проблем, они полемизировали с древними писателями и в то же время заимствовали из античности разнообразные сведе­ния по естествознанию, как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмы­кающихся, животных и т.д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда — в под­тверждение тезиса о непорочном зачатии и т.п.).

Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии были собраны в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (греч. indikopleusплаватель в Индию). В то же время в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая не­бесным сводом, где находится рай.

Став идеологией Средневековья, христианство оказывало определяющее вли­яние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира, имели огромное влияние на всю обществен­ную и идейную жизнь Византии: идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и разные области знания, в том числе медицину (рис. 90).

190