logo
Glava_4

Схоластика и медицина

В периоды Раннего и Развитого Средневековья идеология западноевропей­ского общества определялась прежде всего церковью.

До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она расколо­лась на западную, или католическую (от греч. katholikos всеобщий), и вос-

255

точную, или ортодоксальную (от греч. orthodoxos — правоверный), после чего каждая из церквей обособилась и они стали полностью самостоятельными. В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями. В 1232 г. окончательно сформировался церковный суд — инквизиция, который выносил обвиненным в ереси суровые наказания (конфискация имущества, пытки, смерть).

Система папской инквизиции (от лат. inquisitio — расследование) существовала в Европе с 1232 г. (булла папы Григория IX) до начала XIX в. Число ее жертв (по архивам «Священного трибунала») исчислялось сотнями тысяч, среди них — десятки тысяч женщин, признанных инквизиторами «ведьмами»'. В Средние века «звание ученого, — как заметил А. И. Герцен, — скорее вело на костер, нежели в Академию. И они шли, вдохновленные истиной».

К великому сожалению, в практике судов инквизиции важное место занимали и врачи. Врач-инквизитор по существу был помощником палача. От его искусства пытать подсудимого зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался до суда. После пыток врачи залечивали раны — ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым2. Здесь нельзя не привести слова выдающе­гося врача эпохи Возрождения Парацельса: «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача».

Борьба с ересями отразилась на свободах университетов, содержании обра­зования и методе обучения. Заметно усилилась компонента «комментариев» отцов церкви к трудам античных и средневековых авторов — язычников и иноверцев — с тем, чтобы привести их сочинения в соответствие с учением христианской церкви. Комментировался каждый абзац. В полной мере это от­носилось к «Гиппократову сборнику», произведениям Галена, Диоскорида, Павла, Ибн Сины, ал-Рази, ал-Захрави и многих других выдающихся авто­ров.

Из всех сочинений «Гиппократова сборника» к изучению допускались лишь «Афоризмы» и «Прогностика», в которых не содержалось философских рас­суждений и анализа практического опыта. «Канон» Ибн Сины читался с ком­ментариями преподобного отца Якова Фривульского, а труды Галена — с ком­ментариями преподобного отца Трузиана. Причем в процессе рецензирования из учения Галена были изъяты его выдающиеся экспериментальные достиже­ния в области строения и функций живого организма. В то же время некоторые его философские воззрения (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины Средневе­ковья. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена.

Об отступлении от заданного текста не могло быть и речи. Более того, в 1300 г. буллой папы Бонифация VIII было запрещено рассечение человеческих трупов под страхом смертной казни. Все это заметно повлияло на сложивший­ся к тому времени метод средневекового образования — схоластику.

Схоластика (лат. scholasticium) средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике, процветавший

1 Григулевич И.Р. Инквизиция. — 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Политиздат, 1976. — С. 113, 133, 365, 421-437.

2 Там же.-С. 144-145.

256

в университетах Западной Европы в XII —XIII вв. Ее основные положения базировались на учении Аристотеля (аристотелизм). «Схоластика» происхо­дит от греч. schole — досуг, место встречи учителя с учениками, школа, а также от scholasticus — ритор, грамматик, и scholion — объяснение, толкова­ние. Основу схоластики составляет метод философского и теологического поис­ка истины путем формальной логики и рассуждений (так называемая школьная философия)1.

В начале XIII в., когда в университетах усиливалось влияние богословия, схоластика (т. е. метод обучения), которая до этого времени была относительно свободна от влияния догматов церкви, превратилась в классическую средневе­ковую схоластику. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии, основные постулаты которой окончательно сформулировал доминиканский монах Фома Аквинский.

Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, ок. 1225—1274 г.) — философ и теолог, обу­чался в Кёльнском университете у Альберта Великого, преподавал в Париже. В 1323 г. причислен к лику святых. Фома считал, что вера не противоречит разуму, и развивал идеи гармонии веры и разума; он пытался выводить бытие бога из бытия вещей и мира природы; применял философию, чтобы сделать теологию более доступной для челове­ческого разума («Философия есть служанка теологии»). Считал рациональное познание бога целью всех наук («Всякое познание — грех, если оно не имеет целью познание Бога»).

Классическая средневековая схоластика XIII в. основана на трех положени­ях: 1) все знания содержатся в трудах авторитетных авторов, признанных цер­ковью; 2) наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших по­средством формальной логики и 3) преподавание — процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт.

Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жес­токо преследовались. Примером тому может служить судьба английского естествоис­пытателя Роджера Бэкона (Roger Bacon, 1215—1294 гг.) — магистра богословия Окс­фордского университета и францисканского монаха. В народе его называли «удивитель­ным доктором». В своем трактате «Opus majus» Р.Бэкон проповедовал точные есте­ственные науки — математику, механику и алхимию, которая, по его мнению, изуча­ет природу почв, растений, животных и средства медицины. Химические знания он впервые разделил на теоретические и практические («алхимия наблюдательная» и «ал­химия практическая»). Он был противником схоластики и обратился к опытному мето­ду, который считал единственным критерием истины. В результате Р. Бэкон был об­винен в «общении с нечистой силой»2 и, осужденный инквизицией, провел в тюрь­ме 24 года, выйдя оттуда глубоким стариком.

На исходе классического Средневековья преподавание медицины в универ­ситетах Западной Европы носило догматический характер; однако это не оста­новило ее поступательного развития. Факультеты медицины сумели сохранить открытость новым веяниям и добились права проводить анатомирование.

Как отмечалось, первые официальные анатомические вскрытия (anatomia) в Западной Европе стали проводить в XIII —XIV вв. в наиболее прогрессивных

1 Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т. 3. Всемирная история с древнейших вре­ мен и до 1800 г. — М.: Издательский дом «ИНФРА-М»; Изд-во «Весь мир», 1999. — С. 319.

2 Штрубе В. Пути развития химии: Пер. с нем. В 2 т. Т. 1. — М.: Мир, 1984. — С. 99—100, 200.

17 Сорокина 257

университетах (в гг. Салерно, Монпе-лье, Болонье) с особого разрешения монархов. Так, в 1238 г. император Свя­щенной Римской империи Фридрих II разрешил медицинской школе в Са­лерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйс­кий и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать Университету в Монпелье один труп в год1. (В Алексан­дрии в эллинистическом Египте еще в IV в. до н. э. Герофил и Эразистрат про­водили систематические вскрытия умерших и казненных преступников, что положило начало созданию опи­сательной анатомии.)

Рис. 124. Анатомический театр в Падуан-ском университете. XV в. Уменьшенная мо­дель. E.Ashworth Underwood

В 1490 г. в Падуе был построен пер­вый анатомический театр (рис. 124). Вскрытия всегда были сенсацией и со­бирали большое число зрителей — сту­дентов и непосвященных горожан, сре­ди которых бывали и дамы. Магистр си­дел на кафедре и зачитывал соответ­ствующие отрывки из сочинений Га-лена, тогда как оператор показывал публике называемые части тела. Главной целью первых вскрытий было «выявление удивительной божественной мудро­сти Создателя».

Первый широко известный в Западной Европе учебник анатомии был со­ставлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино деЛуцци (Mondino de Luzzi, 1275 — 1326 гг.). Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов (рис. 125). Ввиду крайней редкости этого события их анатомирова­ние проводилось весьма тщательно, в течение нескольких дней: в первый день вскрывали живот и изучали мышцы брюшной стенки и внутренности; во вто­рой изучалось содержимое грудной клетки; в третий — анатомия головы и содержимое черепа; в четвертый — конечностей и их мышц, сосудов и т.д.2 Тем не менее анатомия Мондино весьма схематична и далека от действитель­ности. Многое в этой книге заимствовано из трактата Галена «О назначении частей человеческого тела». Труд Мондино де Луцци долгое время существовал в рукописном виде; после изобретения книгопечатания он был издан в Вене­ции в 1478 г., переиздавался более 25 раз и в течение двух столетий оставался основным учебником анатомии, по которому обучался и Андреас Везалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии (см. с. 271). Одна-

1 Demaitre L. Theory and practice in medical education at the University of Montpellier in the Thirteenth and Fourteenth centuries // J. of the History of Medicine and allied sciences. — N.Y.; L, 1975. - № 30. - P. 120.

2 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. —

С. 92-93.

258

Рис. 125. Мондино де Луцци (1275-1326 гг.) на кафедре анатомии. Иллюстрация из кни­ги Иоганна де Кетама «Fasciculus Medicinae», 1493 г. Гравюра на дереве

ко в целом представления о строении тела человека у студентов средневеко­вых университетов были весьма повер­хностными.

Под термином «медицина» в средне­вековой Западной Европе понимались внутренние болезни. Ее изучение осуще­ствлялось на медицинских факультетах университетов и вплоть до окончания курса обучения носило теоретический характер. Студенты переписывали и за­учивали наизусть ученые тексты из «Гиппократова сборника», произведе­ний Галена, Ибн Сины, других врачей античности и Средневековья, участво­вали в диспутах на заданную тему. Со­гласно представлениям того времени,

канонические тексты великих врачей Древности воспринимались как открове­ние Создателя, и потому их штудирование, комментирование и заучивание наи­зусть являлось важнейшей составляющей университетского образования в пери­од классического Средневековья. Господствовал культ цитат:

Из голых слов, ярясь и споря, Возводят здания теорий. Словами вера лишь жива. Как можно отрицать слова?

Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются,

Словам должны мы доверять,

В словах нельзя ни йоты изменять...1.

И.В.Гёте

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808 — 1879 гг.) ве­ликолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей ци­таты, указывая пальцем каждый на свой фолиант, — смерть уносит больного (рис. 126). Средневековая схоластическая медицина во многих отношениях сто­яла спиной к больному.

В то же время в прогрессивных университетах средневековой Европы меди­цинское образование включало обязательную врачебную практику за предела­ми города. Так, в 1240 г. студенты Университета в Монпелье аттестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, а в 1309 г. требова-

Гёте И. В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 118.

259

Рис. 126. Доктора-схоласты. Карикатура Оноре Домье (1808-1879 гг.)

лась уже восьмимесячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, что студенты Монпелье уже в XII в. посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя», т.е. у постели больного.

Медицинская школа в Монпелье (на юге современной Франции) была основана при доминиканском монастыре в период Ран­него Средневековья (точная дата не извес­тна). В 1137 г. школа отделилась от монас­тыря, а в январе 1180 г. эдиктом графа Вильгельма VIII для нее были созданы благоприятные академические условия. В 1220 г. школа получила право иметь вы­борное самоуправление (во главе с епископом и канцлером). Одним из канцлеров школы был хирург Роджер Салернский. В Монпелье в течение 10 лет (1289— 1299 гг.) работал и преподавал Арнольд из Виллановы. В 1289 г. медицинская школа вошла в состав Университета, созданного в том же году в Монпелье. Медицинская школа в Монпелье испытала заметное влияние переводов арабских рукописей; в ней препо­давали анатомию и хирургию (в отличие от подавляющего большинства других уни­верситетов); однако звания хирурга она не присваивала1. Из этой школы вышел Ги де Шолиак (см. с. 262).

Таким образом, подготовка врачей в передовых средневековых университе­тах была двухэтапной — теоретический курс плюс больничная практика. Не­случайно именно в период становления университетов (XII XIII вв.) появи­лась большая часть средневековых госпиталей Европы.

Фармация в Средние века отличалась обилием ингредиентов, составляю­щих лекарственные средства (их количество в одном рецепте иногда достигало нескольких десятков). Это связано с широким распространением в Западной Европе алхимических знаний.

Алхимию часто называют лженаукой. На самом деле это закономерный исто­рический этап становления современной химии, которая прошла в своем раз­витии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).

Как уже отмечалось, истоки алхимии восходят к искусству древнеегипетских жре­цов, которые создавали сплавы различных металлов (в них входило и золото). «Метал­лические земли» использовались в Древнем Египте для изготовления орудий труда, ювелирных изделий и предметов погребального культа (см. рис. 23, 24). В Лейденском и Стокгольмском папирусах, найденных в 1828 г. при раскопках г. Фивы и относящихся к 300 г. н.э., описано около 250 рецептов для выделения и обработки химических ве­ществ2. Искусство древних египтян было воспринято древними греками, которые пере-

1 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 65-73.

2 Там же. — С. 50.

260

водили слово «chymeia» как «настаивание», или «наливание». В VII в. арабы добавили к нему приставку «al», которая была отбро­шена лишь в начале XVI в.

Перевод арабских алхимических ру­кописей на латинский язык, начавший­ся в IX в., подготовил «алхимический бум» в Западной Европе. В период с XII по XVI в. европейские алхимики откры­ли железный купорос, карбонат аммо­ния, сурьму и ее соединения, освоили способы приготовления бумаги и по­роха. Ставя определенные практические задачи, они разработали различные ме­тодики химического эксперимента и создали соответствующую своему вре­мени теорию вещества.

Рис. 127. Средневековая аптека. Иллюстра­ции из сочинения Иеронима Бруншвига «Кни­га о хирургии». Страсбург, 1497 г. Москва. Рос­сийская государственная библиотека

Западноевропейские алхимики ве­рили в трансмутацию металлов и воз­можность получения химическим пу­тем золота, серебра и драгоценных камней. В результате главной целью ев­ропейской средневековой алхимии ста­ло превращение «неблагородных» ме­таллов в «благородные» (в золото и се­ребро). Полагали, что оно происходит под влиянием «философского камня», на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню» при­писывались также чудодейственные свойства исцеления от болезней, возвра­щение молодости, обеспечение долгой жизни (и даже бессмертия). Предметом поисков алхимиков был также «жизненный эликсир», который, как они пола­гали, является панацеей от всех болезней. Алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи, а порой и люди без определенных занятий.

Несмотря на то что исходная посылка алхимиков была ложной, их практи­ка способствовала развитию фармации — расширению знаний о химических процессах и способах получения лекарственных средств, изучению их свойств и становлению аптек и аптечного дела (рис. 127). В то время алхимия и врачеб­ное искусство тесно соприкасались друг с другом, — замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и великими алхимиками1.

Среди них были Одо из Мена-на-Лауре (X в.) — автор поэмы о свойствах трав, Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О ядах», и Роджер Бэкон, составивший сочинения «Большой труд», «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии». «...Не надо прибегать к магическим иллюзиям, — писал Р. Бэкон, — когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие»2.

' Семенченко В. Ф. История фармации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — С. 141 — 160. 2 История средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е.Степанова, Ф.Я.Шевеленко. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — С. 58.

261

Таким образом, видные ученые пе­риода Средневековья стремились под­ходить к алхимии и фармации с натур­философских позиций.

Рис. 128. Братья Косьма и Дамиан — свя­тые покровители хирургов, врачей и апте­карей (III в.). Косьма держит уринарий — сосуд для мочи и ее визуального изучения (уриноскопия); Дамиан держит в руках ступу аптекаря. Гравюра на меди Ван Меккенема

Хирургия в подавляющем большин­стве средневековых европейских уни­верситетов не преподавалась и в пери­од классического Средневековья к ме­дицинской профессии не относилась. Ею занимались банщики, которые в основном удаляли мозоли; цирюльни­ки, которые лечили раны, делали кро­вопускания и т.п.; и хирурги, которые производили некоторые оперативные вмешательства. Университетского обра­зования они не имели, в качестве вра­чей не признавались. Обучали хирур­гии в госпиталях (т. е. у постели боль­ного) по принципу ремесленного уче­ничества. Защищая свои права, хирур­ги объединялись в сословно-цеховые сообщества («братства»), которые были наиболее развиты во Франции. Мно­гие их них назывались именами свя­тых братьев Косьмы и Дамиана — по­кровителей хирургов, а позднее — врачей и аптекарей (рис. 128).

Косьма и Дамиан родились в Киликии (восточной провинции Великой Римской империи) ок. 250 г. Прославились как искусные врачеватели, которые лечили бесплат­но. Среди их чудесных исцелений — удачная операция ампутации пораженной гангре­ной ноги и ее замещение ногой скончавшегося мавра (трансплантация нижней конеч­ности). В период классического Средневековья они причислены к лику святых.

Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распростра­нения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с многочисленными войнами (в том числе крестовыми походами). С появлением огнестрельного оружия (в XIV в.) возникла проблема огнестрельных ранений. Помощь раненым на поле боя чаще всего оказывали цирюльники. В немецкой армии их называли «полевыми ножницами» (нем. Feldscheere), откуда и про­изошел современный термин «фельдшер».

Одним из самых известных хирургов средневековой Западной Европы был Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, ок. 1300—1368 гг.), воспитанник университе­тов в Болонье и Монпелье, врач, позднее хирург и священнослужитель (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V).

В возрасте 68 лет он заболел чумой, выздоровел и дал великолепное описа­ние признаков этой страшной болезни1. Ги де Шолиак был сторонником объе-

1 Nymphus Medicus: Альбом с пояснительным текстом. — Будапешт: Мелимпекс, 1962. — С. 66-67.

262

динения медицины и хирургии, раз­работал собственные способы лечения переломов и ампутации конечностей, был новатором обработки ран обезв­реживающими растворами.

Его главное сочинение — компиля­тивный труд «Обозрение хирургическо­го искусства медицины, или Большая хирургия» («Collectorium artis chiruigicalis medicinae, S. Chirurgia magna», 1363 r.) — хирургическая энциклопедия того вре­мени (рис. 129).

Рис. 129. Иллюстрация из труда Ги де Шо-

лиака «Chirurgia magna». 1363 г.

Париж. Национальная библиотека

После изобретения книгопечатания он был издан и до XVII столетия яв­лялся наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Евро­пе.

Со временем накопление знаний в средневековой Западной Европе привело к вызреванию объективных предпо­сылок для развития опытного метода в науке.