Схоластика и медицина
В периоды Раннего и Развитого Средневековья идеология западноевропейского общества определялась прежде всего церковью.
До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную, или католическую (от греч. katholikos — всеобщий), и вос-
255
точную, или ортодоксальную (от греч. orthodoxos — правоверный), после чего каждая из церквей обособилась и они стали полностью самостоятельными. В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями. В 1232 г. окончательно сформировался церковный суд — инквизиция, который выносил обвиненным в ереси суровые наказания (конфискация имущества, пытки, смерть).
Система папской инквизиции (от лат. inquisitio — расследование) существовала в Европе с 1232 г. (булла папы Григория IX) до начала XIX в. Число ее жертв (по архивам «Священного трибунала») исчислялось сотнями тысяч, среди них — десятки тысяч женщин, признанных инквизиторами «ведьмами»'. В Средние века «звание ученого, — как заметил А. И. Герцен, — скорее вело на костер, нежели в Академию. И они шли, вдохновленные истиной».
К великому сожалению, в практике судов инквизиции важное место занимали и врачи. Врач-инквизитор по существу был помощником палача. От его искусства пытать подсудимого зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался до суда. После пыток врачи залечивали раны — ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым2. Здесь нельзя не привести слова выдающегося врача эпохи Возрождения Парацельса: «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача».
Борьба с ересями отразилась на свободах университетов, содержании образования и методе обучения. Заметно усилилась компонента «комментариев» отцов церкви к трудам античных и средневековых авторов — язычников и иноверцев — с тем, чтобы привести их сочинения в соответствие с учением христианской церкви. Комментировался каждый абзац. В полной мере это относилось к «Гиппократову сборнику», произведениям Галена, Диоскорида, Павла, Ибн Сины, ал-Рази, ал-Захрави и многих других выдающихся авторов.
Из всех сочинений «Гиппократова сборника» к изучению допускались лишь «Афоризмы» и «Прогностика», в которых не содержалось философских рассуждений и анализа практического опыта. «Канон» Ибн Сины читался с комментариями преподобного отца Якова Фривульского, а труды Галена — с комментариями преподобного отца Трузиана. Причем в процессе рецензирования из учения Галена были изъяты его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма. В то же время некоторые его философские воззрения (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины Средневековья. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена.
Об отступлении от заданного текста не могло быть и речи. Более того, в 1300 г. буллой папы Бонифация VIII было запрещено рассечение человеческих трупов под страхом смертной казни. Все это заметно повлияло на сложившийся к тому времени метод средневекового образования — схоластику.
Схоластика (лат. scholasticium) — средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике, процветавший
1 Григулевич И.Р. Инквизиция. — 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Политиздат, 1976. — С. 113, 133, 365, 421-437.
2 Там же.-С. 144-145.
256
в университетах Западной Европы в XII —XIII вв. Ее основные положения базировались на учении Аристотеля (аристотелизм). «Схоластика» происходит от греч. schole — досуг, место встречи учителя с учениками, школа, а также от scholasticus — ритор, грамматик, и scholion — объяснение, толкование. Основу схоластики составляет метод философского и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждений (так называемая школьная философия)1.
В начале XIII в., когда в университетах усиливалось влияние богословия, схоластика (т. е. метод обучения), которая до этого времени была относительно свободна от влияния догматов церкви, превратилась в классическую средневековую схоластику. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии, основные постулаты которой окончательно сформулировал доминиканский монах Фома Аквинский.
Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, ок. 1225—1274 г.) — философ и теолог, обучался в Кёльнском университете у Альберта Великого, преподавал в Париже. В 1323 г. причислен к лику святых. Фома считал, что вера не противоречит разуму, и развивал идеи гармонии веры и разума; он пытался выводить бытие бога из бытия вещей и мира природы; применял философию, чтобы сделать теологию более доступной для человеческого разума («Философия есть служанка теологии»). Считал рациональное познание бога целью всех наук («Всякое познание — грех, если оно не имеет целью познание Бога»).
Классическая средневековая схоластика XIII в. основана на трех положениях: 1) все знания содержатся в трудах авторитетных авторов, признанных церковью; 2) наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших посредством формальной логики и 3) преподавание — процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт.
Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба английского естествоиспытателя Роджера Бэкона (Roger Bacon, 1215—1294 гг.) — магистра богословия Оксфордского университета и францисканского монаха. В народе его называли «удивительным доктором». В своем трактате «Opus majus» Р.Бэкон проповедовал точные естественные науки — математику, механику и алхимию, которая, по его мнению, изучает природу почв, растений, животных и средства медицины. Химические знания он впервые разделил на теоретические и практические («алхимия наблюдательная» и «алхимия практическая»). Он был противником схоластики и обратился к опытному методу, который считал единственным критерием истины. В результате Р. Бэкон был обвинен в «общении с нечистой силой»2 и, осужденный инквизицией, провел в тюрьме 24 года, выйдя оттуда глубоким стариком.
На исходе классического Средневековья преподавание медицины в университетах Западной Европы носило догматический характер; однако это не остановило ее поступательного развития. Факультеты медицины сумели сохранить открытость новым веяниям и добились права проводить анатомирование.
Как отмечалось, первые официальные анатомические вскрытия (anatomia) в Западной Европе стали проводить в XIII —XIV вв. в наиболее прогрессивных
1 Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т. 3. Всемирная история с древнейших вре мен и до 1800 г. — М.: Издательский дом «ИНФРА-М»; Изд-во «Весь мир», 1999. — С. 319.
2 Штрубе В. Пути развития химии: Пер. с нем. В 2 т. Т. 1. — М.: Мир, 1984. — С. 99—100, 200.
17 Сорокина 257
университетах (в гг. Салерно, Монпе-лье, Болонье) с особого разрешения монархов. Так, в 1238 г. император Священной Римской империи Фридрих II разрешил медицинской школе в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать Университету в Монпелье один труп в год1. (В Александрии в эллинистическом Египте еще в IV в. до н. э. Герофил и Эразистрат проводили систематические вскрытия умерших и казненных преступников, что положило начало созданию описательной анатомии.)
Рис. 124. Анатомический театр в Падуан-ском университете. XV в. Уменьшенная модель. E.Ashworth Underwood
В 1490 г. в Падуе был построен первый анатомический театр (рис. 124). Вскрытия всегда были сенсацией и собирали большое число зрителей — студентов и непосвященных горожан, среди которых бывали и дамы. Магистр сидел на кафедре и зачитывал соответствующие отрывки из сочинений Га-лена, тогда как оператор показывал публике называемые части тела. Главной целью первых вскрытий было «выявление удивительной божественной мудрости Создателя».
Первый широко известный в Западной Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино деЛуцци (Mondino de Luzzi, 1275 — 1326 гг.). Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов (рис. 125). Ввиду крайней редкости этого события их анатомирование проводилось весьма тщательно, в течение нескольких дней: в первый день вскрывали живот и изучали мышцы брюшной стенки и внутренности; во второй изучалось содержимое грудной клетки; в третий — анатомия головы и содержимое черепа; в четвертый — конечностей и их мышц, сосудов и т.д.2 Тем не менее анатомия Мондино весьма схематична и далека от действительности. Многое в этой книге заимствовано из трактата Галена «О назначении частей человеческого тела». Труд Мондино де Луцци долгое время существовал в рукописном виде; после изобретения книгопечатания он был издан в Венеции в 1478 г., переиздавался более 25 раз и в течение двух столетий оставался основным учебником анатомии, по которому обучался и Андреас Везалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии (см. с. 271). Одна-
1 Demaitre L. Theory and practice in medical education at the University of Montpellier in the Thirteenth and Fourteenth centuries // J. of the History of Medicine and allied sciences. — N.Y.; L, 1975. - № 30. - P. 120.
2 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. —
С. 92-93.
258
Рис. 125. Мондино де Луцци (1275-1326 гг.) на кафедре анатомии. Иллюстрация из книги Иоганна де Кетама «Fasciculus Medicinae», 1493 г. Гравюра на дереве
ко в целом представления о строении тела человека у студентов средневековых университетов были весьма поверхностными.
Под термином «медицина» в средневековой Западной Европе понимались внутренние болезни. Ее изучение осуществлялось на медицинских факультетах университетов и вплоть до окончания курса обучения носило теоретический характер. Студенты переписывали и заучивали наизусть ученые тексты из «Гиппократова сборника», произведений Галена, Ибн Сины, других врачей античности и Средневековья, участвовали в диспутах на заданную тему. Согласно представлениям того времени,
канонические тексты великих врачей Древности воспринимались как откровение Создателя, и потому их штудирование, комментирование и заучивание наизусть являлось важнейшей составляющей университетского образования в период классического Средневековья. Господствовал культ цитат:
Из голых слов, ярясь и споря, Возводят здания теорий. Словами вера лишь жива. Как можно отрицать слова?
Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются,
Словам должны мы доверять,
В словах нельзя ни йоты изменять...1.
И.В.Гёте
Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808 — 1879 гг.) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты, указывая пальцем каждый на свой фолиант, — смерть уносит больного (рис. 126). Средневековая схоластическая медицина во многих отношениях стояла спиной к больному.
В то же время в прогрессивных университетах средневековой Европы медицинское образование включало обязательную врачебную практику за пределами города. Так, в 1240 г. студенты Университета в Монпелье аттестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, а в 1309 г. требова-
Гёте И. В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 118.
259
Рис. 126. Доктора-схоласты. Карикатура Оноре Домье (1808-1879 гг.)
лась уже восьмимесячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, что студенты Монпелье уже в XII в. посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя», т.е. у постели больного.
Медицинская школа в Монпелье (на юге современной Франции) была основана при доминиканском монастыре в период Раннего Средневековья (точная дата не известна). В 1137 г. школа отделилась от монастыря, а в январе 1180 г. эдиктом графа Вильгельма VIII для нее были созданы благоприятные академические условия. В 1220 г. школа получила право иметь выборное самоуправление (во главе с епископом и канцлером). Одним из канцлеров школы был хирург Роджер Салернский. В Монпелье в течение 10 лет (1289— 1299 гг.) работал и преподавал Арнольд из Виллановы. В 1289 г. медицинская школа вошла в состав Университета, созданного в том же году в Монпелье. Медицинская школа в Монпелье испытала заметное влияние переводов арабских рукописей; в ней преподавали анатомию и хирургию (в отличие от подавляющего большинства других университетов); однако звания хирурга она не присваивала1. Из этой школы вышел Ги де Шолиак (см. с. 262).
Таким образом, подготовка врачей в передовых средневековых университетах была двухэтапной — теоретический курс плюс больничная практика. Неслучайно именно в период становления университетов (XII —XIII вв.) появилась большая часть средневековых госпиталей Европы.
Фармация в Средние века отличалась обилием ингредиентов, составляющих лекарственные средства (их количество в одном рецепте иногда достигало нескольких десятков). Это связано с широким распространением в Западной Европе алхимических знаний.
Алхимию часто называют лженаукой. На самом деле это закономерный исторический этап становления современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).
Как уже отмечалось, истоки алхимии восходят к искусству древнеегипетских жрецов, которые создавали сплавы различных металлов (в них входило и золото). «Металлические земли» использовались в Древнем Египте для изготовления орудий труда, ювелирных изделий и предметов погребального культа (см. рис. 23, 24). В Лейденском и Стокгольмском папирусах, найденных в 1828 г. при раскопках г. Фивы и относящихся к 300 г. н.э., описано около 250 рецептов для выделения и обработки химических веществ2. Искусство древних египтян было воспринято древними греками, которые пере-
1 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 65-73.
2 Там же. — С. 50.
260
водили слово «chymeia» как «настаивание», или «наливание». В VII в. арабы добавили к нему приставку «al», которая была отброшена лишь в начале XVI в.
Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в IX в., подготовил «алхимический бум» в Западной Европе. В период с XII по XVI в. европейские алхимики открыли железный купорос, карбонат аммония, сурьму и ее соединения, освоили способы приготовления бумаги и пороха. Ставя определенные практические задачи, они разработали различные методики химического эксперимента и создали соответствующую своему времени теорию вещества.
Рис. 127. Средневековая аптека. Иллюстрации из сочинения Иеронима Бруншвига «Книга о хирургии». Страсбург, 1497 г. Москва. Российская государственная библиотека
Западноевропейские алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней. В результате главной целью европейской средневековой алхимии стало превращение «неблагородных» металлов в «благородные» (в золото и серебро). Полагали, что оно происходит под влиянием «философского камня», на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню» приписывались также чудодейственные свойства исцеления от болезней, возвращение молодости, обеспечение долгой жизни (и даже бессмертия). Предметом поисков алхимиков был также «жизненный эликсир», который, как они полагали, является панацеей от всех болезней. Алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи, а порой и люди без определенных занятий.
Несмотря на то что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала развитию фармации — расширению знаний о химических процессах и способах получения лекарственных средств, изучению их свойств и становлению аптек и аптечного дела (рис. 127). В то время алхимия и врачебное искусство тесно соприкасались друг с другом, — замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и великими алхимиками1.
Среди них были Одо из Мена-на-Лауре (X в.) — автор поэмы о свойствах трав, Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О ядах», и Роджер Бэкон, составивший сочинения «Большой труд», «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии». «...Не надо прибегать к магическим иллюзиям, — писал Р. Бэкон, — когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие»2.
' Семенченко В. Ф. История фармации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — С. 141 — 160. 2 История средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е.Степанова, Ф.Я.Шевеленко. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — С. 58.
261
Таким образом, видные ученые периода Средневековья стремились подходить к алхимии и фармации с натурфилософских позиций.
Рис. 128. Братья Косьма и Дамиан — святые покровители хирургов, врачей и аптекарей (III в.). Косьма держит уринарий — сосуд для мочи и ее визуального изучения (уриноскопия); Дамиан держит в руках ступу аптекаря. Гравюра на меди Ван Меккенема
Хирургия в подавляющем большинстве средневековых европейских университетов не преподавалась и в период классического Средневековья к медицинской профессии не относилась. Ею занимались банщики, которые в основном удаляли мозоли; цирюльники, которые лечили раны, делали кровопускания и т.п.; и хирурги, которые производили некоторые оперативные вмешательства. Университетского образования они не имели, в качестве врачей не признавались. Обучали хирургии в госпиталях (т. е. у постели больного) по принципу ремесленного ученичества. Защищая свои права, хирурги объединялись в сословно-цеховые сообщества («братства»), которые были наиболее развиты во Франции. Многие их них назывались именами святых братьев Косьмы и Дамиана — покровителей хирургов, а позднее — врачей и аптекарей (рис. 128).
Косьма и Дамиан родились в Киликии (восточной провинции Великой Римской империи) ок. 250 г. Прославились как искусные врачеватели, которые лечили бесплатно. Среди их чудесных исцелений — удачная операция ампутации пораженной гангреной ноги и ее замещение ногой скончавшегося мавра (трансплантация нижней конечности). В период классического Средневековья они причислены к лику святых.
Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с многочисленными войнами (в том числе крестовыми походами). С появлением огнестрельного оружия (в XIV в.) возникла проблема огнестрельных ранений. Помощь раненым на поле боя чаще всего оказывали цирюльники. В немецкой армии их называли «полевыми ножницами» (нем. Feldscheere), откуда и произошел современный термин «фельдшер».
Одним из самых известных хирургов средневековой Западной Европы был Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, ок. 1300—1368 гг.), воспитанник университетов в Болонье и Монпелье, врач, позднее хирург и священнослужитель (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V).
В возрасте 68 лет он заболел чумой, выздоровел и дал великолепное описание признаков этой страшной болезни1. Ги де Шолиак был сторонником объе-
1 Nymphus Medicus: Альбом с пояснительным текстом. — Будапешт: Мелимпекс, 1962. — С. 66-67.
262
Его главное сочинение — компилятивный труд «Обозрение хирургического искусства медицины, или Большая хирургия» («Collectorium artis chiruigicalis medicinae, S. Chirurgia magna», 1363 r.) — хирургическая энциклопедия того времени (рис. 129).
Рис. 129. Иллюстрация из труда Ги де Шо-
лиака «Chirurgia magna». 1363 г.
Париж. Национальная библиотека
После изобретения книгопечатания он был издан и до XVII столетия являлся наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.
Со временем накопление знаний в средневековой Западной Европе привело к вызреванию объективных предпосылок для развития опытного метода в науке.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля