История
После распада Халифата и освобождения от арабского нашествия страны Средней Азии, Закавказья и Анатолии (Малой Азии) сохранили свой национальный язык, национальную культуру и государственность. Некоторые из них восприняли ислам, другие (например, Армения и Сирия) сохранили христианскую религию.
В IX—XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Мавераннахра, Хорезма (территории в Средней Азии между Сырдарьей и Амударьей) и Хорасана (территория в Персии) Исмаил ибн Ахмад Самани, правивший в 892 — 907 гг., объединил эти земли в единое Государство Саманидов, которое достигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока, который в правление Саманидов был центром литературной, научной и богословской жизни, притягивающей выдающихся мыслителей эпохи.
Это был плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ал-Рази, астрономы Абу Махмуд Ходженди и Улугбек, поэты Рудаки и Фирдоуси, энциклопедисты ал-Фараби, ал-Бируни, Ибн Сина.
Ал-Фараби (Абу Наср Мухаммед ибн Узлуг ибн Тархан ал-Фараби, 873 — 950 гг.) — ученый-энциклопедист средневекового Востока, автор почти 200 трактатов по философии, математике, астрономии, медицине, истории, праву. Родился в местечке Фа-раб в Мавераннахре (территория Казахстана). Путешествовал по многим городам Востока (Самарканд, Исфагань, Хамадан, Багдад, Дамаск). В Багдаде изучал арабский, сирийский и греческий языки. Среди его трудов комментарии к «Метафизике» и «Эти-
1 Ковнер С. Г. История арабской медицины. — Киев, 1893. — С. 44.
229
ке» Аристотеля, трактат «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», «Существо вопросов», «О классификации наук». Он считал, что «во врачевании лекарь становится совершенным целителем благодаря двум силам»: 1) силе в общей теории и 2) силе, приобретаемой в результате длительной практики в делах медицины, связанных с болезнью, и навыку, вследствие длительного опыта и наблюдения над телом человека. Благодаря этим силам врач может определить лекарства и лечение в соответствии с каждым случаем и при любом состоянии». Главными органами человека он считал сердце и мозг, которым подчиняются все остальные органы: «Печень управляет желчным пузырем, почками и подобными органами... мочевой пузырь служит почкам, почки служат печени, печень — сердцу... Сердце есть источник прирожденной теплоты. Именно от него она исходит в другие органы, от него они питаются... благодаря врожденному духу, который распределяется между органами посредством артерий»1. Он разделял взгляды Аристотеля о единстве теории и практики. Его работы оказали большое влияние на формирование взглядов Ибн Сины и других выдающихся мыслителей Средней Азии, Ирана, Турции и Закавказья.
Ал-Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни, 973—1050 гг.) — выдающийся мыслитель средневекового Востока, основоположник узбекской науки, оставивший свой след во многих ее областях — философии, астрономии (он вычислил длину окружности Земного шара), математике, географии, филологии, биологии и медицине. Родился в предместье древней столицы Хорезмийского государства, местечке Бирун. За свою долгую жизнь он скитался по многим странам Востока от Ирана до Индии и многое усвоил из их традиций и наук. В течение семи лет плодотворно трудился в Хорезме, где участвовал в создании знаменитой «Академии Мамуна». Из 150 его сочинений до нас дошло лишь 27. Среди них «Хронология», «Индия», «Минералогия», «Геодезия», астрономические труды «Канон Масуда» и «Астрономия», а также последний большой его трактат «Фармакогнозия» («Kitab as-saydana fi-t-Tibb»), Для Бируни мир — объективная реальность, существующая независимо от ощущений и мышления; он состоит из пустоты, ветра (воздуха), огня, воды и земли; движение и изменения происходят под влиянием «естественной силы»: «Материя сама связывает и изменяет форму вещей. Следовательно, эта материя есть творец»2. Он допускал самозарождение и высказал идею о закономерном отборе в природе. По его мнению, различия между людьми зависят «не только от различного происхождения, но и от различия почвы, воды, воздуха и местности на земле». Занимался ли он практической медициной, неизвестно. Однако, владея многими языками, он ссылается на труды более чем 250 известных медиков древности и Средневековья.
«Фармакогнозия» ал-Бируни — итог его многолетних исследований природы, флоры и фауны разных стран Востока (в тексте упоминается более 400 географических названий). Рукопись состоит из 1116 параграфов; из них 880 содержат описание 750 видов растений, 101 средства животного и 107 средств минерального происхождения, а также около 30 сложных лекарств-противоядий. Ал-Бируни считал фармакогнозию самостоятельной наукой, — не частью медицины, а ее помощницей. Этот труд стал ценным источником знаний для многих поколений средневековых врачей.
Ибн Сина
В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина (рис. 111) — великий ученый-энциклопедист сред-
1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 188, 191.
2 Там же.-С. 198.
230
невекового Востока, преуспевший в 12 науках (философии, музыке, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, математике, алгебре, геометрии, теологии, лингвистике), о чем свидетельствуют 12 стелл над его мавзолеем в г. Хамадане (территория Ирана, рис. 112). На Востоке его называли «аш-Шейх ар-Раис» (араб, as-saih ar-ra'is), что означает «Глава ученых». Все страны, на территории которых он работал или путешествовал, считают его достоянием своей национальной культуры: узбеки считают его узбеком, таджики — таджиком, арабы — арабом, в Иране он — перс, а в Турции — турок.
Рис. 111. Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.). Реконструкция М.М.Герасимова
Его полное имя — Абу Али ал-Ху-сейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Ali al-Husayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980—1037 гг.), что означает «Отец Али, Хуссейн, сын Абдаллаха, внук ал-Хасана, правнук Али, праправнук Сины и т.д...». На Востоке его называют коротко — Ибн Сина (Абу Али ибн Сина). На латинском Западе его имя со временем трансформировалось в «Авиценна».
Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Один из его учеников записал со слов Ибн Сины его краткую биографию, которая является достоверным источником наших представлений об основных вехах его судьбы:
231
«Отец мой [Абдаллах ибн ал-Хасан] родом из Балха. Оттуда он переехал в Бухару в дни [правления] Нуха ибн Мансура. В его же времена он управлял делами селения Хармайсан в округе Бухары... Вблизи его было селение под названием Афшана. Отец мой взял оттуда в жены мою мать [по имени Ситора] и поселился там. Здесь мать родила меня, а затем моего брата. Потом мы переехали в Бухару, и мне привели учителей Корана и словесности. Когда мне исполнилось десять лет, я уже настолько усвоил Коран и многие словесные науки, что вызывал удивление...
Я усвоил методы полемики и приемы возражения собеседнику... У ан-Натили я изучил простые положения логики... Затем я взялся самостоятельно читать книги и изучать комментарии, пока не закрепил знание логики... я изучил книгу Евклида... потом перешел к «Альмагесту»... занялся изучением текстов книг и комментариев по физике и метафизике. И стали раскрываться передо мной врата науки.
Потом я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных. Благодаря приобретенному опыту передо мной открылись неописуемые врата врачевания.... В это время я был шестнадцати лет.
Затем в течение полутора лет я продолжал свои занятия науками... я не спал целиком ни одной ночи, а днем не занимался ничем иным, кроме науки... Я продолжал так действовать, пока не укрепился во всех науках и не достиг их в меру человеческих возможностей. Все, что я познал тогда, — это то, что я знаю теперь; к тем моим познаниям ничего не прибавилось по сей день»1.
Таким образом, к 18 годам Ибн Сина овладел всеми знаниями, накопленными в те времена. Во время болезни эмира Бухары Нуха ибн-Мансура из династии Саманидов никто из придворных врачей не мог его вылечить, и во дворец пригласили Ибн Сину. «Поскольку мое имя, — писал он, — было известно в их среде благодаря моей начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня. Я явился и принял с ними участие в его лечении и отличился при этом. Однажды я спросил у Нух ибн Мансура разрешения пройти в его библиотеку, чтобы изучить имеющиеся там книги по медицине. Он разрешил мне, и я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой.... Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них и постиг степень учености каждого автора. Когда я достиг восемнадцати лет, я завершил изучение всех наук. В то время я быстро усваивал знания, но теперь они у меня более зрелые, хотя мои знания те же, и ничего нового я не познал»2. (Спустя несколько лет, в период нашествия Газневидов, знаменитая Бухарская библиотека сгорела.)
По просьбе своего соседа Абу Бакр ал-Бараки, богослова из Хорезма, Ибн Сина составил для него обширный комментарий к книгам, которые читал. Так появились его первые работы «Итог и результат» в 20 томах и книга по этике «Благодеяние и грех». В 1002 г., когда Ибн Сине было 22 года, умер его отец Абдаллах ибн ал-Хасан. Государству Саманидов в то время угрожал султан Махмуд Газневи — правитель соседнего государства Газневидов (территория Афганистана), принадлежащий к другому религиозному направлению, и Ибн Сина был вынужден оставить Бухару и переехать в столицу Хорезма Гургандж
1 Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980. — С. 47.
2 Там же. — С. 48.
232
Hecai ,'£аманкан®-- _ Джаджар\Г\ лшапур
Каэвин®
(хамадаьГ®™ \
N
фХаймартан Афшана ®
Самарканд
©Исфшиш.
Р ис. 113. Карта скитаний Ибн Сины. По В.Н.Терновскому
(Гурган, территория Туркмении, рис. 113) Эмир процветавшего Хорезма Али ибн Мамун покровительствовал наукам. При его дворе трудилась плеяда блистательных ученых Востока. Ибн Сине было назначено ежемесячное жалование, и в течение ряда лет он жил в Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости») вместе с такими выдающимися учеными, как энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни и математик, астроном и врач-христианин Абу Сахл ал-Масихи, которые оказали большое влияние на формирование его философских и естественно-научных воззрений.
Однако наступающий султан Газневи потребовал отправить к его двору всех ученых Хорезма, и в 1012 г. Ибн Сина вместе с христианином Масихи (который погиб в пути) бежал в г. Джурджан на юго-востоке от Каспийского моря (территория Ирана). Два года в Джурджане были весьма плодотворными: Ибн Сина закончил книгу «Исхождение и возвращение» и приступил к своему главному труду «Канону врачебной науки» (или «Канон медицины»), который писал около 20 лет. Здесь же он встретил преданного ученика и друга на всю оставшуюся жизнь — философа Абу Убайда ал-Джурджани, ставшего его биографом и копиистом его сочинений.
Скитаясь, Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана, где напряженно работал, лечил эмиров и простых людей. В Хамадане служил визирем эмира Шамс ад-Даул Абу Тахира и сидел в темнице; здесь же он закончил свою «Книгу исцеления» («Ash-Shifa»). В Исфагане (1023—1032 гг.) служил при дворе эмира и много писал.
Его «Канон медицины» (араб. «Al-Qanun fl-t-Tibb») явился энциклопедией медицинских знаний эпохи Ибн Сины. Он состоит из пяти книг, каждая из которых делится на части (араб./ая), отделы (араб, dzumla), статьи (араб, makala) и параграфы (араб. fasl).
Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы
233
болезней; диета, профилактика, общие принципы лечения. Одна из ее частей «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом Древности. «Кто освоил первый том Канона, — писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, — для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины»1.
Вторая книга посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения, «в которых нет искусственно изготовленного состава».
В третьей, весьма обширной, книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их диагностика и лечение. Причем все болезни систематизированы по разделам. Так, болезни глаз описаны в главе «Болезни головы» и представлены в четком последовательном изложении.
Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.
В пятой книге описаны «сложные» лекарства, яды и противоядия. Это самый краткий и лаконичный том под названием «Akrabadin».
В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине.
В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык и до 1473 г. существовал в рукописном варианте. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией». В начале XVI в. был сделан второй перевод «Канона» на латинский язык, который впервые увидел свет в Венеции в 1527 г. В течение XV в. «Канон» издавался 16 раз, в XVI в. — 20 (рис. 114), не считая публикаций его отдельных частей. Он переведен на многие языки (в том числе русский) и, по мнению исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества2.
Тяготение к «Канону» ученых разных эпох объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт Древности и Раннего Средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал исчерпывающее оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины сказалось во всех восточных землях и через мусульманскую Испанию достигло Европы, где оно ощущалось в течение многих столетий. 1000-летие со дня рождения Ибн Сины торжественно отмечалось в 1980 г. по инициативе Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО (UNESCO) во всех странах мира.
После Ибн Сины, ал-Фараби, ал-Бируни и Масихи Средняя Азия оставалась признанным центром врачебного искусства и медицинской науки. В XII—XIII вв. в Хорез-
1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 212.
2 Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу: Пер. с англ. — М.: Наука, 1976. — С. 92.
234
Рис. 114. Титульный лист второй книги
«Канона медицины» Ибн Сины
на латинском языке.
SECVNDVMVOLV
Венеция, 1523 г.
ме плодотворно работал Исмаил Джурд-жани (... —1041 гг.) — автор многочисленных манускриптов: «Сокровища Хорезмша-ха», «Цели медицины», «Царская медицина», «Режим (для) дня и ночи». Придерживаясь гуморальной теории, он рассматривал здоровье в контексте климатических особенностей Хорезмского оазиса и времен года. Особое внимание он уделял питанию, качеству питьевой воды, гигиене жилища, режиму сна и бодрствования. В трактате «Сокровища Хорезмшаха» он привел несколько таблиц, раскрывающих целебные и вредные свойства основных продуктов питания того времени.
Средневековая медицина Ближнего и Среднего Востока, процветавшая в течение четырех столетий (IX—XIII вв.), оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие медицинских знаний в странах Азии, Африки и Европы. Она явилась одним из истоков европейской медицины и, таким образом, подготовила и приблизила эпоху Возрождения в Западной Европе.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля