logo
Glava_4

История

После распада Халифата и освобождения от арабского нашествия страны Средней Азии, Закавказья и Анатолии (Малой Азии) сохранили свой нацио­нальный язык, национальную культуру и государственность. Некоторые из них восприняли ислам, другие (например, Армения и Сирия) сохранили христи­анскую религию.

В IX—XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Мавераннахра, Хорезма (территории в Средней Азии между Сырдарьей и Амударьей) и Хора­сана (территория в Персии) Исмаил ибн Ахмад Самани, правивший в 892 — 907 гг., объединил эти земли в единое Государство Саманидов, которое до­стигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока, который в правление Саманидов был центром литературной, науч­ной и богословской жизни, притягивающей выдающихся мыслителей эпохи.

Это был плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ал-Рази, астрономы Абу Мах­муд Ходженди и Улугбек, поэты Рудаки и Фирдоуси, энциклопедисты ал-Фараби, ал-Бируни, Ибн Сина.

Ал-Фараби (Абу Наср Мухаммед ибн Узлуг ибн Тархан ал-Фараби, 873 — 950 гг.) — ученый-энциклопедист средневекового Востока, автор почти 200 трактатов по фило­софии, математике, астрономии, медицине, истории, праву. Родился в местечке Фа-раб в Мавераннахре (территория Казахстана). Путешествовал по многим городам Вос­тока (Самарканд, Исфагань, Хамадан, Багдад, Дамаск). В Багдаде изучал арабский, сирийский и греческий языки. Среди его трудов комментарии к «Метафизике» и «Эти-

1 Ковнер С. Г. История арабской медицины. — Киев, 1893. — С. 44.

229

ке» Аристотеля, трактат «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристоте­лем относительно органов человеческого тела», «Существо вопросов», «О классифика­ции наук». Он считал, что «во врачевании лекарь становится совершенным целителем благодаря двум силам»: 1) силе в общей теории и 2) силе, приобретаемой в результате длительной практики в делах медицины, связанных с болезнью, и навыку, вследствие длительного опыта и наблюдения над телом человека. Благодаря этим силам врач мо­жет определить лекарства и лечение в соответствии с каждым случаем и при любом состоянии». Главными органами человека он считал сердце и мозг, которым подчиня­ются все остальные органы: «Печень управляет желчным пузырем, почками и подоб­ными органами... мочевой пузырь служит почкам, почки служат печени, печень — сердцу... Сердце есть источник прирожденной теплоты. Именно от него она исходит в другие органы, от него они питаются... благодаря врожденному духу, который распре­деляется между органами посредством артерий»1. Он разделял взгляды Аристотеля о единстве теории и практики. Его работы оказали большое влияние на формирование взглядов Ибн Сины и других выдающихся мыслителей Средней Азии, Ирана, Турции и Закавказья.

Ал-Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни, 973—1050 гг.) — выдаю­щийся мыслитель средневекового Востока, основоположник узбекской науки, оста­вивший свой след во многих ее областях — философии, астрономии (он вычислил длину окружности Земного шара), математике, географии, филологии, биологии и медицине. Родился в предместье древней столицы Хорезмийского государства, местеч­ке Бирун. За свою долгую жизнь он скитался по многим странам Востока от Ирана до Индии и многое усвоил из их традиций и наук. В течение семи лет плодотворно трудил­ся в Хорезме, где участвовал в создании знаменитой «Академии Мамуна». Из 150 его сочинений до нас дошло лишь 27. Среди них «Хронология», «Индия», «Минералогия», «Геодезия», астрономические труды «Канон Масуда» и «Астрономия», а также послед­ний большой его трактат «Фармакогнозия» («Kitab as-saydana fi-t-Tibb»), Для Бируни мир — объективная реальность, существующая независимо от ощущений и мышле­ния; он состоит из пустоты, ветра (воздуха), огня, воды и земли; движение и измене­ния происходят под влиянием «естественной силы»: «Материя сама связывает и изме­няет форму вещей. Следовательно, эта материя есть творец»2. Он допускал самозарож­дение и высказал идею о закономерном отборе в природе. По его мнению, различия между людьми зависят «не только от различного происхождения, но и от различия почвы, воды, воздуха и местности на земле». Занимался ли он практической медици­ной, неизвестно. Однако, владея многими языками, он ссылается на труды более чем 250 известных медиков древности и Средневековья.

«Фармакогнозия» ал-Бируни — итог его многолетних исследований природы, флоры и фауны разных стран Востока (в тексте упоминается более 400 географи­ческих названий). Рукопись состоит из 1116 параграфов; из них 880 содержат описа­ние 750 видов растений, 101 средства животного и 107 средств минерального проис­хождения, а также около 30 сложных лекарств-противоядий. Ал-Бируни считал фарма­когнозию самостоятельной наукой, — не частью медицины, а ее помощницей. Этот труд стал ценным источником знаний для многих поколений средневековых врачей.

Ибн Сина

В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина (рис. 111) — великий ученый-энциклопедист сред-

1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 188, 191.

2 Там же.-С. 198.

230

невекового Востока, преуспевший в 12 науках (философии, музыке, физи­ке, химии, астрономии, медицине, ботанике, математике, алгебре, гео­метрии, теологии, лингвистике), о чем свидетельствуют 12 стелл над его мавзолеем в г. Хамадане (территория Ирана, рис. 112). На Востоке его на­зывали «аш-Шейх ар-Раис» (араб, as-saih ar-ra'is), что означает «Глава ученых». Все страны, на территории которых он работал или путешествовал, считают его достоянием своей национальной культуры: узбеки считают его узбеком, таджики — таджиком, арабы — арабом, в Иране он — перс, а в Турции — турок.

Рис. 111. Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.). Реконструкция М.М.Герасимова

Его полное имя — Абу Али ал-Ху-сейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Ali al-Husayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980—1037 гг.), что означает «Отец Али, Хуссейн, сын Абдаллаха, внук ал-Хасана, правнук Али, праправнук Сины и т.д...». На Востоке его назы­вают коротко — Ибн Сина (Абу Али ибн Сина). На латинском Западе его имя со временем трансформировалось в «Авиценна».

Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохра­нилось лишь 238. Один из его учеников записал со слов Ибн Сины его краткую биографию, которая является достоверным источником наших представлений об основных вехах его судьбы:

Рис. 112. Мавзолей Ибн Сины. Хамадан (территория Ирана)

231

«Отец мой [Абдаллах ибн ал-Хасан] родом из Балха. Оттуда он переехал в Бухару в дни [правления] Нуха ибн Мансура. В его же времена он управлял делами селения Хармайсан в округе Бухары... Вблизи его было селение под названием Афшана. Отец мой взял оттуда в жены мою мать [по имени Ситора] и поселился там. Здесь мать родила меня, а затем моего брата. Потом мы переехали в Бухару, и мне привели учите­лей Корана и словесности. Когда мне исполнилось десять лет, я уже настолько усвоил Коран и многие словесные науки, что вызывал удивление...

Я усвоил методы полемики и приемы возражения собеседнику... У ан-Натили я изучил простые положения логики... Затем я взялся самостоятельно читать книги и изучать комментарии, пока не закрепил знание логики... я изучил книгу Евклида... потом перешел к «Альмагесту»... занялся изучением текстов книг и комментариев по физике и метафизике. И стали раскрываться передо мной врата науки.

Потом я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Меди­цина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных. Благодаря приобретенному опыту передо мной открылись неописуемые врата врачевания.... В это время я был шестнадцати лет.

Затем в течение полутора лет я продолжал свои занятия науками... я не спал цели­ком ни одной ночи, а днем не занимался ничем иным, кроме науки... Я продолжал так действовать, пока не укрепился во всех науках и не достиг их в меру человеческих возможностей. Все, что я познал тогда, — это то, что я знаю теперь; к тем моим познаниям ничего не прибавилось по сей день»1.

Таким образом, к 18 годам Ибн Сина овладел всеми знаниями, накоплен­ными в те времена. Во время болезни эмира Бухары Нуха ибн-Мансура из династии Саманидов никто из придворных врачей не мог его вылечить, и во дворец пригласили Ибн Сину. «Поскольку мое имя, — писал он, — было изве­стно в их среде благодаря моей начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня. Я явился и принял с ними участие в его лечении и отличился при этом. Однажды я спросил у Нух ибн Мансура разрешения пройти в его библиотеку, чтобы изучить имеющиеся там книги по медицине. Он разрешил мне, и я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой.... Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них и постиг степень учености каждого автора. Когда я достиг восем­надцати лет, я завершил изучение всех наук. В то время я быстро усваивал знания, но теперь они у меня более зрелые, хотя мои знания те же, и ничего нового я не познал»2. (Спустя несколько лет, в период нашествия Газневидов, знаменитая Бухарская библиотека сгорела.)

По просьбе своего соседа Абу Бакр ал-Бараки, богослова из Хорезма, Ибн Сина составил для него обширный комментарий к книгам, которые читал. Так появились его первые работы «Итог и результат» в 20 томах и книга по этике «Благодеяние и грех». В 1002 г., когда Ибн Сине было 22 года, умер его отец Абдаллах ибн ал-Хасан. Государству Саманидов в то время угрожал султан Махмуд Газневи — правитель соседнего государства Газневидов (территория Афганистана), принадлежащий к другому религиозному направлению, и Ибн Сина был вынужден оставить Бухару и переехать в столицу Хорезма Гургандж

1 Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980. — С. 47.

2 Там же. — С. 48.

232

Hecai

,'£аманкан®-- _ Джаджар\Г\

лшапур

Каэвин®

(хамадаьГ®™ \

N

фХаймартан Афшана ®

Самарканд

©Исфшиш.

Р ис. 113. Карта скитаний Ибн Сины. По В.Н.Терновскому

(Гурган, территория Туркмении, рис. 113) Эмир процветавшего Хорезма Али ибн Мамун покровительствовал наукам. При его дворе трудилась плеяда блис­тательных ученых Востока. Ибн Сине было назначено ежемесячное жалование, и в течение ряда лет он жил в Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости») вместе с такими выдающимися учеными, как энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни и математик, астроном и врач-христианин Абу Сахл ал-Масихи, которые оказали большое влияние на формирование его философс­ких и естественно-научных воззрений.

Однако наступающий султан Газневи потребовал отправить к его двору всех ученых Хорезма, и в 1012 г. Ибн Сина вместе с христианином Масихи (кото­рый погиб в пути) бежал в г. Джурджан на юго-востоке от Каспийского моря (территория Ирана). Два года в Джурджане были весьма плодотворными: Ибн Сина закончил книгу «Исхождение и возвращение» и приступил к своему главному труду «Канону врачебной науки» (или «Канон медицины»), который писал около 20 лет. Здесь же он встретил преданного ученика и друга на всю оставшуюся жизнь — философа Абу Убайда ал-Джурджани, ставшего его био­графом и копиистом его сочинений.

Скитаясь, Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана, где напряженно работал, лечил эмиров и простых людей. В Хамадане служил визи­рем эмира Шамс ад-Даул Абу Тахира и сидел в темнице; здесь же он закончил свою «Книгу исцеления» («Ash-Shifa»). В Исфагане (1023—1032 гг.) служил при дворе эмира и много писал.

Его «Канон медицины» (араб. «Al-Qanun fl-t-Tibb») явился энциклопедией медицинских знаний эпохи Ибн Сины. Он состоит из пяти книг, каждая из которых делится на части (араб./ая), отделы (араб, dzumla), статьи (араб, makala) и параграфы (араб. fasl).

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы

233

болезней; диета, профилактика, общие принципы лечения. Одна из ее частей «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиу­мом Древности. «Кто освоил первый том Канона, — писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, — для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины»1.

Вторая книга посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения, «в которых нет искусственно изготовленного состава».

В третьей, весьма обширной, книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их диаг­ностика и лечение. Причем все болезни систематизированы по разделам. Так, болезни глаз описаны в главе «Болезни головы» и представлены в четком пос­ледовательном изложении.

Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описы­вая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.

В пятой книге описаны «сложные» лекарства, яды и противоядия. Это са­мый краткий и лаконичный том под названием «Akrabadin».

В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной меди­цине.

В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык и до 1473 г. существовал в рукописном варианте. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией». В начале XVI в. был сделан второй перевод «Канона» на латинский язык, который впервые увидел свет в Венеции в 1527 г. В течение XV в. «Канон» издавался 16 раз, в XVI в. — 20 (рис. 114), не считая публикаций его отдельных частей. Он переведен на многие языки (в том числе русский) и, по мнению исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории чело­вечества2.

Тяготение к «Канону» ученых разных эпох объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт Древности и Раннего Средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал исчерпывающее оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины ска­залось во всех восточных землях и через мусульманскую Испанию достигло Европы, где оно ощущалось в течение многих столетий. 1000-летие со дня рож­дения Ибн Сины торжественно отмечалось в 1980 г. по инициативе Генераль­ной ассамблеи ЮНЕСКО (UNESCO) во всех странах мира.

После Ибн Сины, ал-Фараби, ал-Бируни и Масихи Средняя Азия оставалась при­знанным центром врачебного искусства и медицинской науки. В XII—XIII вв. в Хорез-

1 Пицхелаури Г.З. Медицина и выдающиеся медики средневекового Востока. — Тбилиси: Саб- чота Сакартвело, 1982. — С. 212.

2 Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу: Пер. с англ. — М.: Наука, 1976. — С. 92.

234

Рис. 114. Титульный лист второй книги

«Канона медицины» Ибн Сины

на латинском языке.

SECVNDVMVOLV

Венеция, 1523 г.

ме плодотворно работал Исмаил Джурд-жани (... —1041 гг.) — автор многочислен­ных манускриптов: «Сокровища Хорезмша-ха», «Цели медицины», «Царская медици­на», «Режим (для) дня и ночи». Придер­живаясь гуморальной теории, он рассмат­ривал здоровье в контексте климатических особенностей Хорезмского оазиса и вре­мен года. Особое внимание он уделял пи­танию, качеству питьевой воды, гигиене жилища, режиму сна и бодрствования. В трактате «Сокровища Хорезмшаха» он при­вел несколько таблиц, раскрывающих це­лебные и вредные свойства основных про­дуктов питания того времени.

Средневековая медицина Ближне­го и Среднего Востока, процветавшая в течение четырех столетий (IX—XIII вв.), оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие медицинских знаний в странах Азии, Африки и Европы. Она явилась одним из истоков европейской медицины и, таким образом, под­готовила и приблизила эпоху Возрождения в Западной Европе.