logo
Glava_4

Больничное дело

Больничное дело в Халифате с самого начала испытало значительное влия­ние персидских (иранских) и византийских традиций. Само название арабской больницы — бимаристан — персидское. По преданию, еще во времена пророка Мухаммеда некоторые его родственники изучали медицину в Гундишапуре (см. с. 215) на территории Персии, а сам Мухаммед получал свои познания о медицине от врача ал-Харта ибн Каладаха (al-Harth ibn Khaladah), который родился в Мекке в середине VI в. и обучался в Гундишапурской медицинской школе.

Создание больниц в Халифате с самого начала было делом светским и яв­лялось актом благотворительности1. В те времена на Востоке (как и на Западе) были широко распространены многие заразные болезни: дизентерия, лепра, малярия, туберкулез, тифы, а также паразитарные, глазные и многие другие болезни. Эпидемии и пандемии чумы и оспы уносили тысячи жизней (особен­но в период арабских завоеваний, VII — середина VIII в.). Большинство детей умирало в младенчестве. Средняя продолжительность жизни не превышала 35 лет. Врачи оказывались беспомощными перед лицом большинства заболеваний.

Все это обусловило появление первых больниц. Основная идея их учрежде­ния заключалась в проявлении сострадания и благотворительности, а позд­нее — в создании условий для сохранения очагов медицинской профессии2.

1 Khairallah Л.А. Outline of Arabic contribution to Medicine. — Lebannon, 1946. — P. 59 — 73.

2 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. — P. 137.

224

Исламские больницы не предназначались для решения проблемы обеспечения медицинской помощью всех нуждающихся. Их количество было несоизмеримо малым по сравнению с численностью населения, и основную врачебную по­мощь продолжали оказывать частнопрактикующие врачи. Создавались больни­цы на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансирова­лись, поэтому посещение больниц было бесплатным.

Согласно сообщению историка ал-Макризи (al-Maqrizi, 1364— 1442 гг.), первый приют для больных в мусульманском мире был сооружен в 707 г. во времена династии Омейядов при халифе ал-Валиде (705 — 715 гг.). Предназна­чался он для больных лепрой. Приюты для душевнобольных, слепых и преста­релых стали строить во времена Аббасиддов.

Первая исламская больница общего типа была основана в Багдаде около 805 г. по велению халифа Харуна ал-Рашида христианским врачом Джибраилом ибн Бахтишу (третьим в знаменитой династии армянских врачей Бахтишу). По ее подобию стали строить больницы и в других провинциях Халифата.

Так, первая большая мусульманская больница на территории Египта была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном (868 — 884 гг.). Она предназ­началась исключительно для бедного населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распреде­лялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.

Постепенно число больниц в Халифате увеличивалось. К началу X в. в Багдаде было пять больших больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц и приютов.

К XII в. почти в каждом большом городе имелись больницы общего типа. Обслуживающий персонал больниц состоял из врачей и немедицинского пер­сонала. При больницах имелись библиотеки, аптеки, кухня, мечеть; в редких случаях сооружались внутренние дворики с фонтаном и бассейном. Начиная с XIII в. при больницах начали создавать медицинские школы (см. с. 227).

Наибольшей популярностью в средневековом исламском мире пользова­лись три крупные больницы: «ал-Адуди» в Багдаде, «ал-Нури» в Дамаске и «ал-Мансури» в Каире.

Багдадская больница «ал-Адуди» была построена в 981 г. по повелению пра­вителя Адуд ал-Даулаха (949 — 983 гг.), который широко покровительствовал развитию наук и искусств. Располагалась она на западном берегу Тигра, в том самом месте, которое еще ал-Рази (850 — 923 гг.) определил, как самый здоро­вый район Багдада: подыскивая место для больницы, он, будучи главным вра­чом Багдада, приказал своим помощникам развесить в разных районах города кусочки свежего мяса; там, где мясо менее всего подверглось гниению, и была построена его больница. В этом же районе города располагался и дворец халифа Харун ал-Рашида (789 — 809 гг.).

Больницу «ал-Адуди» обслуживали 24 врача, санитары (араб, mu'aliguna), слуги (араб, huzzari), привратники {араб, bawwabuna), управители (араб, wukala)

15 Сорокина

и надзиратели (араб, naturuna). Количе­ство пациентов исчислялось десятка­ми. Больница состояла из нескольких павильонов, в которых было множе­ство комнат, обставленных с большим комфортом. В каждое помещение пода­валась проточная вода из р. Тигр. В на­стоящее время никаких следов этой больницы не сохранилось. Среди выдаю­щихся врачей, которые ее возглавляли, были Ибн ал-Талмит (XII в., см. с. 218) и армянские врачи-христиане из динас­тии Бахтишу.

Другая знаменитая больница «ал-Нури» была основана в Дамаске Ну­ром ал-Дин Занги около 1154 г. На про­тяжении XII —XIII вв. она была вид­ным медицинским центром, куда при­ходили посетители из далеких земель (с территории Испании, Египта, Ира­ка). Одно из зданий этой больницы со­хранилось до наших дней (в нем рас­полагается Музей арабской медицины и науки, рис. 108).

Рис. 108. Больница ал-Нури в Дамаске, ос­нованная в 1154 г. халифом Нуром ал-Дин

Однако самой знаменитой больни­цей арабоязычного мира была больни­ца «ал-Мансури» в Каире, основанная в 1282 г. (после распада Халифата) пра­вителем Ал-Малик ал-Мансур Калаву-ном. Будучи еще принцем, ал-Мансур излечился от колик в больнице «ал-Нури» в Дамаске. Исцеление и сама больница произвели на принца неиз­гладимое впечатление, и он поклялся создать нечто подобное в Каире, когда взойдет на трон и станет халифом. Его

нованиаи в i ю-т i. /чи, ,..^r_ Jr_

Занги (ныне — Музей арабской медицины и »~>~.-*~ -

науки). Внизу — фрагмент экспозиции Музея, воля была блистательно исполнена: в Фото предоставлено автором. 2002 г. 1284 г. в помещении бывшего дворца

была открыта больница его имени. По

свидетельству историков, в мусульманском мире не было равной ей ни по внешнему виду, ни по внутреннему убранству и оснащению; сотни больных свободно размещались в мужских и женских помещениях в соответствии с их заболеваниями. Обслуживавшие их врачи (мужчины и женщины) специализи­ровались в разных областях медицинских знаний. В этой больнице работал и Ибн ал-Нафис. Больница «ал-Мансури» функционировала вплоть до 1915 г. Даже в наши дни в ней располагается глазная больница.

Были в Халифате и специальные военные лечебные учреждения. Они пере­двигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во

226

время военных походов, наряду с вра­чами-мужчинами воинов сопровожда­ли и женщины-врачи, которые ухажи­вали за ранеными. Некоторые женщи­ны-мусульманки, занимавшиеся меди­циной, заслужили широкое признание. Так, при Омейядах прославилась оку­лист Зайнаб из племени Авд. Высоки­ми познаниями в лечении женских болезней обладали сестра ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Однако в целом медицина была мужской про­фессией, даже в таких ее областях как гинекология и родовспоможение.

Рис. 109. Приготовление лекарства. Иллю­страция из рукописного перевода на араб­ский язык труда Диоскорида «О лекарствен­ных средствах». 1224 г. Киев. Киевский музей западного и восточ­ного искусства

В Халифате не существовало единых правил или требований для приступа­ющих к врачебной практике. Не было и единой системы обучения врачей, поэтому весьма часто они начинали свою практику, имея лишь теоретичес­кие познания, почерпнутые ими из рукописей.

Медицинское образование приобре­талось различными путями и на раз­ных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.

  1. Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались у философов, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина (см. с. 232).

  2. Другие обучались искусству врачевания у своих родителей-врачей; как пра­ вило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструмен­ тов и всегда — обилие пациентов для развития практических навыков. Эта традиция, как правило, существовала в семьях христианских врачей (напри­ мер, династия Бахтишу).

  3. Некоторые приходили на обучение к известным врачам (таким, как ал- Рази) и получали у них уроки дома или в мечетях, а позднее и в больницах (после их появления в начале IX в.).

  4. Медицинских школ в Халифате еще не существовало, — они появились в исламском мире достаточно поздно — в XIII в., т. е. после распада Халифата на ряд независимых государств. Первые исламские медицинские школы при боль­ ницах появились в Османской империи (на территории Турции). В них прини­ мали мальчиков в возрасте около 15 лет. Ученики постоянно проживали при больнице в течение всего периода обучения, имели в своем распоряжении богатые книгами библиотеки. Основной учебной литературой служили 16-том-

227

Рис. 110. Больница и медицинская школа Комплекса Байезида II (XV в.): 1 — больница на 32 места, 2 — аптека, 3 — галерея для приема приходящих больных, 4 — медицин­ская школа на 18 учащихся

ный манускрипт работ Галена, составленный в Александрии, «Гиппо­кратов сборник», работы Диоскорида (рис. 109), Аристотеля, Платона, ал-Рази, ал-Захрави и, особенно, Ибн Сины. Обучение было как теоретическим (изучение текстов, комментарии учителя, вопросы и ответы), так и практиче­ским, — в больнице всегда было много пациентов, за которыми ученики уха­живали под присмотром своих учителей и даже принимали участие в их лече­нии. (Созданию медицинских школ при больницах предшествовали медресе, или Мадраса (араб, madrasd) — тип мусульманской школы, сложившейся к X столетию; в библиотеках некоторых медресе найдены книги по медицине, что свидетельствует о начальных элементах медицинского образования.)1

Типичным примером исламской медицинской школы может служить медицинская школа при больничном комплексе Байезида II, построенном в Эдирне (территория Турции) в 1484—1488 гг. по велению султана Османской империи Байезида II (1481 — 1512 гг.). В течение одного года в ней обучались 18 учеников-мальчиков. Располагалась школа в отдельном здании прямоугольной формы (рис. ПО), внутри которого имелся большой внутренний двор. В него выходили все помещения школы, как жилые, так и учебные. Каждый учащийся имел в здании школы свою комнату и получал именем султана полное обеспечение (проживание, обслуживание, питание и два ак£,е в день на карманные расходы). Заметим, что учитель получал 50 аЦе в день, а помощник учителя — 7 ак^е. Помимо преподавателей, в школе работали три администратора, которые следили за общим порядком и организацией учебного процесса.

Занятия проводились в специальном просторном зале с внутренним балконом, от­куда ученики могли наблюдать за действиями учителей. Обучение велось на турецком языке. Известно, что в первые годы существования школа имела около 30 рукописных книг на арабском, персидском и турецком языках. Образование в классической тради­ции того времени сосредотачивалось на изучении текстов. Получив базовые теорети­ческие знания, ученики продолжали свое обучение на приеме приходящих больных и в больнице, у постели больного под руководством врачей-специалистов2.

Ныне этот комплекс является Музеем здоровья Тракайского университета.

На первоначальном этапе развития арабо-мусульманской цивилизации уче­ные средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, до-

1 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. - P. 129-130.

2 Сорокина Т. С. Средневековый больничный комплекс султана Байезида II (Эдирне, Тур­ ция) // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. — 2003. — № 2. — С. 55— 57.

228

полнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важ­нейшие знания, накопленные в регионе к началу классического Средневеко­вья, в том числе и в области медицины. В дальнейшем они внесли свой весо­мый вклад в развитие медицинской науки и практики. Это становление и раз­витие алхимии, фармации и фармакопеи; развитие больничного дела, учреж­дение высокоорганизованных больниц и распространение медицинской помо­щи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самосто­ятельной и почетной области медицины; создание библиотек и систематиза­ция научного знания. Они оказали значительное влияние на развитие наук в Западной Европе, приблизив тем самым эпоху Возрождения.

«Вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвину­лось бы на несколько столетий», — писал С. Г. Ковнер1.