logo
Glava_4

Развитие медицинских знаний

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской им­перии были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из кото­рых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился. На первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Лекарственные средства стали предметом особого изучения. Интерес к ним был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойства­ми растений.

Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» грека Теофраста (Theophrastus, 372 — 287 гг. до н.э.) и римского военного врача Диоскорида, грека по происхождению. Его сочинение «О вра­чебной материи» («De materia medica») на протяжении почти шестнадцати сто­летий было непревзойденным учебником по лекарственному врачеванию. Не­редко византийские врачи излагали результаты собственных наблюдений, уточ­няя описания отдельных растений и их лечебные свойства. Со временем приго­товлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики.

В период Раннего Средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического ха­рактера, составлялись специальные руководства по производству разнообраз­ных веществ, главным образом, красителей и лекарств. В поздней Византии важную роль в этом процессе играла алхимия (позднелат. alchemia; от араб, al и лат. chimia), ставшая важным этапом развития химии в Средние века после арабских завоеваний (см. с. 260, 261).

Энциклопедическое знание. Бурная эпоха IV—VII вв. оставила гораздо боль­ше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Ви­зантии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои зна­ния из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Одним из самых выдающихся врачей этого периода был грек Орибасий (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325 — 403 гг.) из Пергама. Медицину он изучал в Алек­сандрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского цен­тра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о. Кипр.

Орибасий жил в переходный период, когда Римская империя как единое государство номинально еще существовала, но фактически уже приближалась к распаду. Во второй половине IV в. Орибасий жил и работал в Константино­поле, где стал другом и врачом императора Юлиана Отступника (360 — 363 гг.), племянника Константина Великого. Получив великолепное образование в Афинах, Юлиан был большим поклонником Платона и греческого искусства. Он не принял христианской религии (за что и был назван «Отступником») и всячески стремился сохранить наследие античной языческой цивилизации (в области медицины, в частности). По его предложению Орибасий в 361 г. соста­вил свой основной энциклопедический труд «Врачебное собрание» («Collecta

191

medicinalia») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях античных авторов мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Си­нопсис» (греч. synopsis — обозрение) в девяти книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синоп­сиса» явилась другая известная работа Орибасия «Общедоступные лекарства» («Euporista»). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образо­вания и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели своего покровителя императора Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопеди­стов-медиков. Среди них Аэций (греч. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502 — 572 гг.) из Амиды, который считается первым выдающимся византийским врачом-хри­стианином. Он также учился в Александрии, затем служил начальником импе­раторской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное сочинение Аэция — руководство по медицине «Четверокнижие» («Tetrabiblos») в 16 томах — явля­ется компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая таким обра­зом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того вре­мени.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525 — 605 гг.) — сын врача и брат архитектора Анфимия, строи­теля храма св. Софии в Константинополе. Труд Александра о внутренних болез­нях и их лечении в 12 томах пользовался популярностью на протяжении всего Средневековья. Будучи переведен на латинский («Libri duodecim de re medica»), сирийский, арабский и еврейский языки, он был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра еще при жизни называли «Целите­лем» (Alexander Jatros). Основным материалом для этого труда послужила соб­ственная врачебная практика Александра.

Точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней выгодно отличали Александра от других коллег. По его мнению, врач «обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта»1. Основываясь на собственном опыте, он позволял себе не соглашаться с некоторыми выводами Галена и критиковал их. Главной задачей врача Алек­сандр считал профилактику. Он много путешествовал. Жил на территории Гре­ции, Италии, Галлии, Африки. Умер в Риме, куда был приглашен в качестве архиатра города папой Григорием Великим (590 — 604 гг.) во время эпидемии чумы. Это была страшная «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опус-

1 Ковнер С. Г. История средневековой медицины. В 2 вып. Вып. 1. — Киев, 1893. — С. 46. 192

тошила почти все страны Средиземно­морья и держалась около 60 лет. В од­ном Константинополе в разгар эпиде­мии в 542 г. ежедневно умирало не­сколько тысяч человек.

PAVLI

NETAE MEDICI

OPERA,

tOANNB GVINTBRIO ANDER-oaco Medico pcritifiimo Intcrpicte.

Ж IK S V MM

Guintcr^ic lani Cornarij Annotation»:

ITEM

lacobi GoupyMi 6c Igcobi Dalcchampij Scholia

in eadcm opcta. От ItJif o/Uftfim,, tc

Видным врачом Византии был Па­вел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Paulus Aegineta, 625 — 690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией (Египетской), где он учился и рабо­тал, когда Египет входил в состав Ви­зантийской империи, а также после ее завоевания арабами (которые высоко ценили его как хирурга, акушера и преподавателя).

L V G D Г N I, APVD GVLIEL. ROVILLIV

IVI SCVTO V ( К 1 T O.

СУМ

Рис. 91. Павел с острова Эгина и титуль­ный лист собрания его трудов. Венеция. 1567. Валенсия. Библиотека медицинского факультета Университета

П авел составил два больших сочи­нения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургичес­кий сборник в семи книгах «Compendii medici libri septem» (рис. 91). Труд Пав­ла отличается оригинальностью мыс­ли, ясностью изложения и четким зна­нием предмета. Греческий Восток рано узнал и оценил его, латинский Запад пользовался этим трудом на протяже­нии всех Средних веков. Особую цен­ность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог раз­вития хирургии к VII в. (малая хирур­гия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пла­стическая хирургия). В эпоху Возрож­дения многие медицинские факульте­ты (например, Парижского универси­тета) предписывали преподавать хи­рургию только по сочинению Павла. Описанные в нем радикальные опера­ции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины по­читался самым смелым хирургом сво­его времени.

Необходимо отметить, что со временем византийские врачи стали исполь­зовать не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и арабские медицинские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных средств. Понятно, что влияние арабов ощущается в более поздних сочинениях византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (Simeon Seth, IX в.) и книга по лекарствоведению («Opus medicamentorum») Николая Мирепса (Myrepsus,

13 Сорокина

193

Nicolaus, XIII в.), использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.

Больничное дело в Византии развивалось в духе традиций, заложенных в восточных провинциях Римской империи в конце IV в. (см. с. 181) и значитель­но опережало западные земли бывшей Римской империи. Христианские боль­ницы Раннего Средневековья еще не были похожи на современные нам гос­питали. Они возникли в связи с другими целями: появление христианских боль­ниц связано с идей гостеприимства и помощи нуждающимся, бедным, не­мощным, т.е. с идеей христианской благотворительности. Об этом свидетель­ствует само их название (греч. nosocomium, лат. hospitium — помещение для при­езжих, от лат. hospes — чужеземец, приезжий, и hospitalitas — гостеприимство). Уже в ранневизантийский период больницы были распространены в Империи повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV в. славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных1.

Больница в современном понимании формируется в период Классического Средневековья (в X—XV вв.). О высокой организации больничного дела в по­здней Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константино­поле, основанной в XII в. Иоанном II при монастыре Пантократора. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест до­стигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередуясь через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходя­щих больных. Врачи получали жалование деньгами и продуктами, пользова­лись бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права ча­стной практики без специального разрешения императора. При больнице была и медицинская школа для обучения врачебному искусству2.

Yandex.RTB R-A-252273-3