Развитие медицинских знаний
Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился. На первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.
Лекарственные средства стали предметом особого изучения. Интерес к ним был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.
Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» грека Теофраста (Theophrastus, 372 — 287 гг. до н.э.) и римского военного врача Диоскорида, грека по происхождению. Его сочинение «О врачебной материи» («De materia medica») на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником по лекарственному врачеванию. Нередко византийские врачи излагали результаты собственных наблюдений, уточняя описания отдельных растений и их лечебные свойства. Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики.
В период Раннего Средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом, красителей и лекарств. В поздней Византии важную роль в этом процессе играла алхимия (позднелат. alchemia; от араб, al и лат. chimia), ставшая важным этапом развития химии в Средние века после арабских завоеваний (см. с. 260, 261).
Энциклопедическое знание. Бурная эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.
Одним из самых выдающихся врачей этого периода был грек Орибасий (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325 — 403 гг.) из Пергама. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о. Кипр.
Орибасий жил в переходный период, когда Римская империя как единое государство номинально еще существовала, но фактически уже приближалась к распаду. Во второй половине IV в. Орибасий жил и работал в Константинополе, где стал другом и врачом императора Юлиана Отступника (360 — 363 гг.), племянника Константина Великого. Получив великолепное образование в Афинах, Юлиан был большим поклонником Платона и греческого искусства. Он не принял христианской религии (за что и был назван «Отступником») и всячески стремился сохранить наследие античной языческой цивилизации (в области медицины, в частности). По его предложению Орибасий в 361 г. составил свой основной энциклопедический труд «Врачебное собрание» («Collecta
191
medicinalia») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях античных авторов мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.
По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Синопсис» (греч. synopsis — обозрение) в девяти книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась другая известная работа Орибасия «Общедоступные лекарства» («Euporista»). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме.
За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели своего покровителя императора Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.
После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций (греч. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502 — 572 гг.) из Амиды, который считается первым выдающимся византийским врачом-христианином. Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное сочинение Аэция — руководство по медицине «Четверокнижие» («Tetrabiblos») в 16 томах — является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.
Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525 — 605 гг.) — сын врача и брат архитектора Анфимия, строителя храма св. Софии в Константинополе. Труд Александра о внутренних болезнях и их лечении в 12 томах пользовался популярностью на протяжении всего Средневековья. Будучи переведен на латинский («Libri duodecim de re medica»), сирийский, арабский и еврейский языки, он был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра еще при жизни называли «Целителем» (Alexander Jatros). Основным материалом для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра.
Точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней выгодно отличали Александра от других коллег. По его мнению, врач «обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта»1. Основываясь на собственном опыте, он позволял себе не соглашаться с некоторыми выводами Галена и критиковал их. Главной задачей врача Александр считал профилактику. Он много путешествовал. Жил на территории Греции, Италии, Галлии, Африки. Умер в Риме, куда был приглашен в качестве архиатра города папой Григорием Великим (590 — 604 гг.) во время эпидемии чумы. Это была страшная «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опус-
1 Ковнер С. Г. История средневековой медицины. В 2 вып. Вып. 1. — Киев, 1893. — С. 46. 192
тошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В одном Константинополе в разгар эпидемии в 542 г. ежедневно умирало несколько тысяч человек.
PAVLI
NETAE MEDICI
OPERA,
tOANNB GVINTBRIO ANDER-oaco Medico pcritifiimo Intcrpicte.
Ж IK S V MM
Guintcr^ic lani Cornarij Annotation»:
ITEM
lacobi GoupyMi 6c Igcobi Dalcchampij Scholia
in eadcm opcta. От ItJif o/Uftfim,, tc
Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Paulus Aegineta, 625 — 690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией (Египетской), где он учился и работал, когда Египет входил в состав Византийской империи, а также после ее завоевания арабами (которые высоко ценили его как хирурга, акушера и преподавателя).
L V G D Г N I, APVD GVLIEL. ROVILLIV IVI SCVTO V ( К 1 T O. СУМ Рис. 91. Павел с острова Эгина и титульный лист собрания его трудов. Венеция. 1567. Валенсия. Библиотека медицинского факультета Университета
П авел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в семи книгах «Compendii medici libri septem» (рис. 91). Труд Павла отличается оригинальностью мысли, ясностью изложения и четким знанием предмета. Греческий Восток рано узнал и оценил его, латинский Запад пользовался этим трудом на протяжении всех Средних веков. Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты (например, Парижского университета) предписывали преподавать хирургию только по сочинению Павла. Описанные в нем радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.
Необходимо отметить, что со временем византийские врачи стали использовать не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и арабские медицинские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных средств. Понятно, что влияние арабов ощущается в более поздних сочинениях византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (Simeon Seth, IX в.) и книга по лекарствоведению («Opus medicamentorum») Николая Мирепса (Myrepsus,
13 Сорокина
193
Nicolaus, XIII в.), использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.
Больничное дело в Византии развивалось в духе традиций, заложенных в восточных провинциях Римской империи в конце IV в. (см. с. 181) и значительно опережало западные земли бывшей Римской империи. Христианские больницы Раннего Средневековья еще не были похожи на современные нам госпитали. Они возникли в связи с другими целями: появление христианских больниц связано с идей гостеприимства и помощи нуждающимся, бедным, немощным, т.е. с идеей христианской благотворительности. Об этом свидетельствует само их название (греч. nosocomium, лат. hospitium — помещение для приезжих, от лат. hospes — чужеземец, приезжий, и hospitalitas — гостеприимство). Уже в ранневизантийский период больницы были распространены в Империи повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV в. славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных1.
Больница в современном понимании формируется в период Классического Средневековья (в X—XV вв.). О высокой организации больничного дела в поздней Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной в XII в. Иоанном II при монастыре Пантократора. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередуясь через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалование деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице была и медицинская школа для обучения врачебному искусству2.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля