logo search
Glava_4

Образование и медицина

В средневековой Западной Европе медицинскому образованию предшество­вало обучение в духовной или светской (с XIII в.) школе, где преподавались «семь свободных искусств» (лат. septem artes liberates) — совокупность основных учебных дисциплин, история формирования которых уходит своими корнями

248

к системам древнегреческого, древнеримского и византийского образования (см. с. 128, 167, 195).

Школьное образование в средневековой Западной Европе было доступно лишь мень­шинству населения. Наиболее образованной частью общества было духовенство. Поня­тие «школа» в Средние века было достаточно широким. Школами назывались различ­ные центры обучения: монастырские и кафедральные, приходские и светские город­ские, доуниверситетские сообщества учеников одного учителя (позднее термин «шко­ла» стал использоваться для обозначения высших школ, т.е. университетов).

Содержанием школьного обучения были «семь свободных искусств». «Свободными» их называли потому, что в античном мире они были обращены к свободным, ищущим людям, стремящимся проникнуть в причины и сущность вещей. В период Раннего Сред­невековья «свободные искусства» окончательно подразделились на две группы: триви­ум и квадривиум. Первый этап обучения « Trivium» (лат. — трехпутье) включал три предмета средневекового школьного образования — грамматику, риторику, диалектику. В про­грамму «Quadrivium» (лат. — четырехпутье) входили математика, геометрия, астроно­мия и музыка. В литературе эти термины появляются в V—VI вв. Так, термин «quadrivium» впервые употреблен в трактате М.С.Боэция (Boethius, 475 — 525 гг.) «Наставления по арифметике» (труды Боэция на протяжении столетий были базовыми для средневеко­вых школ).

Школы были двух типов: элементарные и грамматические. Элементарная школа раз­вивала навыки чтения и письма на латинском языке, усвоение религиозных текстов и основных молитв и песнопений. Обучение в них начиналось в семилетнем возрасте. В грамматических школах вырабатывались навыки лингвистического анализа (грамма­тика), умение излагать мысли (риторика) и логически рассуждать (диалектика). В грам­матических школах изучали также и начальные элементы квадривиума. Единых про­грамм не было. Глубина и характер обучения зависели от учителя, финансирования, количества учеников (которое иногда достигало 60) и других причин. В грамматиче­скую школу принимали после 11 — 12 лет. Обучение было устным, на слух и дли­лось 5 — 6 лет. В школах применялись телесные наказания. Учителями были магистры грамматики или бакалавры искусств. В XII в. появились учителя-профессионалы. Гра­мотность стала элементом аристократического воспитания. Наметился рост библиотек. Помимо городских школ, была и частная практика преподавания.

Выпускники элементарных школ получали степень бакалавра грамматики, а грам­матических школ — магистра грамматики, что давало право продолжить обучение в университете сначала на подготовительном («артистическом») факультете, а потом — на одном из трех высших факультетов: богословском, медицинском или юридическом. Таким образом, к изучению богословия ученики приступали лишь после овладения «свободными искусствами». Их изучение в школе (а затем и на «артистическом» фа­культете университета) рассматривалось не как этап общего образования, а как сред­ство, необходимое для достижения высшей цели — освоения Священного писания, ибо всякое знание в то время имело цену, если помогало усвоению содержания свя­щенных книг'.

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них — врачебная школа в г. Салерно (недалеко от Неаполя), где уже в IX в. существовала корпорация врачей, которые не только лечили больных, но и обучали врачебному искусству.

Салернская врачебная школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направ-

1 От глиняной таблички — к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учебное пособие / Под ред. Т. Н.Матулис. — М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 440-469.

249

ления. Ее деканы не имели духовного сана. Финансировалась школа за счет средств города и платы за обучение. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть «городом Гиппократа» (лат. Civitas Hippocratica). Большое влияние на ее развитие оказала деятельность Константина Африканского (Constantinus Africanus, ок. 1020—1087 гг.) — тунисского врача из Карфагена, монаха (в Монте Кассино) и переводчика на латинский язык греческих и арабских ме­дицинских сочинений. Он первым сделал арабскую медицину достоянием За­пада и, прежде всего, медицинской школы Салерно. Таким образом, в период своего расцвета (XII —XIII вв.) Салернская школа объединила античную тра­дицию и арабское наследие1.

По велению Фридриха II (1212—1250 гг.), императора Священной Римс­кой империи, в которую тогда входила и Италия, Салернской школе — един­ственной в стране — было дано исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики. Без лицензии этой школы заниматься медициной на территории Империи запрещалось.

Школа имела свою программу обучения. Вначале студенты в течение трех лет проходили подготовительный курс. Затем в течение пяти лет изучали меди­цину, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Студенты сопровождали своих преподавателей в госпитале и участвовали в осмотре больных. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие знаний и исцеления:

Каждый согласен: по праву Салерно — бессмертная слава. Целого света стбченье туда, чтоб найти исцеленье. Я полагаю, что верно учение школы Салерно2.

Безымянный немецкий Архипоэт (XII в.) (Перевод Ю. Ф. Шульца)

Салернская школа оказала определяющее влияние на медицину средневеко­вой Европы. Она существовала в течение почти тысячи лет — с IX в. до 22 ноября 1811 г., когда уступила свои права Университету в Неаполе. Обучение в Салер­но носило практический характер (рис. 122). В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. раз в пять лет разреша­лось проводить вскрытия человеческих трупов (см. с. 258). Магистры Салернс­кой школы составляли анатомические трактаты. Из этой школы вышел хирург Роджер Салернский (XII в.), впоследствии преподаватель и магистр хирургии Университета в Монпелье, автор трактата «Ars Chirurgica» (1170 г.). Уже тогда Салернская школа внесла существенный вклад в становление анатомии и хи­рургии3.

В Салерно работали известные врачи и магистры того времени: Иоанн Пла-теарий, Кофо, Феррарий, Мавр, Урсо, Музандин. Все они оставили после себя известные медицинские сочинения, которые в середине XII в. были объ-

1 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 39-42.

2 Арнольд из Вимшновы. Салернский кодекс здоровья / Пер. и коммент. Ю.Ф. Шульца. — М.: Медицина, 1970. - С. 12.

3 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 52-53.

250

единены во всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний De aegritudinum curatione»). Были в Салерно и извест­ные женщины-врачи: Абелла (XI в.) — автор трактата о «О природе челове­ческого семени»; «благородная матро­на» Тротула (XI в.), писавшая «О жен­ских болезнях» и «О составлении ле­карств»; доктор медицины Константа Календа (XIV в.) и другие.

В XIII в. многочисленные труды вра­чей Салерно были объединены в об­ширном дидактическом труде «Цвет медицины Салерно» Flos medicinae Salerno»), который в последующие века пополнялся новыми сочинениями са-лернских врачей и магистров.

Рис. 122. Иллюстрация из кодекса Салерн-ской школы: вверху — приготовление ле­карств под руководством магистра и лече­ние эпилепсии методом прижигания; внизу— демонстрация больных и лечение методом прижигания. Третья четверть XII в. Лондон. Британский музей

И все же лучшим сочинением Са-лернской врачебной школы за всю ее тысячелетнюю историю признается небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья» Regimen sanitatis Salernitanum»). Ее автор Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Vfflanova, 1235—1311 гг.), прослав­ленный ученый, врач и алхимик Сред­невековья, а впоследствии — магистр Университета в Монпелье.

Поэма посвящена в основном дие­тетике и предупреждению болезней и со­стоит из 390 стихотворных строк. В ней приведены также краткие сведения о строении человеческого тела (219 кос­тей, 32 зуба и 365 крупных кровеносных сосудов) и признаки нездоровья в духе гуморальной теории. К тому времени на основе древнегреческой концеп­ции о четырех соках организма в Европе уже сформировались представления о четырех темпераментах у людей (сангвиник1, флегматик, холерик, меланхо­лик), и в поэме Арнольдо из Виллановы мы впервые (см. с. 136) встречаем их красочные описания:

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон, и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, — но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

1 Термин «сангвиник» — латинского происхождения (от лат. sanguis — кровь). Следовательно, он мог возникнуть только после того, как латынь стала языком науки, т.е он не существовал (и еще не мог существовать) в Древней Греции.

251

Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость. Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну, не занятьям свои посвящает флегматик досуги. Лень и сонливость рассудок тупой и вялость движений. Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною, Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

Желчь существует — она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали; Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствуют вечно в трудах, и не предан их разум дремоте; Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят, Робки, не чужд им обман, а лицо у них землистого цвета1.

Арнольд из Виллановы

(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Безусловно, эти описания отвечают духу своего времени и во многих деталях отличаются от современных нам представлений, основанных на соотношении процессов возбуждения и торможения в ЦНС (И. П. Павлов, см. с. 513).

В течение почти двух столетий труд Арнольда из Виллановы существовал в рукописном виде; в 1480 г. он был впервые издан, затем переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

В 1280 г. высшие школы Салерно получили статус университета.

Становление университетов в средневековой Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры. Сама идея университета как высшей школы была не новой — в эпоху Древности прототипами университета были Академия Платона и Алек­сандрийский мусейон; в Средние века известные школы были в Константино­поле и во владениях Халифата.

Европейское понятие «университет» (лат. universitasсовокупность, общ­ность) первоначально не имело ничего общего со школой и образованием. В Средние века так называли объединения (сообщества) людей одной профес­сии (купцов, ремесленников и др.), связанных общей присягой или клятвой о взаимопомощи и совместных действиях. Со временем термин «университет» зак­репился за профессиональными корпорациями преподавателей и учеников — universitas magistrorum et shcolarium. Долгое время они существовали наравне с объединениями наставников и студентов — Studium generale — общими выс­шими школами. Университеты становились полноценными Studium generale только после получения ими папской хартии, которую начали выдавать в XII в. В стро­гом смысле именно с этого времени и берет свое начало история университе­тов как высших школ.

1 Салернский кодекс здоровья; Цвет медицины Салерно; Стихотворные предписания Салер-нской школы; Немецкий Архипоэт: Просьба по возвращении в Салерно / Пер. и коммент. Ю.Ф. Шульца. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - С. 55-56.

252

Средневековые университеты отли­чались значительной независимостью от светских и церковных властей. Они имели свои органы управления, свой суд и свои привилегии, которые выда­вались им папой, императорами и ко­ролями. Присвоенные ими степени признавались во всем христианском мире. Только университеты давали ли­цензии на право преподавания.

Рис. 123. Мондино де Луцци (1275-1326 гг.) читает лекцию студентам Болонского уни­верситета. Надгробная плита. XIV в. Болонья. Церковь св. Франциска

Итак, de jure история университетов начинается в XII в., а точнее — в 1158 г., когда император «Священной Римской империи» Фридрих Барбаросса (ок. 1123—1190 гг.) взял под свою защиту юридическую школу в Болонье (Ита­лия) и передал ее под юрисдикцию местного епископа1. В 1200 г. аналогичную грамоту получили высшие школы Парижа, объединенные в Studium generale (общую школу). В разное время статус университета был присвоен высшим школам в Оксфорде (Британия, 1200 г.), Саламанке (Испания, 1218 г.), Падуе (Италия, 1222 г.), Неаполе (Италия, 1224 г.), Кембридже (Британия, 1225 г.), Салерно (Италия, 1280 г.), Монпелье (Франция, 1289 г.), Лиссабоне (Порту­галия, 1308 г.), Праге (Чехия, 1348 г.), Кракове (Польша, 1364 г.), Вене (Ав­стрия, 1365 г.), Гейдельберге (Германия, 1385 г.), Кельне (1388 г.), Лейпциге (1409 г.), Барселоне (Испания, 1450 г.), Копенгагене (Дания, 1479 г.) и т.д. (все перечисленные университеты имели факультет медицины). К концу XV в. в Европе было 86 университетов. Каждый из них объединял десятки (рис. 123), а иногда сотни студентов и магистров (студенты-медики, как правило, состав­ляли не более 10 % общего количества учащихся).

Языком средневековой учености была латынь. До изобретения книгопечата­ния в Западной Европе книга была величайшей редкостью и стоила очень до­рого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных (производство пергамента началось в г. Пергаме ок. 180 г. до н.э.). Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по несколько лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафед­ре (греч. kathedra — стул, скамья, место, с которого риторы и философы про­износили речи). Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.

Как правило, средневековые университеты имели три высших факультета: богословский, медицинский и юридический (среди которых ведущая роль принад­лежала богословскому факультету). В каждом университете существовал подгото­вительный факультет свободных искусств (или «артистический»), на котором студенты весьма кратко изучали предметы программы Trivium (грамматику, ри­торику, диалектику), дополняя и расширяя школьные знания, и весьма под-

1 От глиняной таблички — к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учеб. пособие / Под ред. Т. Н.Матулис. — М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 490.

253

робно — дисциплины цикла Quadrivium (математику, геометрию, астрономию и музыку), с которыми в школе знакомились весьма кратко. Закончив програм­му Trivium, студенты получали степень бакалавра искусств; по окончании же полного курса «артистического» факультета — степень магистра искусств, что давало право на преподавание и продолжение обучения на одном из трех выс­ших факультетов (теологии, медицины, права). Однако степень магистра ис­кусств получали далеко не все — не более половины студентов, пришедших на курс обучения (отстающие и «хвостисты» были во все времена).

На факультете медицины курс теоретического обучения длился пять—семь (и даже более) лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Термин «факультет» (лат. facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г. папой Григорием IX для обозначения коллективов преподавателей, способных обучать той или иной специальности в Парижском университете, учрежденном церковными властями.

Слово «студент» произошло от латинского слова «studere» — «учиться». Сту­дентами называли всех учащихся университета, которые, как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы (вплоть до XV в. студентами по преимуществу были духовные лица). Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничива­лись (среди них были и 15-летние юноши, и седовласые мужчины). Средневе­ковые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества («нации»). Вступая в университет, сту­дент давал корпоративную клятву, которой должен был следовать в течение всей своей жизни (нарушивший клятву объявлялся клятвопреступником). Кор­поративность университетов строго соблюдалась, что способствовало их высо­кому авторитету в средневековом обществе.

Количество студентов-медиков было небольшим и в пределах одного фа­культета редко превышало 10 (например, в Падуе в 1450 г. среди 93 выпускни­ков было всего лишь девять медиков). Для руководства студентами члены фа­культета избирали старосту десятки — декана (лат. decanus; от лат. decem десять), который возглавлял факультет и переизбирался каждые три месяца. Во главе университета стоял Rector magnificissmus (лат. rector — управитель) — наиглавнейший управитель, который также избирался. В католических универ­ситетах (например, Парижском) он назначался и оплачивался церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля (например, в Не­аполе), — королевской властью. В европейских университетах было несколько должностей ректоров: от низшей до высшей. Руководящие посты занимали лица, имевшие духовный сан. Делалось это из юридических соображений, ибо светские лица не имели права судить лиц духовных.

Преподаватели университетов имели разные степени: бакалавров (лат. baccalaureus — первая академическая/ученая степень в системе средневекового европейского образования), магистров (лат. magister — начальник, наставник «семи свободных искусств»; вторая академическая степень) и докторов (лат. doctor учитель, преподаватель; от docere — учить). Примерно с XV—XVI вв. в средневековых университетах Европы было введено звание профессора. Тер­мин «профессор» (лат. professor знаток, публично признанный учителем) пришел из Древнего Рима (первым профессором риторики в Риме был Квин-тилиан, с 68 г. н.э., см. с. 167).

254

В XV—XVI в. особой популярностью среди студентов пользовалась веселая застольная песня «Gaudeamus» («Мы радуемся»; от лат. gaudere — радоваться), которая со временем стала студенческим гимном. Ниже приводится его текст на латинском языке и построчный русский перевод.

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Post jugundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus*.

...Vita nostra brevis est, Brevi finietur. Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur!*

Vivat Academia! Vivant professores! Vivat membrum quodlibet! Vivant membra qualibet! Semper sunt in flore!*

Будем веселиться, Пока мы молоды! После весёлой молодости, После горестной старости Нас возьмет земля*.

...Наша жизнь коротка, 1 Конец ее близок; |*

Смерть приходит быстро, Уносит нас безжалостно, Никому не будет пощады!

Да здравствует Академия! Да здравствуют профессора! Да здравствует каждый член ее! Да здравствуют повсюду ее члены! Пусть вечно они процветают!*

Vivant omnes virgines, Graciles, formosae! Vivant et mulieres, Tenerae, amabiles, Bonae, laboriosae!*

Vivat et respublica 1 Et qui illam regint! J * Vivat nostrum civitas, Maecenatum caritas, Qui nos hie protegint!*

Pereat tristitia, Pereant dolores! Pereat Diabolus, Quivis antiburschius, Atque irrisores!

Да здравствуют все девушки, Стройные, изящные! Да здравствуют и женщины, Нежные, любящие, Добрые, трудолюбивые!

Да здравствует наша страна,

И тот, кто ею правит!

Да здравствует наш город,

Милость меценатов,

Которые нам покровительствуют!

Да погибнет тоска, Да погибнут печали! Да погибнет Дьявол, И все враги студентов, Смеющиеся (над ними)!*

Повторить дважды.