Образование и медицина
В средневековой Западной Европе медицинскому образованию предшествовало обучение в духовной или светской (с XIII в.) школе, где преподавались «семь свободных искусств» (лат. septem artes liberates) — совокупность основных учебных дисциплин, история формирования которых уходит своими корнями
248
к системам древнегреческого, древнеримского и византийского образования (см. с. 128, 167, 195).
Школьное образование в средневековой Западной Европе было доступно лишь меньшинству населения. Наиболее образованной частью общества было духовенство. Понятие «школа» в Средние века было достаточно широким. Школами назывались различные центры обучения: монастырские и кафедральные, приходские и светские городские, доуниверситетские сообщества учеников одного учителя (позднее термин «школа» стал использоваться для обозначения высших школ, т.е. университетов).
Содержанием школьного обучения были «семь свободных искусств». «Свободными» их называли потому, что в античном мире они были обращены к свободным, ищущим людям, стремящимся проникнуть в причины и сущность вещей. В период Раннего Средневековья «свободные искусства» окончательно подразделились на две группы: тривиум и квадривиум. Первый этап обучения « Trivium» (лат. — трехпутье) включал три предмета средневекового школьного образования — грамматику, риторику, диалектику. В программу «Quadrivium» (лат. — четырехпутье) входили математика, геометрия, астрономия и музыка. В литературе эти термины появляются в V—VI вв. Так, термин «quadrivium» впервые употреблен в трактате М.С.Боэция (Boethius, 475 — 525 гг.) «Наставления по арифметике» (труды Боэция на протяжении столетий были базовыми для средневековых школ).
Школы были двух типов: элементарные и грамматические. Элементарная школа развивала навыки чтения и письма на латинском языке, усвоение религиозных текстов и основных молитв и песнопений. Обучение в них начиналось в семилетнем возрасте. В грамматических школах вырабатывались навыки лингвистического анализа (грамматика), умение излагать мысли (риторика) и логически рассуждать (диалектика). В грамматических школах изучали также и начальные элементы квадривиума. Единых программ не было. Глубина и характер обучения зависели от учителя, финансирования, количества учеников (которое иногда достигало 60) и других причин. В грамматическую школу принимали после 11 — 12 лет. Обучение было устным, на слух и длилось 5 — 6 лет. В школах применялись телесные наказания. Учителями были магистры грамматики или бакалавры искусств. В XII в. появились учителя-профессионалы. Грамотность стала элементом аристократического воспитания. Наметился рост библиотек. Помимо городских школ, была и частная практика преподавания.
Выпускники элементарных школ получали степень бакалавра грамматики, а грамматических школ — магистра грамматики, что давало право продолжить обучение в университете сначала на подготовительном («артистическом») факультете, а потом — на одном из трех высших факультетов: богословском, медицинском или юридическом. Таким образом, к изучению богословия ученики приступали лишь после овладения «свободными искусствами». Их изучение в школе (а затем и на «артистическом» факультете университета) рассматривалось не как этап общего образования, а как средство, необходимое для достижения высшей цели — освоения Священного писания, ибо всякое знание в то время имело цену, если помогало усвоению содержания священных книг'.
Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них — врачебная школа в г. Салерно (недалеко от Неаполя), где уже в IX в. существовала корпорация врачей, которые не только лечили больных, но и обучали врачебному искусству.
Салернская врачебная школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направ-
1 От глиняной таблички — к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учебное пособие / Под ред. Т. Н.Матулис. — М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 440-469.
249
ления. Ее деканы не имели духовного сана. Финансировалась школа за счет средств города и платы за обучение. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть «городом Гиппократа» (лат. Civitas Hippocratica). Большое влияние на ее развитие оказала деятельность Константина Африканского (Constantinus Africanus, ок. 1020—1087 гг.) — тунисского врача из Карфагена, монаха (в Монте Кассино) и переводчика на латинский язык греческих и арабских медицинских сочинений. Он первым сделал арабскую медицину достоянием Запада и, прежде всего, медицинской школы Салерно. Таким образом, в период своего расцвета (XII —XIII вв.) Салернская школа объединила античную традицию и арабское наследие1.
По велению Фридриха II (1212—1250 гг.), императора Священной Римской империи, в которую тогда входила и Италия, Салернской школе — единственной в стране — было дано исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики. Без лицензии этой школы заниматься медициной на территории Империи запрещалось.
Школа имела свою программу обучения. Вначале студенты в течение трех лет проходили подготовительный курс. Затем в течение пяти лет изучали медицину, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Студенты сопровождали своих преподавателей в госпитале и участвовали в осмотре больных. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие знаний и исцеления:
Каждый согласен: по праву Салерно — бессмертная слава. Целого света стбченье туда, чтоб найти исцеленье. Я полагаю, что верно учение школы Салерно2.
Безымянный немецкий Архипоэт (XII в.) (Перевод Ю. Ф. Шульца)
Салернская школа оказала определяющее влияние на медицину средневековой Европы. Она существовала в течение почти тысячи лет — с IX в. до 22 ноября 1811 г., когда уступила свои права Университету в Неаполе. Обучение в Салерно носило практический характер (рис. 122). В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. раз в пять лет разрешалось проводить вскрытия человеческих трупов (см. с. 258). Магистры Салернской школы составляли анатомические трактаты. Из этой школы вышел хирург Роджер Салернский (XII в.), впоследствии преподаватель и магистр хирургии Университета в Монпелье, автор трактата «Ars Chirurgica» (1170 г.). Уже тогда Салернская школа внесла существенный вклад в становление анатомии и хирургии3.
В Салерно работали известные врачи и магистры того времени: Иоанн Пла-теарий, Кофо, Феррарий, Мавр, Урсо, Музандин. Все они оставили после себя известные медицинские сочинения, которые в середине XII в. были объ-
1 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 39-42.
2 Арнольд из Вимшновы. Салернский кодекс здоровья / Пер. и коммент. Ю.Ф. Шульца. — М.: Медицина, 1970. - С. 12.
3 Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 52-53.
250
единены во всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний («De aegritudinum curatione»). Были в Салерно и известные женщины-врачи: Абелла (XI в.) — автор трактата о «О природе человеческого семени»; «благородная матрона» Тротула (XI в.), писавшая «О женских болезнях» и «О составлении лекарств»; доктор медицины Константа Календа (XIV в.) и другие.
В XIII в. многочисленные труды врачей Салерно были объединены в обширном дидактическом труде «Цвет медицины Салерно» («Flos medicinae Salerno»), который в последующие века пополнялся новыми сочинениями са-лернских врачей и магистров.
Рис. 122. Иллюстрация из кодекса Салерн-ской школы: вверху — приготовление лекарств под руководством магистра и лечение эпилепсии методом прижигания; внизу— демонстрация больных и лечение методом прижигания. Третья четверть XII в. Лондон. Британский музей
И все же лучшим сочинением Са-лернской врачебной школы за всю ее тысячелетнюю историю признается небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья» {«Regimen sanitatis Salernitanum»). Ее автор Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Vfflanova, 1235—1311 гг.), прославленный ученый, врач и алхимик Средневековья, а впоследствии — магистр Университета в Монпелье.
Поэма посвящена в основном диететике и предупреждению болезней и состоит из 390 стихотворных строк. В ней приведены также краткие сведения о строении человеческого тела (219 костей, 32 зуба и 365 крупных кровеносных сосудов) и признаки нездоровья в духе гуморальной теории. К тому времени на основе древнегреческой концепции о четырех соках организма в Европе уже сформировались представления о четырех темпераментах у людей (сангвиник1, флегматик, холерик, меланхолик), и в поэме Арнольдо из Виллановы мы впервые (см. с. 136) встречаем их красочные описания:
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон, и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, — но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
1 Термин «сангвиник» — латинского происхождения (от лат. sanguis — кровь). Следовательно, он мог возникнуть только после того, как латынь стала языком науки, т.е он не существовал (и еще не мог существовать) в Древней Греции.
251
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость. Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну, не занятьям свои посвящает флегматик досуги. Лень и сонливость рассудок тупой и вялость движений. Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною, Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.
Желчь существует — она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали; Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствуют вечно в трудах, и не предан их разум дремоте; Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят, Робки, не чужд им обман, а лицо у них землистого цвета1.
Арнольд из Виллановы
(Перевод Ю. Ф. Шульца)
Безусловно, эти описания отвечают духу своего времени и во многих деталях отличаются от современных нам представлений, основанных на соотношении процессов возбуждения и торможения в ЦНС (И. П. Павлов, см. с. 513).
В течение почти двух столетий труд Арнольда из Виллановы существовал в рукописном виде; в 1480 г. он был впервые издан, затем переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
В 1280 г. высшие школы Салерно получили статус университета.
Становление университетов в средневековой Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры. Сама идея университета как высшей школы была не новой — в эпоху Древности прототипами университета были Академия Платона и Александрийский мусейон; в Средние века известные школы были в Константинополе и во владениях Халифата.
Европейское понятие «университет» (лат. universitas — совокупность, общность) первоначально не имело ничего общего со школой и образованием. В Средние века так называли объединения (сообщества) людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.), связанных общей присягой или клятвой о взаимопомощи и совместных действиях. Со временем термин «университет» закрепился за профессиональными корпорациями преподавателей и учеников — universitas magistrorum et shcolarium. Долгое время они существовали наравне с объединениями наставников и студентов — Studium generale — общими высшими школами. Университеты становились полноценными Studium generale только после получения ими папской хартии, которую начали выдавать в XII в. В строгом смысле именно с этого времени и берет свое начало история университетов как высших школ.
1 Салернский кодекс здоровья; Цвет медицины Салерно; Стихотворные предписания Салер-нской школы; Немецкий Архипоэт: Просьба по возвращении в Салерно / Пер. и коммент. Ю.Ф. Шульца. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - С. 55-56.
252
Средневековые университеты отличались значительной независимостью от светских и церковных властей. Они имели свои органы управления, свой суд и свои привилегии, которые выдавались им папой, императорами и королями. Присвоенные ими степени признавались во всем христианском мире. Только университеты давали лицензии на право преподавания.
Рис. 123. Мондино де Луцци (1275-1326 гг.) читает лекцию студентам Болонского университета. Надгробная плита. XIV в. Болонья. Церковь св. Франциска
Итак, de jure история университетов начинается в XII в., а точнее — в 1158 г., когда император «Священной Римской империи» Фридрих Барбаросса (ок. 1123—1190 гг.) взял под свою защиту юридическую школу в Болонье (Италия) и передал ее под юрисдикцию местного епископа1. В 1200 г. аналогичную грамоту получили высшие школы Парижа, объединенные в Studium generale (общую школу). В разное время статус университета был присвоен высшим школам в Оксфорде (Британия, 1200 г.), Саламанке (Испания, 1218 г.), Падуе (Италия, 1222 г.), Неаполе (Италия, 1224 г.), Кембридже (Британия, 1225 г.), Салерно (Италия, 1280 г.), Монпелье (Франция, 1289 г.), Лиссабоне (Португалия, 1308 г.), Праге (Чехия, 1348 г.), Кракове (Польша, 1364 г.), Вене (Австрия, 1365 г.), Гейдельберге (Германия, 1385 г.), Кельне (1388 г.), Лейпциге (1409 г.), Барселоне (Испания, 1450 г.), Копенгагене (Дания, 1479 г.) и т.д. (все перечисленные университеты имели факультет медицины). К концу XV в. в Европе было 86 университетов. Каждый из них объединял десятки (рис. 123), а иногда сотни студентов и магистров (студенты-медики, как правило, составляли не более 10 % общего количества учащихся).
Языком средневековой учености была латынь. До изобретения книгопечатания в Западной Европе книга была величайшей редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных (производство пергамента началось в г. Пергаме ок. 180 г. до н.э.). Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по несколько лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре (греч. kathedra — стул, скамья, место, с которого риторы и философы произносили речи). Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.
Как правило, средневековые университеты имели три высших факультета: богословский, медицинский и юридический (среди которых ведущая роль принадлежала богословскому факультету). В каждом университете существовал подготовительный факультет свободных искусств (или «артистический»), на котором студенты весьма кратко изучали предметы программы Trivium (грамматику, риторику, диалектику), дополняя и расширяя школьные знания, и весьма под-
1 От глиняной таблички — к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учеб. пособие / Под ред. Т. Н.Матулис. — М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 490.
253
робно — дисциплины цикла Quadrivium (математику, геометрию, астрономию и музыку), с которыми в школе знакомились весьма кратко. Закончив программу Trivium, студенты получали степень бакалавра искусств; по окончании же полного курса «артистического» факультета — степень магистра искусств, что давало право на преподавание и продолжение обучения на одном из трех высших факультетов (теологии, медицины, права). Однако степень магистра искусств получали далеко не все — не более половины студентов, пришедших на курс обучения (отстающие и «хвостисты» были во все времена).
На факультете медицины курс теоретического обучения длился пять—семь (и даже более) лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Термин «факультет» (лат. facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г. папой Григорием IX для обозначения коллективов преподавателей, способных обучать той или иной специальности в Парижском университете, учрежденном церковными властями.
Слово «студент» произошло от латинского слова «studere» — «учиться». Студентами называли всех учащихся университета, которые, как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы (вплоть до XV в. студентами по преимуществу были духовные лица). Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались (среди них были и 15-летние юноши, и седовласые мужчины). Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества («нации»). Вступая в университет, студент давал корпоративную клятву, которой должен был следовать в течение всей своей жизни (нарушивший клятву объявлялся клятвопреступником). Корпоративность университетов строго соблюдалась, что способствовало их высокому авторитету в средневековом обществе.
Количество студентов-медиков было небольшим и в пределах одного факультета редко превышало 10 (например, в Падуе в 1450 г. среди 93 выпускников было всего лишь девять медиков). Для руководства студентами члены факультета избирали старосту десятки — декана (лат. decanus; от лат. decem — десять), который возглавлял факультет и переизбирался каждые три месяца. Во главе университета стоял Rector magnificissmus (лат. rector — управитель) — наиглавнейший управитель, который также избирался. В католических университетах (например, Парижском) он назначался и оплачивался церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля (например, в Неаполе), — королевской властью. В европейских университетах было несколько должностей ректоров: от низшей до высшей. Руководящие посты занимали лица, имевшие духовный сан. Делалось это из юридических соображений, ибо светские лица не имели права судить лиц духовных.
Преподаватели университетов имели разные степени: бакалавров (лат. baccalaureus — первая академическая/ученая степень в системе средневекового европейского образования), магистров (лат. magister — начальник, наставник «семи свободных искусств»; вторая академическая степень) и докторов (лат. doctor — учитель, преподаватель; от docere — учить). Примерно с XV—XVI вв. в средневековых университетах Европы было введено звание профессора. Термин «профессор» (лат. professor — знаток, публично признанный учителем) пришел из Древнего Рима (первым профессором риторики в Риме был Квин-тилиан, с 68 г. н.э., см. с. 167).
254
В XV—XVI в. особой популярностью среди студентов пользовалась веселая застольная песня «Gaudeamus» («Мы радуемся»; от лат. gaudere — радоваться), которая со временем стала студенческим гимном. Ниже приводится его текст на латинском языке и построчный русский перевод.
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Post jugundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus*.
...Vita nostra brevis est, Brevi finietur. Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur!*
Vivat Academia! Vivant professores! Vivat membrum quodlibet! Vivant membra qualibet! Semper sunt in flore!*
Будем веселиться, Пока мы молоды! После весёлой молодости, После горестной старости Нас возьмет земля*.
...Наша жизнь коротка, 1 Конец ее близок; |*
Смерть приходит быстро, Уносит нас безжалостно, Никому не будет пощады!
Да здравствует Академия! Да здравствуют профессора! Да здравствует каждый член ее! Да здравствуют повсюду ее члены! Пусть вечно они процветают!*
Vivant omnes virgines, Graciles, formosae! Vivant et mulieres, Tenerae, amabiles, Bonae, laboriosae!*
Vivat et respublica 1 Et qui illam regint! J * Vivat nostrum civitas, Maecenatum caritas, Qui nos hie protegint!*
Pereat tristitia, Pereant dolores! Pereat Diabolus, Quivis antiburschius, Atque irrisores!
Да здравствуют все девушки, Стройные, изящные! Да здравствуют и женщины, Нежные, любящие, Добрые, трудолюбивые!
Да здравствует наша страна,
И тот, кто ею правит!
Да здравствует наш город,
Милость меценатов,
Которые нам покровительствуют!
Да погибнет тоска, Да погибнут печали! Да погибнет Дьявол, И все враги студентов, Смеющиеся (над ними)!*
Повторить дважды.
- Часть III средние века
- Медицина в византийской империи
- История
- Санитарно-технические сооружения
- IV в. В Константинополе (ныне Стамбул).
- Византийская наука и религия
- Развитие медицинских знаний
- Образование и медицина
- Медицина на руси
- Этапы истории врачевания на Руси
- Праславянский период
- Развитие врачевания
- Нашествие Золотой Орды
- Медицина в халифатах
- Характеристика эпохи
- Культура и медицина
- Больничное дело
- Медицина народов Средней Азии
- История
- Медицина в государствах Закавказья
- Армения
- Медицина Юго-Восточной Азии
- Характеристика эпохи
- Больничное дело
- Образование и медицина
- Схоластика и медицина
- Эпидемии повальных болезней
- Вопросы для самоконтроля