logo search
Glava_4

Характеристика эпохи

Началом истории Средних веков в Западной Европе (как отмечалось) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римс­кой империи — Ромул Аугустул.

В то время большая часть народов, населявших Центральную и в Северо­западную Европу, практически не знали государственности и находились на стадии разложения родоплеменных отношений. Земли этой части Европы были покрыты дремучими лесами и болотами.

В первые века нашей эры в Евразии началось Великое переселение народов: в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. Ослабевшая к тому времени Западная Римская империя не смогла сдержать натиска варварских племен, и в V в. они расселились по всей ее территории: вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии, вандалы — в Северной Африке.

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств, — цивилизацион-ные процессы у них только начинались. В силу этого они не могли стать полно­ценными преемниками и продолжателями позднеантичных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад в экономических и культурных отношениях долгое время уступал Ви­зантии и странам Средиземноморья, где подъем первого тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте эллинистических и римских традиций.

Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отно­шений до развитого феодализма. Формирующийся западноевропейский фео­дализм, становление которого проходило в течение нескольких веков (от V до XIII в.), был результатом синтеза римских и германских традиций (рабовла­дельческих, с одной стороны, и общинно-родовых — с другой). В результате была создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада. По­нятие «цивилизация» в эпоху Средневековья обрело четкие исторические пара­метры развития. Его определяют: 1) территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое собственное «лицо» на протяжении всего пери-

246

ода существования, и 2) внутреннее единство, характеристиками которого являются природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба.

Средневековое научное знание по своей структуре не совпадало с дисципли­нарным принципом деления современной науки. В науке Средних веков четко выделяются четыре больших направления. Первое — физико-космологичес­кое, ядром которого является учение о движении, основанное на натурфило­софии Аристотеля; оно объединяет физические, астрономические и математи­ческие знания, ставшие основой математической физики Нового времени. Вто­рое — учение о свете, оптика, которая явилась частью общей доктрины «мета­физики света». Третье — науки о живом; в Средние века они понимались как науки о душе, которая рассматривалась как принцип и источник раститель­ной, животной и разумной жизни. Четвертое — комплекс астрологических и медицинских знаний, к которым относились учение о минералах и алхимия как особое направление средневековой науки1.

Современная историческая наука разрушила долго бытовавший стереотип понимания западноевропейского Средневековья как периода духовного упад­ка в культурной истории человечества. Средневековье в Западной Европе не было «шагом назад». Средневековая христианская цивилизация Запада внесла свой неповторимый вклад во всемирно-исторический процесс. Она заложила основы дальнейшего развития народов Европы и повлияла на экономическое и духовное развитие народов других континентов2.