logo
645145

Измерение значений психологических признаков

Исходным материалом для всякого статистического исследования в психологии и педагогике являются результаты опыта, который, как правило, состоит в измерении значений некоторого признака или свойства случайной выборки индивидов. В зависимости от природы признака значения измеряются при помощи одной из следующих четырех шкал измерения: номинальной шкалы, порядковой шкалы, интервальной шкалы и шкалы отношений.

Если измерения проведены в интервальной шкале или в шкале отношений, то результаты можно преобразовать в измерения по любой из трех других шкал. Интервальная шкала и шкала отношений используются для измерения значений таких признаков, для которых возможна точная количественная характеристика. Такие признаки будем в дальнейшем называть количественными.

Номинальная шкала и порядковая шкала используются для измерения значений тех признаков, для которых невозможна точная количественная характеристика. Если значения признака можно измерять лишь в номинальной шкале, то такой признак будем в дальнейшем называть качественным признаком. Если же значения признака можно измерить только в порядковой шкале, то такой признак в дальнейшем будем называть порядковым признаком.

В зависимости от того, в какой шкале измерены значения признака, полученные в результате эксперимента, определяется выбор метода математической статистики для обработки эмпирических данных.

Отметим, что далеко не все согласны с приведенными четырьмя шкалами. Более того, некоторые психологические и педагогические измерения могут не принадлежат какой-то лишь одной из перечисленных шкал.