Решение антагонистических игр. Доминирующие и полезные стратегии
Для упрощения исследования игр стараются исключить из анализа игры те стратегии, которые при разумном подходе вряд ли могут быть использованы в какой-либо из партий игры. Те стратегии игроков, которые используются или могут быть использованы в какой-либо из партий игры, называются рабочими.
Упрощение заключается в выявлении рабочих стратегий из всех возможных. Так как нас интересуют смешанные стратегии, то рабочие стратегии выбираются с вероятностью, отличной от 0, а не рабочие с вероятностью 0. Для выявления рабочих стратегий используется отношение доминирования (преобладания).
Рассмотрим два вектора стратегий второго игрока: и . Величина проигрыша второго игрока определяется соответственно и , . Возможны следующие ситуации:
Если и среди найдется такое j, что , т.е. в матрице игры потери в столбце l не превосходят соответствующих потерь в столбце k, то говорят, что стратегия доминирует над стратегией , т.е. получаем доминирование по столбцам . В этом случае стратегия должна быть отброшена, т.е. вычеркнута из матрицы игры;
Если же , , то эти стратегии дублируют друг друга.
В любом из этих случаев стратегию можно удалять из матрицы без изменения оптимальной стратегии второго игрока.
Доминирующие стратегии второго игрока имеют наглядную геометрическую иллюстрацию при переходе к эквивалентной S-игре на плоскости. В этом случае и
, .
Н а рисунке приведены два случая расположения точек и , соответствующие чистым стратегиям и второго игрока. Легко видеть, что на рисунке (а) стратегия доминирует над стратегией , а на рисунке (б) ни одна из стратегий не является доминирующей. Для того, чтобы стратегия доминировала над стратегией , точка должна лежать левее и ниже точки .
(а) (б)
Аналогичным образом определяют доминирующие стратегии первого игрока. Стратегия доминирует над стратегией , если выигрыш первого игрока при стратегии больше выигрышей при стратегии при любой стратегии y:
,
т.е. если в матрице игры выигрыши в строке больше соответствующих выигрышей строки .
Пример. Предположим, что есть игра
.
Воспользуемся отношением доминирования для упрощения игры:
2 и 4 столбцы одинаковые, поэтому получаем игру ;
Сравниваем 2 и 3 строки. Элементы во второй строке превосходят элементы в первой, поэтому первый игрок никогда не будет выбирать 3 стратегию, т.к. вторая принесет ему большую прибыль, значит получаем игру ;
Сравниваем 1 и 3 столбец, , значит получаем игру :
.
Таким образом, отношение доминирования по строкам заключается в том, что все , и есть r такое, что , то .
- Основные понятия теории игр
- Классификация игр
- Описание игры в развернутой форме
- Бескоалиционные игры
- Приемлемые ситуации и ситуации равновесия в игре
- Стратегическая эквивалентность игр
- Антагонистические игры. Общие сведения
- Чистые и смешанные стратегии
- Верхняя и нижняя цены игры при использовании смешанных стратегий
- Основная теорема антагонистических игр.
- Верхние и нижние цены в s-игре
- Разделительная и опорная гиперплоскость двух выпуклых множеств
- Теорема о минимаксе
- Геометрическая интерпретация минимакса
- Решение антагонистических игр. Доминирующие и полезные стратегии
- Игры с частными случаями платежных матриц
- Решение матричных игр
- Линейное программирование для решения матричных игр
- Графическое решение игр 2*n и m*2
- Бесконечные антагонистические игры
- Строго выпуклые игры на единичном квадрате
- Неантагонистические игры
- Бескоалиционные игры
- Охрана воздушного бассейна от загрязнений атмосферы
- Принципы оптимальности в бескоалиционных играх
- Принцип оптимальности по Парето
- Смешанное расширение бескоалиционной игры
- Коалиционные и кооперативные игры
- Характеристическая функция коалиционной игры
- Свойства характеристической функции
- Дележи в кооперативной игре
- Стратегическая эквивалентность кооперативных игр
- Общие сведения об играх с природой или теория статистических решений.
- Пространство стратегий природы
- Пространство стратегий статистика и функция выигрыша
- Критерии выбора решений при неопределённости
- Статистические игры без эксперимента. Представление игры с природой в виде s-игры
- Допустимые стратегии в статистических играх
- Геометрическая интерпретация выбора байесовской стратегии
- Статистические игры с проведением единичного эксперимента Общие сведения
- Пространство выборок
- Функции риска
- Принцип выбора стратегий в играх с единичным экспериментом.
- Байесовский принцип.
- Число чистых стратегий статистика в игре с единичным экспериментом.
- Апостериорные распределения вероятности.
- Определение байесовских решений с использованием апостериорных вероятностей
- Двуальтернативная задача
- Анализ целесообразности проведения экспериментов
- Использование апостериорной вероятности для определения последовательных байесовских правил
- Правило последовательных выборок
- Функция риска при оптимальном последовательном правиле