Анализ целесообразности проведения экспериментов
Пусть в результате проведения единичного эксперимента может появиться k исходов: . Предположим, что имеются вероятности . Множество состояний природы: . Обозначим — вероятность появления исхода эксперимента при состоянии природы .
.
Ясно, что для каждого j: .
Считаем, что матрица W известна статистику. Кроме этого известна матрица выигрышей , которая получена статистиком, используя стратегию в состоянии природы .
Статистику известна стоимость проведения единичного эксперимента – с.
Анализируя эту информацию, статистик должен дать ответы на два вопроса:
Целесообразно или нет проведение эксперимента.
Какую из решающих функций необходимо при этом использовать, если эксперимент будет проводиться.
Рассмотрим обоснования для оценки ответа на первый вопрос.
Пусть в результате эксперимента произошел некоторый исход . Апостериорные вероятности состояния природы обозначим в виде . Эти вероятности определяют некоторую матрицу , которую можно определить через апостериорные вероятности по формуле Байеса: .
С помощью апостериорных вероятностей для каждой из чистых стратегий статистика можно определить условно средний выигрыш
Оптимальную стратегию .
Величины являются случайными величинами, вероятность их появления совпадает с вероятностью исхода эксперимента.
Обозначим через вероятность l-ого исхода эксперимента. Она будет определяться вероятностью исхода при всех состояниях природы:
Тогда дополнительный выигрыш, который можно получить при проведении единичного эксперимента определяется следующим образом:
.
Если , то эксперимент проводить стоит, если же наоборот, то не стоит.
Статистические игры с последовательными выборками
Общие сведения
При рассмотрении игры с единичным экспериментом эксперимент может состоять либо из одного опыта, либо из последовательности опытов с оговоренным их числом. Результаты каждого опыта можно представить в виде: - последовательность результатов опытов. Эту последовательность можно рассматривать как выборку заданного объема N. Поэтому игру с единичным экспериментом называют игрой с заданным объемом выборки.
Решение в такой игре принимается после осуществления всех N испытаний. Однако статистик может принимать решения, основываясь не на всех N опытах, а на некоторой их части.
После каждого опыта статистику приходится решать вопросы:
- продолжать эксперимент, добавляя число опытов;
- закончить дальнейшее проведение опыта и принять решение.
Эта дилемма расширяет план возможных стратегий статистика, так как к его чистым стратегиям добавляются новые стратегии о продолжении эксперимента. Такие игры называются играми с последовательными выборками.
В общем случае последовательные выборки не обязательно предполагают их конечность. Для подчеркивания того факта, что имеют дело с ограниченным объемом выборки, игры называют играми с усеченными последовательными выборками.
Ниже будем рассматривать такие игры.
Отдельные результаты опытов будем называть наблюдениями.
Если бы проведение всех опытов ничего не стоило, то статистик ничего бы не потерял, проведя все N опытов. Однако каждый из опытов стоит времени и материальных затрат. Естественно, что статистик на каждой стадии общего эксперимента должен сопоставлять стоимость получения дополнительных наблюдений с выигрышем от полученной дополнительной информации.
Рассмотрим далее способ описания игры с усеченными последовательными выборками.
Пусть j — номер опыта, j=1,2,…N.
— множество исходов этого опыта. Тогда полное пространство Y — множество всевозможных исходов опытов .
В игре с последовательными выборками допускается принятие решения на основе первых j наблюдений: — исходы j опытов.
В связи с таким подходом полное множество У можно разбить на непересекающиеся подмножества таких, что если то решение принимается на основании наблюдений . Тогда полное множество называется планом последовательной выборки.
Множество Y можно разбить на непересекающиеся множества несколькими различными способами. Каждый способ разбиения дает свой план выборки.
Множество всевозможных планов последовательной выборки обозначим через J и назовем полным планом последовательной выборки.
Для принятия решения статистик должен выработать решающую функцию x=d(y), определяющую решения для каждой последовательности наблюдений.
D — множество всевозможных решающих функций, каждую функцию статистик выбирает из множества D как и в игре с единичным экспериментом.
Таким образом, стратегия статистика в данной игре состоит из следующих этапов:
Выбор плана последовательной выборки , показывающий, когда должен быть прекращен эксперимент;
Выбор решающей функции d(y) из множества D, указывающей какое решение x надо выбрать после прекращения эксперимента.
- Основные понятия теории игр
- Классификация игр
- Описание игры в развернутой форме
- Бескоалиционные игры
- Приемлемые ситуации и ситуации равновесия в игре
- Стратегическая эквивалентность игр
- Антагонистические игры. Общие сведения
- Чистые и смешанные стратегии
- Верхняя и нижняя цены игры при использовании смешанных стратегий
- Основная теорема антагонистических игр.
- Верхние и нижние цены в s-игре
- Разделительная и опорная гиперплоскость двух выпуклых множеств
- Теорема о минимаксе
- Геометрическая интерпретация минимакса
- Решение антагонистических игр. Доминирующие и полезные стратегии
- Игры с частными случаями платежных матриц
- Решение матричных игр
- Линейное программирование для решения матричных игр
- Графическое решение игр 2*n и m*2
- Бесконечные антагонистические игры
- Строго выпуклые игры на единичном квадрате
- Неантагонистические игры
- Бескоалиционные игры
- Охрана воздушного бассейна от загрязнений атмосферы
- Принципы оптимальности в бескоалиционных играх
- Принцип оптимальности по Парето
- Смешанное расширение бескоалиционной игры
- Коалиционные и кооперативные игры
- Характеристическая функция коалиционной игры
- Свойства характеристической функции
- Дележи в кооперативной игре
- Стратегическая эквивалентность кооперативных игр
- Общие сведения об играх с природой или теория статистических решений.
- Пространство стратегий природы
- Пространство стратегий статистика и функция выигрыша
- Критерии выбора решений при неопределённости
- Статистические игры без эксперимента. Представление игры с природой в виде s-игры
- Допустимые стратегии в статистических играх
- Геометрическая интерпретация выбора байесовской стратегии
- Статистические игры с проведением единичного эксперимента Общие сведения
- Пространство выборок
- Функции риска
- Принцип выбора стратегий в играх с единичным экспериментом.
- Байесовский принцип.
- Число чистых стратегий статистика в игре с единичным экспериментом.
- Апостериорные распределения вероятности.
- Определение байесовских решений с использованием апостериорных вероятностей
- Двуальтернативная задача
- Анализ целесообразности проведения экспериментов
- Использование апостериорной вероятности для определения последовательных байесовских правил
- Правило последовательных выборок
- Функция риска при оптимальном последовательном правиле