Принципы оптимальности в бескоалиционных играх
Ранее рассматривались антагонистические игры, у которых принцип минимакса и принцип равновесия совпадают. Это совпадение определяет единое понятие оптимальности и решения игры. В теории неантагонистических игр нет единого подхода к выработке принципа оптимальности. В литературе имеется множество таких принципов, каждый из которых требует своих особых предположений о поведении игроков и о структуре игры. Предположим, что в игре Г каждый из игроков стремится к ситуации x=(х(1),…,х(N)), при которой максимизируется его выигрыш: Hi(x) max. Но для других игроков эта ситуация может приводить к противоречивому результату: Hj(x) . Для оценки качества ситуаций (x(1)…x(N) ) часто используется принцип равновесия по Нэшу и его различные обобщения.
Пусть х=(x(1)… x(i),x(i+1)…x(N)) — произвольная ситуация в игре Г, а x(i) — некоторая стратегия игрока i. Обозначим через (x//x1(i)) ситуацию, которая отлична от х только тем, что стратегия x(i) заменена на x1(i) . Тогда выражение
Hi(x//x1(i))=Н(x(1)… x1(i),x(i+1)…x(N)) определяет выигрыш i-ого игрока при такой замене.
Ситуация x*=(x1*…xN*) называется ситуацией равновесия по Нэшу, если для всех x xi и верно неравенство:
Hi(x*) Hi(x*//x(i))
Т.е. всякое отклонение от ситуации равновесия ведет к снижению выигрыша.
Если ситуация x* достигнута путем предварительной договоренности, то никому из участников договора не выгодно изменять его условия.
Стратегия xk(i) (k-ая стратегия i-ого игрока), входящая хотя бы в одну из ситуаций равновесия по Нэшу, называется равновесной.
Рассмотрим игру Г=<X1,X2,H1,H2>. Для бескоалиционной игры двух лиц ситуация x1*,x2* называется ситуацией равновесия, если
H1(x1,x2*) H1(x1*,x2*) , x1 X1
H2(x1*,x2) H1(x1*,x2*) , x2 X2
Для матричной игры, где H1=(aij) m*n , H2=(bij) m*n условия равновесия по Нэшу имею вид:
aij* ai*j*
bi*j bi*j*
Особенности ситуации в матричной игре рассмотрим на примере игры «семейный спор».
2 игрока — муж и жена — решают, как провести вечер. Ситуация описывается следующей матрицей:
м ж
а11=4 b11=1 ( — “пойти на боксерский матч”)
а22=1 b22=4 ( — “пойти на показ мод”)
0 0 ( — если не договорятся и никуда не пойдут)
A/B=
В данном случае ситуации x1,y1 и x2,y2, где наблюдается наибольший выигрыш, не являются ситуациями равновесия по Нэшу, т.к. один из игроков в этих ситуациях имеет возможность увеличить свой выигрыш путем изменения своей стратегии на противоположную.
Другим принципом оптимальности в бескоалиционных играх является принцип оптимальности по Парето.
- Основные понятия теории игр
- Классификация игр
- Описание игры в развернутой форме
- Бескоалиционные игры
- Приемлемые ситуации и ситуации равновесия в игре
- Стратегическая эквивалентность игр
- Антагонистические игры. Общие сведения
- Чистые и смешанные стратегии
- Верхняя и нижняя цены игры при использовании смешанных стратегий
- Основная теорема антагонистических игр.
- Верхние и нижние цены в s-игре
- Разделительная и опорная гиперплоскость двух выпуклых множеств
- Теорема о минимаксе
- Геометрическая интерпретация минимакса
- Решение антагонистических игр. Доминирующие и полезные стратегии
- Игры с частными случаями платежных матриц
- Решение матричных игр
- Линейное программирование для решения матричных игр
- Графическое решение игр 2*n и m*2
- Бесконечные антагонистические игры
- Строго выпуклые игры на единичном квадрате
- Неантагонистические игры
- Бескоалиционные игры
- Охрана воздушного бассейна от загрязнений атмосферы
- Принципы оптимальности в бескоалиционных играх
- Принцип оптимальности по Парето
- Смешанное расширение бескоалиционной игры
- Коалиционные и кооперативные игры
- Характеристическая функция коалиционной игры
- Свойства характеристической функции
- Дележи в кооперативной игре
- Стратегическая эквивалентность кооперативных игр
- Общие сведения об играх с природой или теория статистических решений.
- Пространство стратегий природы
- Пространство стратегий статистика и функция выигрыша
- Критерии выбора решений при неопределённости
- Статистические игры без эксперимента. Представление игры с природой в виде s-игры
- Допустимые стратегии в статистических играх
- Геометрическая интерпретация выбора байесовской стратегии
- Статистические игры с проведением единичного эксперимента Общие сведения
- Пространство выборок
- Функции риска
- Принцип выбора стратегий в играх с единичным экспериментом.
- Байесовский принцип.
- Число чистых стратегий статистика в игре с единичным экспериментом.
- Апостериорные распределения вероятности.
- Определение байесовских решений с использованием апостериорных вероятностей
- Двуальтернативная задача
- Анализ целесообразности проведения экспериментов
- Использование апостериорной вероятности для определения последовательных байесовских правил
- Правило последовательных выборок
- Функция риска при оптимальном последовательном правиле