logo
Моделирование / Lektsii_Metody_modelirovania_i_prognozirovania

5. Матричные игры

Прикладная теория матричных игр впервые была систематически изложена Дж. фон Нейманом и О. Монгерштерном в 1944 г., хотя отдельные результаты были опубликованы еще в 20-х годах. Эта книга содержала, главным образом, экономические примеры, но в период второй мировой войны она самым серьезным образом заинтересовала военных, которые увидели в этой теории оригинальный метод исследования стратегических решений. Затем главное внимание снова стало уделяться экономическим проблемам.

Предметом теории игр являются такие ситуации, в которых важную роль играют конфликты и совместные действия. Классическими примерами являются ситуации, где, с одной стороны имеется один покупатель, а с другой – продавец (ситуация монополия-монопсония), когда на рынок выходят несколько производителей (олигополия, дуополия). Более сложные ситуации возникают, если имеются объединения или коалиции лиц, участвующих в столкновении интересов.

В итоге, всякая претендующая на адекватность математическая модель социально-экономического явления должна отражать присущие ему черты конфликта, т.е. описывать:

  1. множество заинтересованных сторон (игроков, субъектов, участников, сторон, лиц);

  2. возможные действия каждой из сторон, именуемые также стратегиями или ходами;

  3. интересы сторон, представленные функциями выигрыша (платежа) для каждого из игроков

В теории игр предполагается, что каждый игрок знает свою функцию выигрыша и набор имеющихся в его распоряжении стратегий, а также функции выигрыша и стратегии всех остальных игроков, и в соответствии с этой информацией организует свое поведение.

Формализация содержательного описания конфликта представляет собой его экономическую модель, которая называется игрой.

Теория игр— это математическая дисциплина, исследующая ситуации, в которых принятие решений зависит от нескольких участников. Интересы уча­стников могут быть как антагонистиче­ские (полностью противоположные), так и неантагонистические. В по­следнем случае может исследоваться вопрос о наиболее эффективных совместных действиях (кооперативные игры).

Игра — это упрощенная формализованная модель реальной ситуа­ции, описывающая действия двух или более участников. Предполагается, что известны варианты действий сторон (стратегии), исход игры для ка­ждого участника в случае выбора конкретных действий всеми участни­ками, степень и порядок информированности каждого участника игры о поведении всех других участников.

Приведем некоторую классификацию игр в зависимости от различ­ных параметров.

Количество игроков. Различаются игры двух лиц (2 участника игры) и игры п лиц (число участников более 2).

Количество стратегий. Если каждый из игроков имеет конечное число возможных стратегий в игре, то игра называется конечной. Если число стратегий хотя бы одного из участников игры бесконечно, то игра называется бесконечной.

Соотношение интересов участников. Игры с нулевой суммой — сумма выигрышей участников всегда равна нулю (антагонистические интересы — антагонистические игры). Игры с ненулевой суммой.

Возможности взаимодействия участников. С этой точки зрения можно рассматривать коалиционные (допускается образование коалиций между участниками), бескоалиционные (коалиции не допускаются) и кооперативные игры (коалиции определены заранее).

Тип функции выигрыша. По данному критерию традиционно рассматри­ваются такие классы игр, как матричные (игра 2-х лиц, выигрыш одного из игроков (соответственно проигрыш другого) задается в виде матрицы), биматричные (игра 2-х лиц, выигрыш каждого из игроков задается своей мат­рицей), непрерывные (функция выигрышей является непрерывной функци­ей на множестве стратегий каждого из игроков), выпуклые (функция выигрышей есть выпуклая функция на множестве стратегий) и так далее.

Количество ходов. Если после одного хода каждого игрока игра заканчивается, и происходит распределение выигрышей, то игра назы­вается одношаговой. В противном случае игра называется многошаго­вой (позиционной, например, шахматы).

Кроме этого выделяются различные классы игр по иным признакам (статистические, дифференциальные и многие другие). В частности рассматриваются так называемые «игры с природой», т.е. игры, когда в качестве второго игрока выступает не игрок с противоположными ин­тересами, а некоторая сторона с «неопределенными» интересами (при­рода). В этом случае для поиска оптимальных стратегий используются наряду с принципом гарантированного результата и другие критерии, например Максимакса, Вальда, Сэвиджа, Гурвица, которые рассматриваются далее.