logo
Моделирование / Lektsii_Metody_modelirovania_i_prognozirovania

4.6. Модели оптимального планирования транспортного типа

Если требуется решение вопросов о выборе схемы прикрепления поставщиков и потребителей продукции, используются модели транспортного типа. Классическая транспортная задача заключается в планировании прикрепления поставщиков к потребителям продукции и формулируется следующим образом: однородный продукт, находящийся в m пунктах производства в количестве Р12,...Рm, требуется доставить в n пунктов потребления. Потребность продукции в этих пунктах равна S1,S2,...Sn.

Экономико-математическая модель задач транспортного типа:

целевая функция - затраты на перевозку продукта должны быть минимальными: 

(4.71)

Ограничения.

1. Вся продукция от предприятий поставщиков отправляется потребителям: 

(4.72)

2.Все потребители обеспечены продукцией:

(4.73)

3. Мощность поставщиков равна потребности в продукции (условие закрытости):

(4.74)

Модификации транспортной задачи позволяют учитывать особенности различных хозяйственных условий, а именно:

1. Запрет каких-либо перевозок.

Если между поставщиками и потребителями продукции не существует маршрутов (связей) или ими нельзя пользоваться, можно задать стоимость перевозки сij, намного превышающую стоимость остальных перевозок (например, 99999).

2. Ограниченность пропускных способностей коммуникаций.

Это условие учитывается введением ограничений, лимитирующих наибольшее значение объема перевозки по конкретному маршруту:

(4.75)

где dij - пропускная способность транспортной линии.

3. Нарушение условия равенства производства и потребления (открытая транспортная задача).

Если не вся продукция нужна потребителям, т.е. то ограничение на продукцию, отправляемую из пунктов производства, принимает вид:

(4.76)

Транспортная задача сводится к классическому виду путем введения фиктивного потребителя S n+1  с потребностью

(4.77)

В целевой функции должны учитываться затраты, связанные с хранением и с потерей излишней продукции в каждом пункте производства.

Если суммарный объем производства меньше суммарного объема потребления, необходимо учитывать не только транспортные расходы, но и ущерб от недопоставок. В этой задаче

(4.78)

и ограничения на продукцию, поступающую в каждый пункт потребления, будут: 

(4.79)

Этот случай также сводится к классической транспортной задаче путем введения фиктивного поставщика с объемом производства

(4.80)