Функции полезности
Пусть имеется n различных товаров. Обозначим некоторый набор товаров n-мерным вектором
,
где xi - количество i-го товара в наборе.
Считается, что любой потребитель может сказать о двух произвольных наборах, какой из них ему более желателен или что он не видит разницу между наборами. Говорят, что такой выбор потребителя характеризуется отношением предпочтения. Он характеризуется тем, что если набор предпочтительнее, а набор предпочтительнее набора , то набор предпочтительнее набора . Полагаем, что каждый потребитель принимает решение о потреблении, покупках и т.д., исходя из своего предпочтения.
Примем, что на множестве потребительских наборов определена функция
значение которой на потребительском наборе равно оценке потребителя для этого набора. Такая функция называется функцией полезности потребителя, или функцией потребительского предпочтения. Она является потребительской оценкой, уровнем удовлетворения потребителя при приобретении им данного набора товаров .
Если функция полезности дифференцируема, то она имеет следующие свойства:
1. .
Первые частные производные функции полезности называются предельными полезностями продуктов. Из свойства следует, что если при неизменных количествах других продуктов, то . Это означает, что возрастание потребления одного продукта при неизменном потреблении других приводит к росту потребительской оценки. Следует отметить, что вектор является градиентом функции и показывает направление наибольшего роста функции. Для функции полезности ее градиент представляет вектор предельных полезностей продуктов.
2. ,
т.е. предельная полезность любого товара уменьшается с ростом его потребления. Это утверждение является законом Госсена (немецкий экономист, первым установивший эту закономерность).
3. .
Это свойство означает, что предельная полезность каждого продукта увеличивается с ростом количества другого продукта.
Некоторые виды функций полезности:
- неоклассическая:
;
- квадратическая:
u() = ;
логарифмическая:
,
где для .
Припишем каждому потребительскому набору , принадлежащему пространству товаров, некоторую количественную оценку данного набора со стороны потребителя Таким образом, на пространстве товаров мы зададим функцию полезности потребителя.
Функцией полезности потребителя называют функцию , которая удовлетворяет следующим условиям:
1. Для любых двух наборов товаров и , таких, что выполняется .
2. Для любых двух наборов товаров и , таких, что выполняется .
Значение, которое принимает функция полезности на конкретном наборе товаров, называют полезностью данного набора.
Всегда ли на пространстве товаров можно задать функцию полезности? Ответ на этот вопрос дает следующая теорема.
Теорема Дебре: для стандартных предпочтений потребителя всегда можно построить функцию полезности.
С понятием функции полезности связано понятие предельной полезности какого либо вида товара.
Предельной полезностью -го вида товара ( - marginal utility (англ.)) называют дополнительную полезность, которую получит потребитель от потребления каждой дополнительной единицы товара данного вида
|
Функция полезности потребителя обладает следующими свойствами:
1. C увеличением потребления какого либо товара значение функции полезности потребителя возрастает:
2. C увеличением потребления какого либо товара предельная полезность данного вида товара убывает (закон Госсена):
.
3. Если с увеличение потребления -го вида товара увеличивается потребление-го товара, то предельная полезность-го вида товара увеличивается: :
.
Замечание: данное свойство имеет место лишь в том случае, когда товары являются взаимозаменяемыми.
Функция полезности для совершенных товарозаменителей:
Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимозаменяемым товарам, т. е. ситуации, когда уменьшение потребление, какого либо вида товара может быть компенсировано потреблением дополнительных единиц любого другого товара. Коэффициенты представляют собой пропорции, в которых один товар может быть заменен другим.
Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:
- количество карандашей синего цвета,
- количество карандашей красного цвета.
Очевидно, что эти товары являются полностью взаимозаменяемыми. Функция полезности потребителя показывает, что в наборе товаров каждые 2 единицы синих карандашей могут быть заменены 3 единицами красных (и наоборот) без изменения полезности набора для данного потребителя.
- Методы моделирования и прогнозирования
- 1. Экономико-математические методы и модели
- Определение модели и цели моделирования
- Последовательность построения экономико-математической модели
- Основные типы моделей
- Классификация экономико-математических методов
- 1.3. Объекты моделирования
- 1.4. Цель, критерий и ограничения в экономико-математических моделях
- Математические модели рынка
- Понятие рыночного равновесия
- Объем предложения
- 2.2. Паутинообразная модель рынка
- Балансовый метод планирования рыночной экономики
- Модель межотраслевого баланса
- 4.5. Модели стохастического программирования
- 3. Производственные функции
- 3.1.Виды производных функций
- 3.2. Пример построения производственной функции
- 3.3. Производственные функции и прогнозирование
- 4.6. Модели оптимального планирования транспортного типа
- 4.8. Производственно-транспортные модели
- 4.9. Транспортные модели с промежуточными пунктами
- Методы решения транспортных задач Метод северо-западного угла
- Метод минимальных элементов
- Метод Фогеля
- 4.11. Модели параметрического программирования
- 5. Матричные игры
- 5.1. Игры двух лиц с нулевой суммой
- 5.2. Верхнее и нижнее значения игры, условие седловой точки
- 5.3. Смешанные стратегии
- Очевидным следствием из Теоремы о минимаксе является соотношение
- 5.4. Игры с ненулевой суммой и кооперативные игры
- 5.5. Введение в теорию игр п лиц
- 5.6. Позиционные игры
- 5.7. Выбор оптимальной стратегии в условиях неопределенности (игры с природой)
- 5.7.2. Критерии выбора оптимальной стратегии
- 5.8. Применение теории матричных игр в управлении
- 6. Имитационное моделирование
- 6.1. Метод Монте-Карло
- 6.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 6.2.1. Одноканальная модель с пуассоновским входным потоком с экспоненциальным распределением длительности обслуживания
- 6.2.2. Многоканальная модель с пуассоновским входным потоком и экспоненциальным распределением длительности обслуживания
- 6.3. Моделирование систем массового обслуживания с использованием метода Монте-Карло
- 7. Моделирование потребления
- Функции полезности
- 2. Функция полезности с полным дополнением благ (функция полезности Леонтьева):
- Совершенные товарозаменители.
- Основные виды кривых безразличия
- 2. Выпуклые предпочтения потребителя
- 8. Модели оценки финансового состояния
- 8.1.Виды моделей
- 8.1. Статическая модель и динамическая оценки финансового
- 9.2. Оптимальное планирование портфеля инвестиций
- 9.3 Учет факторов риска при оценке инвестиций
- 9.4. Определение уровня недиверсифицируемого риска методом корреляционно-регрессионного анализа
- Прогнозирование экономических процессов
- 1 Классификация предвидений (прогнозов)
- 2 Принципы организации прогнозирования
- 3. Порядок прогнозирования
- 4.2.Корреляционные методы
- Трендовая модель прогнозирования Понятие временного ряда
- Задачи анализа временного ряда
- Первоначальная подготовка данных
- Задача построения аналитического тренда
- Определение базы построения тренда
- 3.6 Наиболее употребимые виды трендов
- Определение тренда на основе сглаживания ряда
- Механическое сглаживание (пример для понимания)
- Аналитическое сглаживание
- Прогнозирование по тренду
- Прогнозирование на основе регрессионных моделей Понятие регрессии
- Отбор факторов для регрессии
- Вид функции регрессии