logo
Моделирование / Lektsii_Metody_modelirovania_i_prognozirovania

2. Функция полезности с полным дополнением благ (функция полезности Леонтьева):

Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимодополняемым товарам, т. е. ситуации, когда потребителю важно приобретать товары в определенной пропорции. Коэффициенты представляют собой пропорции, в которых потребителю важно приобретать товары.

Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:

- количество левых ботинок.

- количество правых ботинок.

Очевидно, что полезность набора товара для потребителя будет изменяться лишь в том случае, когда количество левых ботинок будет соответствовать количеству правых. Функция полезности потребителя в данном случае имеет вид .

Неоклассическая функция полезности (функция полезности Кобба-Дугласа):

Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя, обладающие свойством выпуклости, т. е. ситуацию, когда потребителю важно включать в набор какое-то количество единиц каждого товара. При этом уменьшение потребления какого-либо товара может быть скомпенсировано за счет увеличения потребления других товаров. Здесь величины представляют весовые коэффициенты, описывающие предпочтения потребителя между различными видами товаров,представляет собой масштабирующий множитель.

Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:

- количество минут мобильной связи,

- количество мегабайт потребляемого трафика сети Интернет.

Очевидно, что потребителю необходимо как наличие мобильной связи, так и наличие доступа в Интернет. Функция полезности потребителя потребителя в данном случае соответствует ситуации,когда эти товары одинаково важны для потребителя.

Кривые безразличия

Множество наборов товаров, обеспечивающих потребителю заданный уровень полезности (являющихся одинаково полезными для потребителя) называют кривой безразличия.

Пусть на пространстве товаров задана функция полезности и- выбранный потребителем уровень полезности, тогда кривой безразличия уровняназывают множество наборов товаров

Очевидно, что семейство кривых безразличия представляет собой семейство линий уровня для функции полезности потребителя.

Для простоты будем предполагать, что в распоряжении потребителя имеются два вида товара:

- количество единиц первого товара,

- количество единиц второго товара.

Функция полезности потребителя .

Рассмотрим основные свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия, соответствующие различным уровням полезности, не пересекаются и не имеют общих точек. Это утверждение непосредственно следует из определения кривой безразличия.

2. В случае, когда предпочтения потребителя обладают свойством ненасыщаемости, чем дальше на северо-восток на координатной плоскости располагается кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности она соответствует.

3. Кривая безразличия представляет собой график убывающей функции.

Докажем это утверждение. Запишем уравнение кривой безразличия в виде:

Данное тождество задает как неявную функцию от аргумента.

Используя правило дифференцирования неявной функции, находим производную :

Поскольку из свойств функции полезности следует, что предельные полезности являются неотрицательными величинами, то, следовательно, в левой части равенства стоит неположительная величина. Это означает, что , т. е. зависимостьотпредставляет собой убывающую функцию.

4. В случае стандартных предпочтений потребителя, кривая безразличия представляет собой график выпуклой вниз функции.

Вспомним, что функция называется выпуклой вниз, если для любых значений аргументаиимеет место следующее соотношение:

Достаточным условием выпуклости функции вниз является то, что .

Докажем наше утверждение. Снова запишем уравнение кривой безразличия в виде:

Снова будем рассматривать как неявную функцию от аргумента. Найдем вторую производную:

Из свойств функции полезности следует, что: ,,,. Таким образом, мы получаем, чтои кривая безразличия действительно представляет собой график выпуклой вниз функции.