logo
Моделирование / Lektsii_Metody_modelirovania_i_prognozirovania

6.3. Моделирование систем массового обслуживания с использованием метода Монте-Карло

Рассмотренные аналитические методы анализа СМО ис­ходят из предположения, что входящие и исходящие потоки требо­ваний являются простейшими. Зависимости, используемые в этих методах для определения показателей качества обслуживания, спра­ведливы лишь для установившегося режима функционирования СМО.

Однако в реальных условиях функционирования СМО име­ются переходные режимы, а входящие и исходящие потоки требо­ваний являются далеко не простейшими. В этих условиях для оцен­ки качества функционирования систем обслуживания широко ис­пользуют метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Основой решения задачи исследования функционирования СМО в реальных условиях является статистическое моделирование входя­щего потока требований и процесса их обслуживания (исходящего потока требований).

Для решения задачи статистического моделирования функциони­рования СМО должны быть заданы следующие исходные данные:

• описание СМО (тип, параметры, критерии эффективности рабо­ты системы);

• параметры закона распределения периодичности поступлений требований в систему;

• параметры закона распределения времени пребывания требова­ния в очереди (для СМО с ожиданием);

• параметры закона распределения времени обслуживания требо­ваний в системе.

Решение задачи статистического моделирования функционирова­ния СМО складывается из следующих этапов.

1. Вырабатывают равномерно распределенное случайное чис­ло ξi.

2. Равномерно распределенные случайные числа преобразуют в величины с заданным законом распределения:

• интервал времени между поступлениями требований в систему (Δt);

• время ухода заявки из очереди (для СМО с ограниченной дли­ной очереди);

• длительность времени обслуживания требования каналами (Δt0).

3. Определяют моменты наступления событий:

• поступление требования на обслуживание;

• уход требования из очереди;

• окончание обслуживания требования в каналах системы.

4. Моделируют функционирование СМО в целом и накапливают статистические данные о процессе обслуживания.

5. Устанавливают новый момент поступления требования в си­стему, и вычислительная процедура повторяется в соответствии с изложенным.

6. Определяют показатели качества функционирования СМО путем обработки результатов моделирования методами математи­ческой статистики.