Наличие седловой точки
Определение 3.1.
Нижней оценкой цены игрыназывается величина;верхней оценкой цены игрыназывается величина .
Лемма 3.1.Справедливо соотношение ≤ .
Для доказательства леммы представим игру G(mn) в матричной форме в виде табл. 3.4.
Таблица 3.5
Bj Ai | B1 | … | Bj | … | Bk | … | Bn |
A1 | a11 | … | a1j | … | a1k | … | a1n |
… | … | … | … | … | … | … | … |
Ai | ai1 | … | aij | … | aik | … | ain |
… | … | … | … | … | … | … | … |
Al | a11 | … | alj | … | alk | … | ain |
… | … | … |
| … |
| … | … |
Am | am1 | … | amj | … | amk | … | amn |
Пусть = ajk, = alj . Из определения верхней и нижней границ следует, что элементajk является минимальным вi-й строке, т.е. = ajk ≤ ajj, а элементaljявляется максимальным вj-м столбце, т.е.ajj ≤ alj = . Лемма доказана.
Определение 3.2. Если = = V, то игра имеетседловую точку, стратегииAi, Bj, при которых достигается выигрышV, называютсяоптимальными чистыми стратегиями, а пара стратегий (Ai,Bj) называетсярешением игрыG(mn).
Решение игры обладает свойством устойчивости (равновесия), т.е. если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому игроку не выгодно отходить от своей, так как его положение при этом может только ухудшиться. Из леммы 3.1 непосредственно следует, что признаком наличия седловой точки является нахождение в матрице игры такого элемента aij, который является одновременно минимальным вi-й строке и максимальным вj-м столбце. Если такой элемент не единственный, то игра имеет не единственное решение, но все решения равнозначны, т.е. дают выигрыш, равный цене игрыV.
Теорема 3.1 [6]. Антагонистическая игра с полной информацией имеет седловую точку.
Таким образом, для любой антагонистической игры с полной информацией существует решение – пара чистых стратегий , дающих игрокуАустойчивый выигрышaij=V. Наличие нескольких седловых точек означает существование нескольких решений, но все они дают один и тот же выигрыш, равный цене игрыV.
Рассмотрим в качестве примера матричную игру G(24) с полной информацией, представленную табл. 3.3. Дополним данную таблицу новыми строкой и столбцом, получив табл. 3.5.
Таблица 3.6
Bj Ai |
|
|
| ||
A1 | 4 | –5 | 4 | –5 | –5 |
A2 | –5 | 6 | 6 | –5 | –5 |
| 4 | 6 | 6 | –5 |
|
Из таблицы видно, что , .
Имеем две седловые точки a14 и a24 , соответствующие решениям (A1, B4) и (A2,B4) с ценой игрыV = –5.
Вернемся теперь к матричной игре G(22) с неполной информацией, представленной в табл. 3.2. Аналогично предыдущему примеру дополним табл. 3.2 до табл. 3.6.
Таблица 3.7
Bj Ai |
|
| |
A1 | 4 | –5 | –5 |
A2 | –5 | 6 | –5 |
| 4 | 6 |
|
Для данной таблицы , , т.е. . Седловая точка, а, следовательно, и решение в чистых стратегиях, отсутствуют.
- Теоретико-игровые методы принятия решений
- Isbn 5-7046-1383-7
- Введение
- Основные понятия теории игр. Классификация игровых моделей
- Основные понятия теории игр
- Классификация игровых моделей
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Антагонистическая игра. Поиск решения на дереве игры
- Представление антагонистической игры
- Поиск решения на дереве игры
- Общие замечания
- Метод максимина
- Метод-отсечений
- Неглубокое -отсечение
- Глубокое -отсечение
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Методы решения антагонистических игр, представленных в матричной форме
- Матричное представление антагонистической игры
- Наличие седловой точки
- Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки
- Смешанные стратегии
- Метод Лагранжа
- Метод линейного программирования
- Итерационный метод Брауна-Робинсона
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 3
- Игра двух лиц с произвольной суммой
- Определение игры двух лиц с произвольной суммой
- Теория Нэша для некооперативных игр
- Рефлексивная игра
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Основы теории статистических решений. Игры с «природой»
- Определение игры «с природой»
- Методы решения игр «с природой»
- Случай стохастической неопределенности
- Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы»
- Контрольные вопросы к разделу 5
- Игры с упорядоченными исходами
- Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев
- Поиск решения игры с упорядоченными исходами
- Контрольные вопросы к разделу 6
- Программная система для решения антагонистических игр
- Общее описание системы
- Примеры работы с системой
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 7
- Библиографический список
- Оглавление