Случай стохастической неопределенности
В случае стохастической неопределенности предполагаются известными вероятности qjсостояний «природы» Пj,j= 1, …,n. Для поиска оптимального решения применяется критерий Лапласа, согласно которому оптимальной для ЛПР является та стратегия, которая максимизирует средний выигрышai:
Легко показать, что эта же стратегия будет минимизировать средний риск ri:
В качестве примера рассмотрим игру, матрицы выигрышей и рисков которой представлены табл. 5.2 и табл. 5.3 соответственно.
Пусть заданы вероятности qj:q1 = 0,1; q2 = 0,5; q3 = q4 = 0,2.
Тогда:
a1= 1·0,1+4·0,5+14·0,2 = 4,9;
a2= 3·0,1+8·0,5+7·0,2 =5,7;
a3 = 4·0,1+6·0,5+8·0,2 = 5.
Согласно критерию Лапласа оптимальной является стратегия А2.
Расчет относительно рисков также приведет к стратегии А2:
r1 = 3·0,1+4·0,5+1·0,2 = 2,5;
r2= 1·0,1+0·0,5+8·0,2 =1,7;
r3= 0·0,1+2·0,5+7·0,2 = 2.4.
- Теоретико-игровые методы принятия решений
- Isbn 5-7046-1383-7
- Введение
- Основные понятия теории игр. Классификация игровых моделей
- Основные понятия теории игр
- Классификация игровых моделей
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Антагонистическая игра. Поиск решения на дереве игры
- Представление антагонистической игры
- Поиск решения на дереве игры
- Общие замечания
- Метод максимина
- Метод-отсечений
- Неглубокое -отсечение
- Глубокое -отсечение
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Методы решения антагонистических игр, представленных в матричной форме
- Матричное представление антагонистической игры
- Наличие седловой точки
- Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки
- Смешанные стратегии
- Метод Лагранжа
- Метод линейного программирования
- Итерационный метод Брауна-Робинсона
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 3
- Игра двух лиц с произвольной суммой
- Определение игры двух лиц с произвольной суммой
- Теория Нэша для некооперативных игр
- Рефлексивная игра
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Основы теории статистических решений. Игры с «природой»
- Определение игры «с природой»
- Методы решения игр «с природой»
- Случай стохастической неопределенности
- Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы»
- Контрольные вопросы к разделу 5
- Игры с упорядоченными исходами
- Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев
- Поиск решения игры с упорядоченными исходами
- Контрольные вопросы к разделу 6
- Программная система для решения антагонистических игр
- Общее описание системы
- Примеры работы с системой
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 7
- Библиографический список
- Оглавление