logo
Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А

Смешанные стратегии

Вслучае отсутствия седловой точки, в качестве решения игры используются так называемыесмешанные стратегии

,

где pi и qj– вероятности выбора стратегийAi и BjигрокамиAиB соответственно. Решением игры в данном случае является пара оптимальных смешанных стратегий (SA*, SB*), максимизирующих математическое ожидание цены игры (средний выигрыш).

Теорема 3.2 [6]. Любая антагонистическая игра имеет хотя бы одно оптимальное решение, т.е., пару в общем случае смешанных стратегий (SA*, SB*), дающих игрокуАустойчивый выигрыш, равный цене игрыV, α ≤ V ≤ β.

Чистую стратегию можно рассматривать как частный случай смешанной стратегии, когда одна вероятность имеет единичное значение, а все остальные – нулевое.

Рассмотрим матричную игру G(mn), не имеющую седловой точки, для которой необходимо найти решение – пару оптимальных смешанных стратегийSA = (p1,p2,,pm) иSB = (q1, q2,,qn) и соответствующую цену игрыV.

Предварительно следует попытаться упростить матрицу игры. Для этого вводятся отношения предпочтения (доминирования) и безразличия (дублирования) на множестве стратегий.

Определение 3.3:

Можно доказать следующую лемму [5].

Лемма 3.2.Для игрыG(mn) числоактивных стратегийигроков равноmin{m,n}. Другими словами, если, например,m>n, то в оптимальной стратегииSA = (p1,p2,,pm) игрокаAбудет не болееnотличных от нуля вероятностейpi.

Таким образом, предварительным этапом решения матричной игры является ее упрощение, т.е. удаление из матрицы доминируемых и дублируемых стратегий.

Рассмотрим данный этап на примере матричной игры G(55), представленной табл. 3.7.

Таблица 3.8

Bj

Ai

B1

B2

B3

B4

B5

A1

4

7

2

3

4

A2

3

5

6

8

9

A3

4

4

2

2

8

A4

3

6

1

2

4

A5

3

5

6

8

9

Так как справедливы соотношения,,,,, то удалим доминируемые и дублируемые стратегииA4, A5, B2, B4, B5.

В полученной матрице снова проведём удаление, так как . Получим упрощенную игруG(22), представленную табл. 3.8.

Таблица 3.9

Bj

Ai

B1

B3

A1

4

2

A2

3

6

Нетрудно убедиться, что данная игра не имеет седловой точки и необходимо искать решение в смешанных стратегиях.

После упрощения игры следующим (основным) этапом является поиск оптимального решения в виде смешанных стратегий (SA,SB), применяя точные или приближенные методы.