Практический пример
Рассмотрим следующую задачу. Проводится конкурс на реализацию двух проектов, в котором участвует два претендента – конструкторское бюро 1 (КБ1), имеющее 4 отдела, и конструкторское бюро 2 (КБ2), имеющее 3 отдела. Финансирование первого проекта – a денежных единиц, второго –b. Практика проведения данного конкурса показывает, что, как правило, проект достаётся тому КБ, которое выделяет большее число отделов на его выполнение. Если каждое КБ выделяет одинаковое число отделов на выполнение проекта, то они имеют одинаковую вероятность на его получение. Требуется определить, сколько отделов следует выделить каждому КБ на выполнение первого и второго проектов с целью максимизации их финансирования.
Если в качестве стратегии КБ взять пару (,), гдеи – количество отделов, выделяемых соответственно под первый и второй проекты, то у КБ1 (игрокаA) имеется 5 стратегий:A1 = (4; 0), A2 = (3; 1), A3 = (2; 2), A4 = (1; 3), A5 = (0; 4), а у КБ2 (игрокаB) – 4 стратегии:B1 = (3; 0), B2 = (2; 1), B3 = (1; 2), B4 = (0; 3).
Так как целью каждого из игроков является максимизация собственного выигрыша (возможного финансирования), то соответствующая парная игра G(54) не является антагонистической (выигрыш одного игрока не равен проигрышу другого).
Для того чтобы свести данную игру к антагонистической необходимо из выигрышей aij игрокаAвычесть средний выигрыш – (a+b)/2. В итоге получим антагонистическую игруG(54), представленную табл. 3.14.
Таблица 3.15
| В1 | В2 | В3 | В4 |
А1 | а / 2 | (a – b) / 2 | (a – b) / 2 | (a – b) / 2 |
А2 | b / 2 | a / 2 | (a – b) / 2 | (a – b) / 2 |
А3 | (b – a) / 2 | b / 2 | a / 2 | (a – b) / 2 |
А4 | (b – a) / 2 | (b – a) / 2 | b / 2 | a / 2 |
А5 | (b – a) / 2 | (b – a) / 2 | (b – a) / 2 | b / 2 |
Рассмотрим случай а = b, представленный табл. 3.15. Упростим игру, удалив доминируемые и дублируемые стратегииA1, A5, B2,B3,A3. Получим игруG(22), представленную табл. 3.16.
Таблица 3.16
-
Bj
Ai
В1
В2
В3
В4
А1
a / 2
0
0
0
А2
a / 2
a / 2
0
0
А3
0
a / 2
a / 2
0
А4
0
0
a / 2
a / 2
А5
0
0
0
a / 2
Таблица 3.17
-
Bj
Ai
В1
В4
А2
a / 2
0
А4
0
a / 2
Решив данную игру, например, методом Лагранжа, получим: p2 = p4 = 0,5; q1 = q4 = 0,5; V = a/4.
Тогда для исходной игры G(54) решением будет:SA = (0,0; 0,5; 0,0; 0,5; 0,0), SB = (0,5; 0,0; 0,0; 0,5),VКБ1 = a / 4 +a = 5a / 4, VКБ2 = 3a / 4.
Полученный результат означает, что КБ1 рекомендуется использовать равновероятно стратегии A2 илиA4, т.е. распределить отделы между проектами в соотношении 3 к 1 или 1 к 3 с ожидаемым финансированием 5a / 4, а КБ2 – стратегииB1 илиB4, т.е. направить все усилия (отделы) на выполнение одного из проектов с ожидаемым финансированием 3a / 4.
- Теоретико-игровые методы принятия решений
- Isbn 5-7046-1383-7
- Введение
- Основные понятия теории игр. Классификация игровых моделей
- Основные понятия теории игр
- Классификация игровых моделей
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Антагонистическая игра. Поиск решения на дереве игры
- Представление антагонистической игры
- Поиск решения на дереве игры
- Общие замечания
- Метод максимина
- Метод-отсечений
- Неглубокое -отсечение
- Глубокое -отсечение
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Методы решения антагонистических игр, представленных в матричной форме
- Матричное представление антагонистической игры
- Наличие седловой точки
- Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки
- Смешанные стратегии
- Метод Лагранжа
- Метод линейного программирования
- Итерационный метод Брауна-Робинсона
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 3
- Игра двух лиц с произвольной суммой
- Определение игры двух лиц с произвольной суммой
- Теория Нэша для некооперативных игр
- Рефлексивная игра
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Основы теории статистических решений. Игры с «природой»
- Определение игры «с природой»
- Методы решения игр «с природой»
- Случай стохастической неопределенности
- Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы»
- Контрольные вопросы к разделу 5
- Игры с упорядоченными исходами
- Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев
- Поиск решения игры с упорядоченными исходами
- Контрольные вопросы к разделу 6
- Программная система для решения антагонистических игр
- Общее описание системы
- Примеры работы с системой
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 7
- Библиографический список
- Оглавление